Сенсационное удвоение абонентской базы, беспрецедентная региональная экспансия, появление четвертого федерального оператора и череда громких скандалов стали основными вехами развития сотового рынка России в ушедшем году

Год назад, подводя итоги очередного отчетного периода, руководитель отечественной отрасли связи Леонид Рейман заявил: «В 2004 году прогнозируется увеличение числа пользователей сотовой связи в России до 55—60 млн, но повторение двукратного роста, наблюдавшегося в 2003 году, вряд ли возможно». Абсолютное большинство аналитиков разделяли данную точку зрения, но, как выяснилось, они недооценили потенциал сотового рынка страны. По предварительным оценкам, в 2004 году число абонентов сетей мобильной связи в России увеличилось с 36 млн до 74 млн. Таким образом, к сотовой телефонии приобщилась практически половина россиян (48,5% населения страны), что в 1,8 раза превышает число абонентских линий фиксированной связи.

Сеть для «сливок»

Прошлый год также запомнится мощной атакой крупнейших российских компаний на рынки стран СНГ и выходом на игровое поле четвертого федерального оператора «Скайлинк».

В мае, на выставке «Связь-Экспокомм 2004», холдинг «Система Телеком» официально объявил о создании четвертого национального оператора мобильной связи стандарта IMT-MC 450 (CDMA 2000 1x в диапазоне 450 МГц, или CDMA-450). Несколько компаний, в которых «Система Телеком» владеет активами, организовали коллективную выставочную экспозицию на общем стенде под брендом «Скайлинк». Ядро будущей федеральной сети сформировано санкт-петербургской компанией «Дельта Телеком», московскими операторами МСС и «Персональные Коммуникации» (торговая марка СОНЕТ). В процесс объединения втянулись ряд региональных операторов сетей NMT-450.

К концу 2004 года «Скай-линк» в основном завершил консолидацию региональных активов и развернул действующие сети в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Воронеже, Ижевске, Краснодаре, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Петрозаводске, Пскове и Твери. Правда, в режиме коммерческой эксплуатации работают только четыре из них — в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске и Мурманске (остальные пока тестируются). Однако у компании имеются лицензии на строительство сетей стандарта CDMA-450 почти в 80% субъектов РФ.

К концу 2004 года абонентская база «Скайлинк» составила примерно 135 тыс. человек. На фоне десятков миллионов пользователей телефонов GSM это очень мало, но оператор недвусмысленно намекает, что намерен «отобрать» у конкурентов из мира GSM наиболее доходную часть абонентской базы. Средняя доходность в пересчете на одного клиента (ARPU) в сетях «Скайлинк» составляет примерно 60 долл., что примерно вчетверо больше аналогичных показателей у операторов «большой тройки».

Охота на «пчел»

Развитие федеральной сети «Би Лайн GSM» в прошлом году ознаменовалось чередой громких скандалов и судебных разбирательств. В январе представители Управления Госсвязьнадзора по Москве и Московской области (УГНСИ) официально заявили, что «ВымпелКом» предоставляет услуги в столице с нарушением законодательства. Соответствующей лицензией обладает не он, а его дочернее предприятие «КБ Импульс», но клиентские договоры заключаются от имени самого «ВымпелКома». Фактически УГНСИ потребовало от оператора переоформления лицензии либо перезаключения контрактов со всеми абонентами в Москве и области.

Оператор обратился в арбитражный суд, который отменил требования Госсвязьнадзора. Затем, в мае, акционеры «ВымпелКома» пошли навстречу регулирующим органам и приняли решение о присоединении «КБ Импульс» к материнской компании.

Казалось бы, конфликт исчерпан, но в конце года агентские отношения «ВымпелКома» с «КБ Импульс» вновь привлекли всеобщее внимание, став основанием для предъявления оператору налоговых претензий. Фискальные органы потребовали взыскать с «ВымпелКома» 157 млн долл. в счет недоплаченных за 2001 год налогов и пеней.

Скандал получил международный размах. На фондовом рынке произошел обвал акций «ВымпелКома» и других российских компаний, и в защиту российского сотового оператора, частично принадлежащего норвежскому концерну Telenor, выступил министр торговли этой страны. Одновременно ряд иностранных инвесторов «ВымпелКома» заявили о намерении судиться с руководством фирмы из-за сокрытия ими сведений о реальных финансовых взаимоотношениях «ВымпелКома» с «КБ Импульс».

«ВымпелКом» оспорил решение налоговой службы, и через несколько дней налоговики снизили размер претензии к компании за 2001 год до 10,2 млн долл. (плюс 7,4 млн долл. в виде штрафов и пеней). Взамен они предъявили акт о взыскании с «ВымпелКома» 20,9 млн долл. налогов и штрафов за 2002 год. Вероятно, в наступившем году скандальная история с финансовыми нарушениями в «ВымпелКоме» продолжится. Недавно гендиректор фирмы Александр Изосимов предупредил акционеров о возможности налоговых претензий за 2003 финансовый год.

В этом удручающем инвестиционном климате «ВымпелКом» продолжал активно строить сети. В 2004 году оператор запустил сети в 19 регионах России. В июне зафиксирован абсолютный рекорд по темпам развития сети «Би Лайн GSM» — за месяц установлена 471 базовая станция на Северо-Западе России, Урале, в Поволжье, Сибири и Центральном регионе.

30 июня «ВымпелКом» объявил о завершении сделки по приобретению 93,5% акций компании «Даль-Телеком», обеспечившей выход на рынок Дальневосточного федерального округа. В августе «ВымпелКом» купил второго по величине сотового оператора «КаР-Тел» в Казахстане и, таким образом, перешагнул границы России. «КаР-Тел» обладает лицензией GSM-900 на всю территорию страны, и на момент покупки обслуживал порядка 600 тыс. абонентов — 31% всех казахских пользователей сотовой связи. «ВымпелКом» завершил очередной строительный период 20 декабря, объявив о присоединении к своей инфраструктуре территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Он стал 74 регионом, охваченным единой федеральной сетью «Би Лайн GSM».

