Из потенциальных кандидатов на роль новых приложений, которые могут быть внедрены в сетях сотовой связи, в первую очередь на ум приходит электронная почта

В том, что этот сервис сумеет быстро завоевать популярность, сомневаться не приходится. Достаточно сказать, что в прошлом году только в Европе было отправлено свыше 150 млрд SMS-сообщений. Электронная почта — вполне логичное продолжение данной услуги, причем речь идет не только о снятии ограничения на размер посланий, но и о возможности присоединять к ним различные файлы и, главное, получать доступ к корпоративному почтовому серверу с мобильного терминала.

Последнее означает, что мобильный почтовый сервис прежде всего должен найти спрос в бизнес-среде. Этот вывод подтверждается на практике: в США уже около 1% корпоративных клиентов сотовых операторов активно используют мобильную электронную почту. Цифра, конечно, не впечатляет, но она растет с каждым месяцем. В основном дело пока ограничивается топ-менеджерами компаний, однако охват новым сервисом более широкой аудитории — не более чем вопрос времени.

Стремление к мобильности

В самом деле, во всем мире численность мобильных сотрудников (то есть тех, которые не менее 20% рабочего времени проводят вне офиса) постоянно увеличивается. Так, согласно оценкам, представленным аналитиком Gartner Моникой Бассо на последней выставке «Связь-Экспокомм», в США насчитывается около 50 млн мобильных работников, а это — свыше 45% от их общего числа. В странах Западной Европы два года назад было 48,6 млн беспроводных бизнес-пользователей, а к 2006 году их число должно вырасти до 69 млн.

Несколько лет назад возникла настоятельная необходимость интегрировать в корпоративную информационную среду удаленных пользователей, работающих дома, в удаленных офисах или в организациях заказчиков. По мере того как мобильность становится неотъемлемой частью любого бизнеса, это требование все больше относится и к мобильным сотрудникам. Конечно, до полной интеграции еще далеко, и первым в повестке дня оказался вопрос о почтовом сервисе.

Внедрение полноценной электронной почты в сетях мобильной связи — важнейший шаг к воплощению концепции предприятия реального времени (Real Time Enterprise, RTE), продуктивность сотрудников которого не зависит от их местонахождения. Если верить оценкам аналитиков, примерно половина транзакций на RTE представлена неструктурированными почтовыми сообщениям, десятая часть которых к концу 2006 года должна быть переведена в радиоэфир.

Впрочем, не следует думать, что путь электронной почты в сети сотовой связи усеян розами. Одним из серьезнейших препятствий к широкому распространению ее мобильного варианта является дороговизна: операторы, уже реализовавшие подобный сервис, предлагают его корпоративным клиентам за 700—2800 долл. в год (примерно 60—235 долл. в месяц) на одного пользователя. Помимо абсолютных цифр примечателен и четырехкратный разброс цен: конкретный тариф зависит от типа и возможностей абонентского устройства, стоимости соединения, затрат на интеграцию мобильного приложения с корпоративным почтовым сервером и т. д. Оправдать подобные затраты непросто, и, возможно, именно поэтому мобильным почтовым сервисом пока пользуются преимущественно руководители компаний.

Некоторые эксперты полагают, что попытки оценить окупаемость таких затрат вообще бесперспективны, ведь выгоды применения мобильной электронной почты трудно оценить на финансовом уровне. Речь, скорее, должна идти о качественно новом уровне ведения бизнеса, который достигается как благодаря оптимизации текущих операций (исключению дублирующихся действий, ошибок, повышению оперативности принятия решений), так и, в стратегическом плане, за счет достижения большей динамичности организации, уменьшения сроков вывода на рынок новых продуктов, роста удовлетворенности сотрудников и др.

В этой связи вместо аббревиатуры ROI (Return On Investment) в англоязычной литературе даже появился термин VOI (Value On Investment), призванный подчеркнуть важность качественной стороны дела. Терминологическая уловка — довольно спорная, поскольку предполагается, что через пару лет электронная почта получит повсеместную прописку в мобильных сетях, а ее перевод в разряд массовых услуг сделает первостепенным вопрос стоимости (если, конечно, тарифы не упадут до сегодняшних расценок на отправку SMS).

Абонентские терминалы

BlackBerry 7750 — последнее из серии абонентских устройств фирмы RIM, оптимизированных для мобильной электронной почты

Широкое распространение мобильной электронной почты позволит достичь и другой цели: унифицировать способы обмена информацией между сотрудниками. Нынешнее многообразие типов вызовов и сообщений (их — свыше десятка) создает больше проблем, чем преимуществ. Унификация обещает сделать работу пользователей более продуктивной и упростить управление коммуникационными системами.

Еще одна проблема, традиционная для любой новой телекоммуникационной технологии, связанная с доступностью абонентских устройств. Пока их выбор довольно ограничен, хотя в «магическом квадрате», составленном аналитиками Gartner для этого рыночного сегмента во второй половине 2003 года, числится добрая дюжина поставщиков, включая таких гигантов, как IBM и Microsoft. Тем не менее безусловным лидером здесь пока является молодая канадская фирма Research in Motion (RIM), которая в начале 1999 года представила свое первое устройств BlackBerry.

