Процесс демонополизации в сфере услуг дальней связи пока порождает больше вопросов, чем ответов

Не прошло и трех лет после вступления в силу Закона РФ «О связи», как отраслевое министерство, успевшее за это время пережить административную реформу и сменить название, засучив рукава, принялось за его претворение в жизнь. Пакет нормативных документов, вышедший из стен министерства в весной текущего года, ознаменовал собой наиболее радикальную реформу отечественной телекоммуникационной отрасли, по крайней мере в новых экономических условиях. Вот только темпы реализации задуманного пока не соответствуют радикальному настрою регулятора, что особенно очевидно в области дальней связи.

Конец монополизму

Весной текущего года из 36 подзаконных актов, конкретизирующих положения Закона «О связи» и утверждаемых Правительством РФ, были готовы только 16, а подписаны и вовсе пять. К счастью, в число последних попали два документа, которые определяют ключевые изменения на отечественном рынке услуг дальней связи. Речь идет о «Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» и «Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи».

Первое из Правил является основополагающим документом для либерализации отечественного рынка дальней связи. В нем определены иерархия и общие принципы взаимодействия операторов, имеющих отношение к оказанию услуг междугородной и международной связи. Сами же услуги дальней связи впервые попали в число лицензируемых после утверждения Правительством соответствующего перечня услуг в середине февраля 2005 года.

Решение о выдаче лицензий на услуги дальней связи означает конец затянувшегося монополизма «Ростелекома». Несмотря на успехи операторов IP-телефонии и деятельность многочисленных пиратских компаний, сегодня на долю «Ростелекома», согласно некоторым оценкам, приходятся 90% оборота в данном рыночном сегменте. Появление в нем новых игроков неизбежно приведет к уменьшению этой цифры. Осталось лишь дождаться, когда такое произойдет.

Процесс выдачи лицензий на дальнюю связь Мининформсвязи упростило до предела: достаточно подать заявку, заплатить за лицензию 44 тыс. долл. и ожидать решения максимум 75 дней. Деньги для операторов связи, даже российских, — небольшие, сроки принятия решения — вполне приемлемые. Неудивительно, что попытать счастья на новом для себя поприще довольно быстро решила чуть ли не дюжина компаний.

Правда, круг «революционеров» оказался неоднородным. Среди них встречаются как операторы, давно и успешно работающие на российском рынке связи («ТрансТелеком», «СЦС Совинтел» — дочерняя структура «Голден Телекома», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «Эквант»), так и фирмы, которых на момент утверждения «Правил присоединения» еще не было на свете (например, «Центринфоком»). К немалому удивлению участников рынка и аналитиков первую лицензию на предоставление услуг дальней связи получила никому не известная компания «Центринфоком», обставившая более именитых конкурентов.

Неспешно запрягая

Почему новоявленная маленькая фирма приглянулась чиновникам из Россвязьнадзора больше остальных операторов — предмет отдельного разговора. Куда важнее другое: опережение конкурентов с получением лицензии на несколько недель не способно дать игроку каких-либо преимуществ, ведь между тем, чтобы формально стать оператором дальней связи, и тем, чтобы приступить к оказанию коммерческих услуг, — дистанция огромного размера.

Основная проблема состоит в выполнении общих технических требований к инфраструктуре, которой обязан располагать оператор дальней связи. Речь идет о наличии минимум четырех транзитных узлов международной связи (двух в европейской и двух в азиатской частях страны), семи транзитных узлов междугородной связи (по одному в каждом федеральном округе) и точек присоединения во всех субъектах РФ, каждая из которых должна быть связана независимыми маршрутами с двумя транзитными узлами, размещенными в разных федеральных округах. Кроме того, характеристики точки присоединения должны позволять пропускать через нее 25% всего трафика дальней связи, генерируемого и терминируемого в данном субъекте РФ.

К моменту обнародования этих требований весной нынешнего года ни один из претендентов на роль оператора дальней связи не располагал необходимой инфраструктурой. Правда, расстояния, пройденные кандидатами до обозначенного технического рубежа, были различными.

