Интегрированное компактное устройство, обеспечивающее современное предприятие всеми необходимыми типами коммуникаций и услуг и не требующее значительных затрат при инсталляции и обслуживании, — именно так рекламируют телекоммуникационные вендоры универсальные системы связи для малых и средних предприятий. Действительно, в секторе SME востребованы, прежде всего, «коробочные» продукты. Но соответствуют ли они своему определению? Чтобы разобраться в данном вопросе, мы задали довольно простую задачку известным системным интеграторам, выполнившим не один проект внедрения коммуникационных IP-платформ на предприятиях самого разного масштаба.

Вот ее исходные условия. Клиент имеет головной офис в Москве (70 рабочих мест) и три филиала (положим, в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Краснодаре), в каждом из которых насчитывается по 10 рабочих мест. Ему необходимы телефонная связь, доступ в Internet, VPN-канал между филиалами на скорости 512 Кбит/с, поддержка QoS и SLA, корпоративная почта, организация распределенной локальной сети, а также совместный доступ к приложениям. Допустим, заказчик предпочитает моновендорные решения. В филиалах фирмы нет системных администраторов, следовательно, требуется централизованное удаленное администрирование системы. Словом, для российской действительности это — типовая задача.

На просьбу рассказать об этапах и технических аспектах инсталляции интегрированной коммуникационной платформы для описанного условного клиента откликнулся Алексей Янкевский, менеджер по развитию сетевых решений компании «Открытые Технологии». Он предлагает проектировать систему на базе оборудования Cisco, поскольку решения этой корпорации надежны и масштабируемы, реализуют удаленное администрирование и централизованное обновление ПО. Клиент будет обеспечен телефонной связью с помощью инсталляции сервисного маршрутизатора Cisco из семейства ISR. Такой подход позволит каждому филиалу компании обрабатывать звонки с местных городских номеров и при необходимости маршрутизировать их в другой офис. Разумеется, междугородние соединения будут осуществляться посредством IP-телефонии, поскольку имеющийся канал доступа к Internet поддерживает необходимую пропускную способность. Таким образом, будет реализовано общение сотрудников по рабочим вопросам с применением единой системы нумерации внутренних абонентов во всех структурных подразделениях.

Поскольку сотрудники фирмы расположены в разных филиалах, им необходимо предоставить возможности совместной работы. Эту задачу можно решить посредством аудиоконференц-связи и одновременной поддержки бизнес-приложений. Если какие-либо работники компании хотят при этом еще и видеть друг друга, в их кабинетах достаточно установить видеотелефоны Cisco. Но если в сессиях видеосвязи предполагается задействовать свыше двух участников, в сети потребуется установить сервер видеоконференц-связи. Рабочие места остальных пользователей лучше всего оснастить обычными IP-телефонами Cisco.

В связи с тем, что решение полностью базируется на оборудовании Cisco, в нем будут изначально заложены преемственность сервисов и прозрачность инфраструктуры.

Итак, Алексей Янкевский обрисовал примерный эскиз предстоящих работ. Так как процесс построения или модернизации внутренней сети компании обычно увязан с происходящими в ней бизнес-процессами, объем инсталляционных работ, сроки их проведения и стоимость проекта невозможно определить «вслепую». Для этого потребуются выезд специалиста «на место» и обследование уже имеющейся сетевой инфраструктуры предприятия.

Вариант построения сети для условного заказчика из сектора SME

В ходе обследования предстоит прояснить потребности заказчика в интеграции имеющихся приложений (типа ERP) в разворачиваемую систему связи, функциональность IP-телефонов, число мобильных пользователей WLAN и многое другое. Конечно, заказчик может самостоятельно инсталлировать приобретенное им оборудование Cisco, но настроить его для оптимального использования ему вряд ли удастся. Лучше, считают в «Открытых технологиях», прибегнуть к помощи специалистов интеграторской фирмы. «Даже небольшая, на первый взгляд, задача интеграции системы связи требует кропотливой проработки, — подчеркнул Янкевский. — От этого зависит оптимальное соотношение функциональности, цены и качества решения.

Очевидно, что в мифе о простоте, экономичности и неприхотливости универсальных систем связи для сектора SME присутствует доля рекламной шумихи. А посему заказчикам следует учитывать расходы на установку оборудования.