Работа «ВымпелКома» в 2004 году также запомнится первым в России коммерческим внедрением технологии EDGE: шестого декабря услуги на ее основе стали доступны абонентам сети в Вологодской области. По сведениям оператора, реально достижимая средняя скорость передачи данных по сети EDGE составляет 100—120 Кбит/с.

В декабре число абонентов сети «Би Лайн» в Москве и Московской области превысило 7 млн человек. А консолидированная абонентская база оператора к концу года, по всем подсчетам, должна превысить 23 млн подписчиков.

Метро и телевидение

Федеральная компания «МегаФон» весь год продолжала активно осваивать лицензионную территорию — и на земле, и под землей в буквальном смысле слов. В конце апреля число ее абонентов в московском регионе превысило «психологическую» отметку 1 млн. Девятого июля сеть «МегаФон-Москва» начала работать в московском метрополитене. А в ноябре на карте покрытия «МегаФона» появился 71-й регион обслуживания — Амурская область.

Среди множества инновационных предложений «МегаФона» в 2004 году наверняка запомнится вывод на массовый рынок услуг «Мобильного телевидения» и определения местоположения абонентов. Сейчас пользоваться «Мобильным телевидением» могут клиенты московской сети, владеющие определенными моделями телефонов Nokia. Абонентам доступны для просмотра телеканалы РБК-ТВ (деловые новости), Рамблер-ТВ и Style TV (научно-популярные и развлекательные программы), музыкальные каналы Муз-ТВ и Neo-TV. Новая услуга «Автоматический определитель местоположения» (АОП) позволяет владельцам мобильных телефонов довольно точно определять местонахождение других абонентов своей сети (при их согласии). К концу ноября в федеральной сети «МегаФон» было более 12,8 млн абонентов.

Интенсивная культивация

В прошлом году «Мобильные ТелеСистемы» вели активную экспансию в регионах страны и за рубежом. В феврале оператор получил лицензии на освоение 11 новых регионов России, и теперь имеет выход на 87 из 89 ее регионов (за исключением Пензенской области и Чеченской Республики). В августе МТС приобрела 74% акций компании Uzdunrobita, крупнейшего GSM-оператора Узбекистана.

В октябре МТС объявила, что ее абонентская база в Республике Беларусь достигла отметки 1 млн пользователей. В декабре поступили сообщения о намерении МТС выйти на рынок Туркмении. Ряд информационных агентств распространили информацию о том, что МТС готовит покупку местного оператора Barash Communication Technologies (BCTI). Он действует в Туркмении уже около десяти лет, но на июнь 2004 года обслуживал лишь 27 тыс. абонентов.

Число клиентов самой МТС за последний месяц 2004 года достигло рекордной отметки. Только за декабрь к сети оператора подключились 4,7 млн пользователей, из которых 500 тыс. пришлись на московский регион. В результате консолидированное число абонентов компании по состоянию на 31 декабря 2004 года достигло 35 млн. В 2004 году рост консолидированной абонентской базы МТС составил 104%.

Безусловное лидерство МТС по темпам роста в 2004 году подкреплено рядом запоминающихся технологических и маркетинговых инициатив. В мае компания выпустила первый сотовый телефон под собственной торговой маркой МТС S-680, а 15 декабря начала продавать аппараты МТС i42 и МТС i43. Телефоны имеют современные технические характеристики, привлекательный дизайн и относятся к бюджетной ценовой категории. Они изготовлены по заказу сотового оператора «Ситроникс», который входит в «Концерн научный центр» и принадлежит АФК «Система».

16 декабря (всего на десять дней позже «ВымпелКома») «Мобильные ТелеСистемы» активировали в своей GSM-сети в Самаре функциональность EDGE. В том же месяце компания подписала соглашение с NTT DoCoMo об эксклюзивном партнерстве при запуске сервиса i-mode в России и СНГ.

Долгожданная развязка

Вопреки прогнозам конкурс по распределению лицензий на развертывание сетей третьего поколения (3G) в 2004 году так и не состоялся. Как заявил накануне Нового года заместитель главы Федерального агентства связи Андрей Бескоровайный, ожидается, что вопрос вступления российского рынка в третье поколение решится в конце 2005 года. Разработка нормативно-правовых актов для проведения конкурсов на лицензии 3G уже завершена, и в ближайшее время они будут согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами. Затем последует создание конкурсной комиссии, работа которой, вероятно, привнесет новую интригу на телекоммуникационный рынок страны.


Главные достижения 2004 года (по версии ИАА «Сотовик»)

  • МТС и «ВымпелКом» реализуют практически весь имеющийся «лицензионный потенциал» и запускают сети почти во всех регионах, где располагают лицензиями на предоставление услуг связи GSM.
  • Абонентские базы МТС и «ВымпелКома» в РФ превышают отметку 20 млн.
  • Абонентская база «МегаФона» преодолевает планку 10 млн. подписчиков. Московский фрагмент сети обслуживает свыше 1 млн абонентов.
  • Большая часть региональных рынков страны характеризуется численностью абонентских баз в диапазоне от 200 до 500 тыс. абонентов.
  • В РФ появились уже 15 регионов, где объем абонентских баз всех сотовых операторов, превысил 1 млн человек. В 2004 году планку в 1 млн абонентов преодолевают Свердловская, Нижегородская, Пермская, Волгоградская, Кемеровская, Новосибирская и Челябинская области, Ставропольский край, Республики Башкортостан и Татарстан.