Наиболее выигрышными оказались позиции «Межрегионального ТранзитТелекома» (МТТ): в мае его мультисервисная сеть включала в себя четыре международных центра коммутации, семь транзитных центров коммутации, расположенных во всех федеральных округах, 25 локальных центров коммутации в ключевых регионах России и 85 региональных узлов доступа. До заветной планки оставалось совсем немного. Оператор намеревался полностью выполнить требования, сформулированные Мининформсвязи, к 1 июля и уже в текущем году приступить к предоставлению услуг междугородной и международной связи абонентам фиксированных сетей.

О получении последних документов, подтверждающих выполнение всех технических требований регулятора, компания МТТ сообщила в конце октября, но ее планам сразу же начать коммерческую деятельность на поприще оператора дальней связи не было суждено сбыться. Щедро раздавая лицензии на дальнюю связь новым операторам, отраслевое министерство в конце июня вышло в Правительство РФ с предложением отложить сроки либерализации этого рыночного сегмента на полгода — до 1 января 2006 года. Предложение было поддержано, и 30 июня последовало подписание правительственного постановления о приостановке действия «Правил присоединения сетей электросвязи» и «Правил оказания услуг», без вступления которых в силу операторы не могут оказывать услуги дальней связи.

Причиной отсрочки стало отсутствие нормативной базы. Как отмечали летом представители пресс-службы Мининформсвязи, ряд документов, уточняющих и дополняющих положения «Правил присоединения», к середине года был попросту не готов. Прежде всего, неясными оставались вопросы ценообразования и регуляции тарифов на дальнюю связь со стороны государства.

На сей раз виновником оказался не регулятор отечественной отрасли связи (он, вроде бы, сделал все от него зависящее), а Министерство экономического развития и торговли, задержавшее разработку необходимых подзаконных актов. Еще в конце 2004 года МЭРТ должно было внести в Правительство проекты постановлений «Об утверждении перечня услуг и правил регулирования цен на услуги присоединения и пропуска трафика, оказываемых операторами, занимающими существенное положение на рынке» и «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи». Но они не поступили и через полгода после обозначенного срока. По имеющейся информации, летом два названных документа находились на согласовании в Минфине. Первый из них был утвержден постановлением Правительства лишь 19 октября, а второй, насколько известно автору, не подписан и по сей день.

Любопытно, что в самом Мининформсвязи не видят ничего страшного в переносе сроков демонополизации отечественного рынка дальней связи. По словам представителя Министерства, которые РИА «Новости» обнародовало в первых числах июля, «операторы все равно не смогли бы приступить к предоставлению услуг раньше начала следующего года, потому что у них еще не готовы сети». По мнению чиновника, перенос сроков вступления в силу документов на руку операторам, поскольку позволяет им более обстоятельно подготовиться к работе на рынке дальней связи.

Цена входного билета

В приведенном высказывании налицо — некое лукавство. Во-первых, как уже говорилось, та же МТТ намеревалась приступить к предоставлению услуг дальней связи, не дожидаясь наступления 2006 года. Во-вторых, и это главное, рассчитывать на то, что операторы будут наращивать свою инфраструктуру вслепую, до появления на свет полного набора регламентирующих документов, мягко говоря, наивно. Недаром же еще на апрельской конференции «Связь и инвестиции в России» Алексей Рокотян, старший вице-президент компании «ТрансТелеком», сетовал на то, что операторам приходится развиваться в условиях полной неопределенности.

Как отмечал на той же конференции Константин Новодержкин, заместитель директора Департамента государственной политики Мининформсвязи, отраслевому министерству предстоит издать 150 приказов, разъясняющих положения постановлений Правительства в области регулирования отечественной отрасли связи, например те же «Правила присоединения». Надо ли говорить, что эти неизданные 150 приказов означают отсутствие ответов на такое же количество вопросов операторов относительно направлений дальнейшего развития отечественного рынка телекоммуникаций и правил игры на нем.

