Введение в ИТ-аутсорсинг

Развитие информационных технологий ведет, в сущности, к использованию в новых целях тех же форм разделения труда, которые сложились в промышленности вскоре после индустриальной революции. Времена, когда каждая мануфактура самостоятельно заботилась о производстве пара для своих нужд, канули в Лету. Времена, когда каждое предприятие самостоятельно организовывало хранение и компьютерную обработку своих данных, тоже постепенно уходят в прошлое. И хотя ведение натурального информационного хозяйства все еще остается наиболее распространенным методом компьютеризации, термин «аутсорсинг» (читай: специализация, покупка услуг вместо приобретения ИТ-ресурсов в собственность) прочно вошел в лексикон ИТ-специалистов и менеджеров информационных систем.

В настоящее время под аутсорсингом понимают способ оптимизации деятельности предприятий, подразумевающий концентрацию их ресурсов на основных видах бизнеса и передачу непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным фирмам. Аутсорсинг предполагает готовность компании вывести вспомогательные функции за пределы своей структуры и делегировать их организациям, умеющим выполнять эти функции с наибольшей эффективностью. Применительно к информационным системам и задачам их обслуживания говорят об ИТ-аутсорсинге.

В ряде случаев ИТ-аутсорсинг может сводиться к аутсорсингу персонала. Суть его такова. В какое-либо вспомогательное подразделение организации (например, в отдел поддержки пользователей) приглашаются профессионалы из компании — поставщика услуг. Они работают наравне со штатными сотрудниками, но при поддержке сервисных служб специализированной фирмы.

Другие сценарии предполагают использование не только персонала, но и технических средств специализированной фирмы. Примером подобной деятельности является услуга ASP (Application Service Provision) — предоставление в аренду приложений через Internet. Если быть точнее, в аренду сдается не просто ПО: клиент получает удаленные рабочие места вместе с серверами приложений, самими приложениями и услугами технической поддержки, оказываемыми в ЦОД.

Подписав контракт с ASP-провайдером, заказчик должен организовать (либо арендовать) обычный канал в глоАутсорсинг хранения и обработки данных

бальную сеть и в 95% случаев установить обычные браузеры на компьютерах сотрудников. Этого достаточно, чтобы удаленно работать с системой в режиме, эквивалентном схеме клиент-сервер. Сама информационная система и все ее «окружение», включая средства резервного копирования, защиты данных и технический персонал, находятся на площадке поставщика услуг ASP.

Технологические аспекты

Услуга ASP может использоваться организациями самого разного размера. Но обычно чем больше компания, тем выше ее потребность в надежном хранении собственных массивов данных, зачастую весьма значительных по объему. Как свидетельствует статистика, в крупных фирмах стоимость систем и процедур хранения данных достигает 25% стоимости всей ИТ-инфраструктуры, которая в свою очередь может составлять 5-7% оборота компании. Результаты опроса ИТ-менеджеров, проведенного журналом Network Computing, свидетельствуют о росте объема таких данных на 5-25% в год. При этом критически важными считаются 50% общего объема данных. Потому-то технология компьютерного хранения данных и претерпевает в последнее время серьезные концептуальные изменения. Их суть состоит в переходе от концепции локального хранения данных к концепции унифицированных распределенных информационных хранилищ (центров обработки данных, ЦОД), зачастую находящихся на расстоянии многих километров от потребителя.

Первая концепция, которая еще долго будет использоваться в своем классе локальных решений, получила название DAS (Direct Attached Storage). Она подразумевает, что сервер приложений «сам» отвечает за хранение и поддержание в актуальном состоянии локально расположенных (как правило, на носителях в самом корпусе сервера или в подключенном к нему дисковом массиве) данных. Протокол SCSI (служащий для высокоскоростного доступа к данным), RAID-системы, программное обеспечение доступа к данным в пределах локальной сети — все эти составляющие DAS-решений успешно применяются в компактных ИТ-системах.

Однако со временем выявились недостатки DAS. Это и отсутствие гибкости при одновременном использовании общего дискового пространства несколькими серверами, и возрастание нагрузки на сеть при передаче данных к месту их обработки, и невозможность территориального распределения данных, и низкая масштабируемость, обеспечиваемая только за счет установки все более емких дисков.

Как альтернатива DAS возникла концепция хранения корпоративных данных, базирующаяся преимущественно на использовании оптоволоконной технологии Fibre Channel (FC). Вся инфраструктура, связанная с хранением данных, выделяется в отдельную сеть FC. Последняя характеризуется высокой пропускной способностью, возможностями подключения большого числа устройств хранения и организации удаленного доступа к ним.

