Российское представительство Lucent обнародовало качественные показатели бизнеса в прошедшем году

В канун Нового года подвести итоги деятельности в нашей стране решила Lucent Technologies, но дистанция от намерения до результата оказалась огромной. Итоговая пресс-конференция напоминала типичную PR-акцию с целью напомнить о своем существовании, то есть каких-то конкретных цифр, кроме пресловутых процентов роста, представителям прессы не назвали. Однако некоторые факты, связанные с работой американского вендора на отечественном рынке, все же заслуживают внимания.

ДМИТРИЙ КАМЕНСКИЙ: «Рост доходов Lucent мог бы оказаться еще внушительнее, если бы не изменения в законодательстве США»

Глава представительства Дмитрий Каменский начал с глобальных успехов Lucent, которые заключаются в том, что в 2004 финансовом году (завершившемся 30 сентября) компания вновь вышла на прибыльность. Таким образом, можно считать, что «черная полоса» бизнеса, обусловленная глобальным кризисом телекоммуникационной индустрии, для Lucent окончательно миновала. Прирост общих доходов фирмы за прошедший год должен превысить 20%, причем, сказал Каменский, цифры могли оказаться еще внушительнее, если бы не изменения в законодательстве США, из-за которых часть проектов нельзя зачесть на баланс 2004 года.

На рынках России и СНГ в целом, по всей видимости, дела у компании идут еще лучше, поскольку здесь кризисных явлений вообще не наблюдалось. Напротив, российский сотовый рынок, наряду с китайским, рассматривается ведущими поставщиками оборудования как один из наиболее перспективных. Не случайно Lucent оказался в числе первых поставщиков комплексных решений для организации беспроводной связи стандарта CDMA 450 (или, как его еще называют, IMT-MC 450) для создаваемого четвертого федерального оператора «Скайлинк». Трудно представить, что еще лет пять назад крупнейший мировой производитель средств связи стал бы осваивать массовый выпуск оборудования под нужды только российских (и ряда восточноевропейских) компаний.

Итак, поставки платформ CDMA 450 «Скайлинку» составили примерно 20% всех прошлогодних продаж Lucent на территории России. Последние два проекта по построению сетей этого стандарта завершились в Твери и Краснодаре в декабре 2004 года. Но сколько составляют эти проценты в рублях или долларах, естественно, осталось неизвестным. Не менее важны для компании проекты, выполняемые по заказу предприятий «Связьинвеста». Как известно, сейчас МРК этого холдинга активно занимаются переводом сетей регионального уровня на технологии NGN и расширением оптических магистральных каналов связи. В обоих направлениях продукты и услуги Lucent могут пригодиться нашим заказчикам. Последний контракт на построение инфраструктуры NGN был подписан в декабре с оператором «ВолгаТелеком».

Кроме того, в качестве прошлогодних VIP-клиентов были упомянуты компании «МегаФон», «ТрансТелеКом» и «Укртелеком». С последним оператором сотрудничество развивается главным образом в области поставок систем фиксированной телефонной радиосвязи (WLL) стандарта CDMA, что для нашей страны можно считать уже пройденным этапом.

Представители российского офиса Lucent уверены, что в сегменте поставок систем CDMA 450 компания пока является безоговорочным лидером, ибо на ее оборудовании построен весь сегмент сети «Скайлинк» от Москвы до Санкт-Петербурга. Китайские вендоры Huawei и ZTE сильно отстают из-за нацеленности на региональные фирмы, а Nortel вышел с соответствующим предложением с большим опозданием, хотя в конце года «открыл счет» сделок сразу тремя контрактами на Урале. Все поставляемые в нашу страну платформы CDMA 450 готовы к развертыванию услуг EV-DO (то есть не требуют аппаратной модификации), но программное обеспечение для предоставления таких сервисов высокоскоростной передачи данных операторы сети «Скайлинк» еще не покупали. Но интерес со стороны заказчиков есть, поэтому данное ПО завезено в Россию и проходит процедуру сертификации.

edge вызывает скепсис

Рассказ о реальных результатах работы сотрудники российского представительства Lucent постарались заменить отвлеченными рассуждениями о перспективах внедрения в России тех или иных технологий беспроводной связи. Руководитель подразделения мобильных решений Леонид Платонов заявил, что его команда скептически относится к технологии EDGE и рассматривает ее как выход из ситуации лишь для относительно «бедных» сотовых операторов (ну кто же себя таковым назовет?). Тех, у кого достаточно денег и частот, Lucent изначально ориентирует на создание сетей 3G.

В качестве примеров были упомянуты самый крупный в мире мобильный оператор Vodafone, который отказался от применения технологий «усовершенствованного GPRS», и несколько меньший по размерам итальянский оператор TIM, считающий использование этого решения оправданным лишь в сельской местности. В условиях высокой плотности абонентов (в городах) возникает интерференция сигналов от устройств EDGE, что приводит к снижению скорости передачи данных и делает систему неэффективной. Популярные ныне технологии беспроводного доступа Wi-Fi и WiMAX Платонов призывает рассматривать как дополнение к сотовым сетям третьего поколения и ни в коем случае не как альтернативное решение.

Глава российского представительства заявил, что в связи с увеличением клиентской базы Lucent расширила штат сотрудников московского и питерского офисов и усиленно развивает партнерскую сеть. Численную прибавку сотрудников он снова выразил в процентном отношении: на 10% увеличился отдел технической поддержки, на 15% — отдел продаж и на 20% — проектное подразделение. Кто знает исходные цифры, тот легко может подсчитать результат.

Единственным «больным местом» в бизнесе российского представительства Lucent, пожалуй, остается корпоративный сегмент. Хотя, как известно, все разработки для сетей масштаба предприятия были в свое время переданы Avaya, материнская компания вновь пытается нарастить свое присутствие на этом рынке. Только говорить о полном портфеле предложений для корпоративных заказчиков ей еще рано. В активе вендора есть межсетевые экраны, отличающиеся хорошим соотношением цена/производительность, есть стратегические договоры о партнерстве с Avaya и Enterasys, но этого крайне мало, чтобы добиться ощутимых успехов в бизнес-среде. В Lucent понимают, что в одиночку конкурентов не победить, и, как признался Каменский, сегодня одной из самых актуальных задач является поиск партнеров для работы на корпоративном рынке.