Эти правила игры касаются как финансовых, так и технических аспектов. Государство должно четко обозначить свою позицию по поводу регулирования тарифов на дальнюю связь и назвать конкретные цифры. Без них получившие лицензии операторы лишены возможности даже разрабатывать бизнес-планы, не говоря уже о предоставлении услуг. Предстоит также прописать ясный порядок взаиморасчетов между операторами, без которого реформа отечественного рынка дальней связи закончится, по сути, так и не начавшись.

К проблеме взаиморасчетов тесно примыкает вопрос перекрестного субсидирования. По идее, при переходе к свободной конкуренции на рынке дальней связи эта набившая оскомину проблема должна исчезнуть сама собой. Но на практике все куда сложнее. С помощью регулирования тарифов государство сможет продолжать перераспределять доходы от услуг дальней связи в целях покрытия издержек, связанных с услугами местной связи. Устранение монополии «Ростелекома» переводит указанную проблему в новую плоскость.

Появление на рынке нескольких операторов дальней связи дает клиенту возможность выбора. Если раньше он имел дело только с оператором местной связи, который затем расплачивался с операторами дальней связи, то теперь схема поменялась на обратную. В новых условиях абонент будет вносить платежи за услуги междугородной или международной связи непосредственно на счет оператора дальней связи (либо его агента при заключении соответствующего договора), а уж тот начнет производить необходимые межоператорские расчеты.

Прямым следствием изменения схемы платежей обещает стать снижение доходов операторов местной связи, которые в подавляющем большинстве случаев представлены дочерними структурами «Связьинвеста». В этой связи в Мининформсвязи говорят о компенсационной надбавке к тарифам на дальнюю связь, которую новые операторы станут переводить МРК, компенсируя уменьшившиеся доходы последних. Не исключено, что надбавка будет «размазана» по разным услугам, предоставляемым МРК операторам дальней связи. Но в любом случае ее появление грозит стать серьезным препятствием к существенному снижению тарифов на услуги дальней связи, а значит, и к эффективной конкуренции альтернативных операторов с «Ростелекомом».

Что касается собственно снижения тарифов, в нем сомневаться не приходится. Оценки аналитиков и участников рынка разнятся лишь в отношении его размера и временной динамики. Оптимисты считают, что стоимость услуг дальней связи опустится до уровня расценок на аналогичные услуги, предлагаемые сегодня крупными операторами IP-телефонии. Другими словами, по сравнению с нынешними тарифами «Ростелекома» цены снизятся примерно вдвое. Более осторожные эксперты полагают, что столь радикальное снижение тарифов возможно лишь на самых востребованных направлениях, которые лучше обеспечены телекоммуникационной инфраструктурой и на которых ожидается наиболее жесткая конкуренция между операторами. В целом же снижение тарифов не превысит 20-30%, поскольку при меньших ценах бизнес операторов станет нерентабельным.

Еще одним препятствием на пути удешевления услуг дальней связи грозит стать исчезновение сегодняшних операторов IP-телефонии, оказывающих существенное ценовое давление на «Ростелеком». Как известно, мартовские решения Мининформсвязи сделали их бизнес в его нынешнем виде нелегитимным. Лишь единицы из них сумеют официально «переквалифицироваться» в операторов дальней связи, остальные же будут вынуждены уйти с рынка либо перевести свой бизнес на «серые» схемы. Так или иначе, сегмент услуг дальней связи, предоставляемых провайдерами IP-телефонии, неизбежно сморщится. В отсутствии столь серьезного конкурента традиционные операторы какое-то время смогут удерживать цены на сравнительно высоком уровне. Однако продлится это недолго: развитие рынка и обострение конкуренции сделают свое дело. Могущество двух названных факторов особенно наглядно проявилось в динамике цен на услуги мобильной связи.