Такие системы работают на основе двух конкурирующих протоколов, FC-AL (Fibre Channel — Arbitrated Loop) и FC-SW (Fibre Channel — Switched Fabric), однако похоже, что FC-SW выигрывает, — его популярность растет. Кроме того, набирает очки альтернативный стандарт iSCSI, регламентирующий передачу команд интерфейса SCSI по выделенным каналам Gigabit Ethernet.

Концепция хранения данных в специально сформированной для этих целей высокоскоростной территориально распределенной сети называется SAN (Storage Area Network). В SAN-системах серверы остаются подключенными и к традиционной локальной сети, однако перемещение данных между серверами и системами хранения происходит через SAN. Это позволяет разгрузить локальную сеть и обеспечить поразительную гибкость архитектуры хранения данных.

Технологическое преимущество SAN-систем очевидно, поскольку в них преодолеваются все недостатки DAS-решений. Благодаря применению оптических кабелей можно существенно увеличить протяженность сетей, поэтому формально SAN являются высокоскоростными сетями разделяемых систем хранения. Именно такая их особенность позволяет организациям, использующим SAN в своей информационной инфраструктуре, передавать на аутсорсинг задачи надежного хранения больших объемов данных или полностью «выносить» информационные системы за пределы основного офиса.

Схемы ИТ-аутсорсинга

Рассмотрим особенности ИТ-аутсорсинга на примере услуг организации удаленных хранилищ данных и аутсорсинга файловых сервисов (АФС)*. Их суть заключается в аренде хранилищ данных, сетевых средств и (в случае АФС) серверного ядра в ЦОД провайдера, а также в использовании этих ресурсов для выполнения основных задач компании-заказчика. Применение технологий ЦОД позволяет решать многие проблемы обеспечения безопасности данных, защиты от пожара, перегрева, хранения больших объемов информации и ее резервного копирования. Доступ заказчика к данным и/или системам осуществляется по выделенной оптической линии.

Технически это осуществляется следующим образом (рис. 1). На площадке провайдера располагается сеть хранения данных (SAN), построенная с применением технологии FC. Ее стартовая емкость составляет не менее 1 Тбайт, причем возможно масштабирование в кратных размерах. Основные узлы сети резервированы или продублированы. К сети SAN подключен контур (локальная сеть) управления и резервного копирования. Обычно он состоит из станции управления дисками и FC-коммутаторами, сервера и ленточного робота резервного копирования (он может быть удаленным от данных), а также опциональных станций антивирусной защиты, мониторинга безопасности и т. д. В совокупности перечисленные компоненты образуют хранилище данных.

Аренда такого хранилища с организацией удаленного доступа к нему возможна уже на этом уровне, для чего нужно лишь построить оптическую трассу. При использовании рассматриваемой схемы доступ к хранилищу может осуществляться в пределах города по протоколам Fibre Channel. Тогда серверы в офисе компании-заказчика будут работать с данными, расположенными в арендованном хранилище, как с содержимым локальных SCSI-дисков, но дистанционно и с сохранением всей гибкости решений SAN.

Если вместе с хранилищем заказчик арендует еще и серверы (или серверные кластеры), то услуга файлового сервиса может быть предоставлена непосредственно по сетевому протоколу Gigabit Ethernet. В этом случае требуется обеспечить высокую производительность, то есть необходим оптический канал между клиентом и ЦОД провайдера. Самой компании достаточно выделить гигабитный порт под оптический канал или установить устройство сопряжения с основным коммутатором локальной сети. В итоге пользователям будут доступны любые файловые разделяемые ресурсы, размещенные на площадке ASP-провайдера, как если бы они находились в локальной сети (рис. 2). Производительность таких систем, как показывает опыт их эксплуатации в проекте DATA FORT, весьма высока.

По описанной схеме можно арендовать не только файловый сервис (емкость дисков или файловые серверы), но и ресурсоемкие приложения. Например, база данных, объем которой приближается к 0,5 Тбайт, является кандидатом на перевод в режим аутсорсинга. В подобных случаях арендуются емкость хранилища (вместе с получением услуги резервного копирования и гарантией восстановления после сбоев) и мощный сервер под СУБД, подключенный непосредственно к SAN на площадке провайдера.

Таким образом к провайдеру перемещаются не только файловые каталоги, но и СУБД со всем объемом данных. Для пользователей удаленность СУБД оказывается незаметной, а ее владельцы решают проблемы масштабируемости и организации так называемого «окна резервного копирования» (если сброс данных на ленту занимает более 24 ч). В ЦОД емкости и резервы ИТ-ресурсов более мощные, чем в отдельной непрофильной компании.