По сути, оно представляет собой КПК с микроклавиатурой (см. фото), наделенный функциями персонального информационного менеджера и оптимизированный для мобильной работы с электронной почтой. На сегодняшний день RIM — единственная компания, которой в полной мере удалось реализовать метод принудительной синхронизации для мобильной электронной почты, что означает возможность работы с ней в режиме реального времени. Созданная практически «с нуля», модель BlackBerry оказалась на редкость удачной. Достаточно сказать, что фирма продала уже более 1 млн таких устройств, а купившие их пользователи иногда попадают в настоящую зависимость от своего «электронного друга» (в английском языке этот феномен так и называется — «addicting to BlackBerry»).

Несмотря на популярность ее продукта, RIM еще должна решить ряд серьезных проблем. Одна из них связана с интеграцией устройств BlackBerry в коммуникационные решения других производителей. Такие крупнейшие поставщики оборудования мобильной связи, как Nokia и Siemens, поддержку терминалов BlackBerry пока не обеспечивают. RIM пытается решать эту проблему совместно с поставщиками телекоммуникационных услуг: ее изделия продаются только через операторов. Расчет делается на то, что последние заинтересованы в поддержке их сетями устройств BlackBerry. Нельзя исключить, впрочем, что через какое-то время производитель столкнется с необходимостью расширить каналы сбыта и будет вынужден отделить бизнес, связанный с поставками абонентских устройств, от сервисного направления. Наконец, едва ли не главный недостаток устройств BlackBerry — использование закрытой операционной системы, основанной на Java. По мнению аналитиков, в данном отношении RIM пора радикально изменить свою политику и организовать поддержку открытых платформ, например PocketPC.

Перечисленные проблемы, с которыми неизбежно столкнется (или уже столкнулся) лидер рынка, дают неплохие шансы его конкурентам. В их числе чаще других называют Good Technology и фирму Intellisync, недавно еще больше укрепившую свои рыночные позиции благодаря поглощению Puma Technology. При разработке сквозного решения Good Technology изначально сделала ставку на платформу PocketPC. Более того, в апреле прошлого года Good подписала стратегическое соглашение с корпорацией Dell, разрабатывающей собственные устройства на базе PocketPC. В активе же Intellisync — мощные средства синхронизации, но технологию принудительной синхронизации ей еще предстоит реализовать.

Корпорация IBM предлагает поддержку мобильной электронной почты и функций PIM в рамках семейства программных продуктов WebSphere, но пока не может похвастать длинным списком клиентов, особенно среди предприятий среднего и малого бизнеса. Что же касается Microsoft, она еще в прошлом году выпустила программный модуль, позволяющий почтовому серверу MS Exchange работать с беспроводной электронной почтой. Неудивительно, впрочем, что среди клиентских платформ корпорация Microsoft поддерживает только Windows CE; обеспечение совместимости с другими ОС возложено на независимых разработчиков.

Период взросления

В целом данный рыночный сегмент еще находится в стадии становления и, как всякий незрелый рынок, подвержен типичным «детским болезням». В частности, его ожидает полоса активных слияний и поглощений. Процесс консолидации, свидетелями которого мы можем стать в самое ближайшее время, обещает вывести рынок на качественно новую ступень. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что в сегменте мобильной электронной почты вряд ли будет доминировать некий универсальный тип устройств. Скорее, для доступа к новому сервису пользователи предпочтут задействовать весь спектр терминального оборудования, будь то традиционные или интеллектуальные мобильные телефоны, карманные ПК или ноутбуки. А его обслуживание в существующих или будущих сетях мобильной связи станет возможным лишь при использовании открытых платформ. Только такая стандартизация позволит решить проблемы совместимости, удешевить абонентское оборудование, сделать услугу мобильной электронной почты по-настоящему массовой и достичь радикального снижения тарифов.

Пока же этого не произошло, пользователям, особенно корпоративным, можно порекомендовать быть весьма осмотрительными, принимая решение о применении нового телекоммуникационного сервиса. В частности, с самого начала нужно определить, каковы требования к абонентскому оборудованию и продукция каких поставщиков им удовлетворяет, попытаться спрогнозировать дальнейшую «рыночную траекторию» этих поставщиков с точки зрения возможных слияний и поглощений, решить, кто будет развертывать систему (оператор связи, сам клиент либо аутсорсинговая компания). Кроме того, необходимо определить требуемые характеристики системы, не забыв про информационную безопасность, уделить особое внимание стадии тестирования, наконец, приготовиться к тому, что новая система будет нуждаться в постоянном мониторинге и дальнейшем совершенствовании.

Такой перечень способен напугать ИТ-директора любой компании. Утешить его может то, что через подобные трудности проходит любая организация при внедрении каждой новой технологии, но это не приводит к остановке развития телекоммуникационной индустрии.