Не меньше проблем — и на техническом уровне. Приведенные выше требования к числу транзитных узлов и точек присоединения отражают лишь общие параметры инфраструктуры. В августе 2005 года Мининформсвязи утвердило «Требования по построению сетей и правила пропуска трафика». Этот документ определяет технические нормы создания сетей междугородной, международной, зоновой, мобильной и местной телефонной связи, а также порядок пропуска трафика при оказании соответствующих услуг. Тем не менее, считают некоторые аналитики, даже после появления «Требований» ряд технических вопросов остался открытым. Без достижения полной ясности в данной области операторы не могут развивать инфраструктуру своих сетей, поскольку риск обесценивания инвестиций пока остается очень высоким.

А инвестиции эти измеряются десятками миллионов долларов. С легкой руки генерального директора МТТ Константина Солодухина, необходимые для выхода на рынок дальней связи затраты чаще всего оцениваются в 50 млн долл. По мнению руководства МТТ, такова минимальная сумма инфраструктурных инвестиций оператора, позволяющая удовлетворить требования Мининформсвязи. Александр Вронский, директор по развитию продуктов и услуг компании «Эквант», оценивает неплановые затраты на строительство сети в 50-60 млн долл. Директор по маркетингу «Корпорации ОСС» Дмитрий Красильников, представляя в мае текущего года планы выхода своей фирмы на рынок дальней связи, указал на необходимость инвестиций в размере 40 млн долл. А некоторые аналитики заверяют, что можно обойтись и «скромными» 30 млн долл.

В любом случае цифры, приводимые разными источниками, всякий раз оказываются одного порядка. Эти суммы получены в предположении, что оператор будет арендовать междугородные и международные каналы связи у других компаний. Из них исключены затраты на маркетинг, расходы на привлечение и обслуживание клиентов (включая выставление и доставку счетов, прием и отслеживание платежей), на установление «привязок» к сетям многочисленных операторов местной связи, текущие расходы на обслуживание сети и т.д.

Прогноз динамики объемов услуг дальней телефонии на фоне других сегментов магистральной связи

Сумма 50 млн долл. — это много или мало? Ответ определяется точкой отсчета. Объем услуг отечественного рынка дальней связи сегодня оценивается в 3,5-4,5 млрд долл. в год, что составляет примерно пятую часть всего оборота отрасли связи. Даже если взять нижнюю границу приведенного диапазона, то получение 2% этого рыночного пирога (планка, которая вполне по плечу компаниям типа «ТрансТелекома», МТТ, «Голден Телекома» и «Экванта») позволит вернуть начальные инвестиции чуть не через год после начала предоставления услуг.

К тому же, подобно отечественной телекоммуникационной индустрии в целом, рынок дальней связи не стоит на месте. Ожидается, что конкуренция между несколькими операторами станет дополнительным стимулом к его развитию (за счет снижения тарифов и роста объемов трафика). Иными словами, можно предположить, что уже в будущем году размер данного рыночного сегмента превысит 4 млрд долл., а значит, инвестиции крупных операторов окупятся еще быстрее.

Но эти инвестиции еще предстоит привлечь. Рассчитывать на собственные средства упомянутым компаниям, видимо, не приходится. Выкладывать из своего кармана гигантские суммы на развертывание сетей могут себе позволить только сотовые операторы. Масштаб бизнеса «альтернативщиков» в сегменте фиксированной связи заметно скромнее. Скажем, оборот МТТ в 2004 году составил 139 млн долл., а чистая прибыль — порядка 40 млн долл. В текущем году суммарный доход фирмы должен превысить 210 млн долл. Схожим образом оценивается и бизнес «Экванта»: по неофициальным данным, суммарный годовой доход этого оператора находится на уровне 200 млн долл. Несколько лучше финансовая ситуация у «Голден Телекома»: в прошлом году он заработал 584 млн долл., а за первые три квартала года текущего года — 492 млн долл.

При поиске источников финансирования едва ли не главный вопрос связан со сроками окупаемости инвестиций. По признанию президента «ТрансТелекома» Сергея Липатова, его компания сможет выйти на рынок дальней связи примерно через два года после получения лицензии. Это время уйдет на выполнение технических требований, предъявляемых к операторам дальней связи. Задержка с принятием необходимой нормативной базы еще больше удлинит подготовительный период.