В аутсорсинг по модели файлового сервиса/хранилищ данных можно передавать корпоративные почтовые системы, банки данных, репозитарии, прикладные системы с архитектурой клиент-сервер, портальные решения и др. При необходимости доступа к такому комплексу через Internet возможно его абонентское подключение к Internet-узлу провайдера на правах защищенного абонента.

Для клиента использование корпоративного ИТ-аутсорсинга, к которому относятся услуги АФС, означает, что эксплуатацией и поддержанием работоспособности ИТ-систем, их модернизацией, администрированием и выполнением регламентных работ занимается провайдер, у которого есть квалифицированный технический персонал и сервис-менеджеры. Заказчик может оставить за собой лишь управление правами доступа, настройку прикладных бизнес-систем и поддержку локальных пользователей.

С аутсорсингом или без?

Аутсорсинг хранилищ данных и файловых сервисов обеспечивает надежное администрирование и защиту корпоративных данных, объем которых постоянно растет. При этом можно пользоваться схемами увеличения по запросу объемов хранящихся данных с привязкой расценок на услуги к стоимости хранения 1 Гбайт информации. Среди преимуществ рассматриваемого подхода — консолидация данных и организация их хранения вне компании, в результате чего значительно облегчается задача обеспечения непрерывности бизнеса при авариях и катастрофах.

Эффективность решений АФС была доказана во время событий 11 сентября. Многим компаниям удалось восстановить информацию, хранившуюся в нью-йоркском Международном торговом центре, за две недели благодаря практике ее регулярного (как правило, ежедневного) резервного копирования в удаленные хранилища данных. В случаях же обслуживания всей ИТ-системы, включая прикладное программное обеспечение, по схеме аутсорсинга восстановление корпоративной информации заняло несколько часов.

Согласно оценкам исследовательской фирмы GartnerGroup, 43% компаний, пострадавших от катастроф и переживших крупную необратимую потерю корпоративных данных, не смогли продолжить свою деятельность. По данным Ассоциации планирования в чрезвычайных ситуациях и стратегических исследований, средняя стоимость часа простоя ИТ-систем варьируется от 18 тыс. долл. (при сбое одной системы в небольшой организации) до 6,4 млн долл. (в случае полного повреждения всех информационных систем крупной компании-брокера). Средняя стоимость восстановления данных составляет около 50 тыс. долл. в час.

Таким образом, аутсорсинг хранения данных и файловых сервисов позволяет не только снизить затраты на эксплуатацию ИТ-систем и освободить компании от необходимости начальных инвестиций в построение собственной мощной системы хранения данных. Он обеспечивает большую устойчивость бизнеса, масштабируемость ИТ-инфраструктуры на каждом этапе развития организации, наконец, обслуживание по самым высоким стандартам качества с использованием только передовых технологий.

Дмитрий Комиссаров (dkomissarov@ibs.ru) — коммерческий директор проекта Data Fort, Дмитрий Поляков (dp@ibs.ru) — технический директор проекта Data Fort

* Все приведенные в статье примеры основываются на практике ведения реальных проектов в DATA FORT. Технологической площадкой для предоставления ASP-услуг является современный центр обработки данных компании Cable&Wireless.


IT-аутсорсинг в цифрах

  • По данным GartnerGroup, доля аутсорсинга и обслуживания корпоративных информационных систем в общем объеме ИТ-услуг увеличится с 53% в 2000 году до 57% в 2004 году.
  • В соответствии с оценками IDC, в 2005 году объем рынка аутсорсинга в США достигнет 44 млрд долл., тогда как в прошлом году он составил 25,7 млрд долл.
  • За прошлый год японские компании, ранее предпочитавшие решать ИТ-задачи собственными силами, потратили на ИТ-аутсорсинг 8 млрд долл. К 2005 году этот показатель должен вырасти до 15 млрд долл.
  • В 2001 году аутсорсинг и аналогичные услуги обеспечили 24-процентный рост доходов нью-йоркской компании Somers, входящей в сеть IBM Global Services. Обороты корпорации Fujitsu, связанные с аутсорсингом, выросли на 26%.
  • Крупнейшей аутсорсинговой сделкой стал контракт между токийской Japan Airlines и IBM Japan. Его сумма составила 664 млн долл., а срок действия - десять лет.
  • По сведениям USB Brunswick Warburg, емкость российского рынка аутсорсинга ИТ-инфраструктуры составляет 25 млн долл. - с перспективой роста в будущем году на 50-70%. Рынок аутсорсинга приложений (в частности, услуг ASP) оценивается в 5 млн долл.; прогнозируются те же темпы его роста.