Более оптимистично настроено руководство «Голден Телекома». Представители оператора утверждают, что для создания сети, необходимой для оказания услуг дальней связи, потребуются от 12 до 18 месяцев. Глава «Центринфокома» Владимир Зайцев допускает, что на создание сети и другие подготовительные работы у фирмы может уйти около двух лет. Даже наиболее подготовленная к деятельности на новом рынке компания МТТ в условиях сегодняшней неопределенности вряд ли сможет приступить к предоставлению услуг сразу после 1 января 2006 года.

Получается, что реальный период окупаемости инвестиций, отсчитанный не от начала предоставления услуг, а от момента, когда оператор приступит к подготовительным работам, составит 3-4 года. А это не так уж мало!

То ли еще будет!

Упрощенный порядок выдачи лицензий на дальнюю связь и значительный по российским меркам размер этого рыночного сегмента обусловили интерес к нему множества компаний. Но довольно скоро выяснилось, что получить желанную лицензию куда проще, чем выполнить требования регулятора, начать предоставлять коммерческие услуги и тем более выдержать жесткую конкуренцию со стороны «Ростелекома» и других провайдеров. По мнению ряда экспертов, на отечественном рынке дальней связи смогут ужиться 4-5 операторов. Об этом же свидетельствует опыт таких стран, как Аргентина, Бразилия, Израиль, Индонезия, Испания, Франция, где либерализация рынка дальней связи прошла в последние годы.

Кандидаты на эти места хорошо известны. Возникает закономерный вопрос: какая судьба ждет остальных лицензиатов? Ответ на него может оказаться разным для разных компаний.

Шансы новичка «Центринфокома» не стоит переоценивать. Учрежденная в апреле нынешнего года пятью мелкими операторами связи московского региона под эгидой Ассоциации телефонных операторов, эта компания вряд ли сумеет прочно закрепиться на нарождающемся рынке. Правда, почин учредителей «Центринфокома» подхватили региональные операторы: к проекту готовы присоединиться фирмы с Урала, Дальнего Востока и из Сибири, причем не только мелкие, но и довольно крупные, типа поволжской «СМАРТС». Тем не менее далеко не очевидно, что этот игрок способен на равных конкурировать с МТТ или «ТрансТелеКомом». Не исключено, что рыночная траектория «Центринфокома» завершится его покупкой более крупным оператором.

Другой случай — «ОСС-Телеком». Эта компания была организована на базе лидера отечественного рынка IP-телефонии «Корпорации ОСС». Ее создание преследовало цель не столько конкуренции с «Ростелекомом», сколько сохранения существующего бизнеса, который в новых условиях оказывается незаконным. Руководство ОСС выбрало модель организации объединенного оператора, предоставив региональным своим партнерам преимущественные права на приобретение долей в акционерном капитале новой фирмы.

Уже весной 2005 года партнеры ОСС в 60 субъектах РФ располагали оборудованием, которое могло играть роль точек присоединения. Партнерская схема была призвана довести число точек присоединения до требуемого значения и охватить ими всю территорию страны. Даже по самым пессимистичным оценкам руководства ОСС через два года после начала оказания услуг выручка нового объединенного оператора достигнет 120 млн долл., а срок окупаемости первоначальных инвестиций составит два года. В какой степени этот прогноз оправдается, сказать трудно. Безусловным преимуществом ОСС является огромный опыт в области IP-технологий, которые наверняка будут использоваться и всеми остальными операторами дальней связи.

Возможно, свои взгляды на демонополизированный рынок дальней связи обратят и сотовые операторы. Интерес руководства «СМАРТСа» к инициативе создателей «Центринфокома» следует рассматривать как первый звоночек. Сегодня некоторые операторы мобильной связи предлагают фиксированные тарифы для вызовов в пределах своих сетей, расположенных в разных регионах России. Такая услуга практически не отличается от классических услуг дальней связи.

Масштабы бизнеса «большой тройки» мобильных операторов не идут ни в какое сравнение с оборотами альтернативных операторов фиксированной связи. Однако сотовые компании оказываются перед лицом таких проблем, как падение среднемесячной доходности с одного абонента, насыщение рынка Москвы и Санкт-Петербурга, сокращение возможностей дальнейшей региональной экспансии (в том числе на территории СНГ) и проволочки с выдачей лицензий на предоставление услуг связи в сетях третьего поколения. И они могут усмотреть в сегменте дальней связи желанную возможность придать своему бизнесу новую динамику. Прибавьте сюда огромные ресурсы, которыми располагают эти фирмы, и перспектива их выхода на рынок услуг дальней связи покажется не такой уж и фантастической.

Еще меньше определенности — с западными телекоммуникационными гигантами. Формально дорога на наш рынок им открыта уже сегодня, а грядущее вступление России в ВТО (которое, собственно, и стало основным стимулом к начавшейся либерализации) обещает устранить последние барьеры на этом пути. Пока интерес к российскому рынку дальней связи явно проявила лишь France Telecom в лице ее дочерней компании «Эквант», которая в следующем году будет работать под брэндом Orange. Проблема, однако, заключается в том, что крупные западные операторы не начнут активно действовать на отечественном рынке дальней связи до тех пор, пока не будут четко прописаны все правила игры. «Эквант», получившая лицензию Россвязьнадзора в июле, является исключением из правила. Это — один из старожилов местного телекоммуникационного рынка: под разными названиями фирма работает в нашей стране с 1990 года.

Итак, несмотря на формально состоявшуюся демонополизацию, на рынке дальней связи сохраняется полная неопределенность. Ни один из лицензиатов не приступил к оказанию услуг и даже не завершил подготовку к их предоставлению. По справедливому выражению одного из консультантов в области телекоммуникаций, «рынок затаился, ожидая следующего шага со стороны регулятора». Выдержит ли Правительство обозначенный срок 1 января 2006 года или немая сцена затянется надолго? Ответ мы получим через полтора месяца.


В операторском круге

На cегодняшний день лицензии Россвязьнадзора на оказание услуг дальней связи получили 11 альтернативных операторов.

  • СЦС «Совинтел» («Голден Телеком»)
  • «Инвестэлектросвязь»
  • «Инфоплюс»
  • «Корбина Телеком»
  • «ЛанРусинвест»
  • «Межрегиональный ТранзитТелеком»
  • «МирТелеКом»
  • «ОСС-Телеком»
  • «ТрансТелеком»
  • «Центринфоком»
  • «Эквант»

Цитируя документы

Требования к построению сети междугородной и международной телефонной связи (утверждены приказом №97 Мининформсвязи РФ от 8 августа 2005 года).

  • Узлы связи размещаются в пределах территории Российской Федерации.
  • Транзитные международные узлы связи размещаются не менее чем в двух федеральных округах европейской части и не менее чем в двух федеральных округах азиатской части Российской Федерации.
  • Все транзитные международные узлы связи являются смежными.
  • Каждый транзитный международный узел связи является смежным с узлом (узлами) связи сети связи иностранного государства.
  • В каждом федеральном округе размещается транзитный междугородный узел связи, связанный линиями связи, не использующими общие линии передачи и физические цепи не менее чем с двумя транзитными международными узлами связи и являющийся смежным с шестью (по одному из каждого федерального округа) транзитными междугородными узлами связи. При этом данные семь транзитных междугородных узлов связи являются смежными.
  • В случае наличия в одном федеральном округе двух и более транзитных междугородных узлов связи каждый из них связывается независимыми линиями связи не менее чем с двумя транзитными междугородными узлами связи, один из которых размещается в другом федеральном округе.
  • Точки присоединения размещаются в каждом субъекте Российской Федерации.
  • Точка присоединения соединяется линией связи с одним из транзитных междугородных узлов связи, размещенных в одном с данной точкой присоединения федеральном округе, либо входит в состав одного из указанных узлов связи.