Как у нас в стране, так и в мире хорошо развиваются те области рынка, в которых компании могут получать быструю коммерческую отдачу. До недавнего времени в российском сегменте Internet активно внедрялись проекты, рассчитанные, как правило, на массовых потребителей. Это было связано с реализацией популярной концепции новой экономики, под которую легко выделялись значительные инвестиции. Сейчас ситуация изменилась, и фирмы, ориентирующиеся на Web-технологии, получают основной доход за счет разработки и поддержки корпоративных проектов. Естественно, теперь они вкладывают деньги в развитие систем класса B2B, а массовый Internet их интересует в гораздо меньшей степени.

«Национальная Интернет премия» появилась на свет в 1999 году, как раз в период расцвета Internet-экономики. Естественно, что ее организатор — Российская Академия Интернет — исповедовал принцип «Internet для масс». С тех пор требования рынка изменились, но правила, связанные с присуждением национальной премии в области Internet, остались прежними: в третьем конкурсном сезоне, как и раньше, будет оцениваться в основном внешняя привлекательность Web-ресурсов.

Например, вот как сформулирован критерий, по которому оценивается содержимое ресурса: «Информационное наполнение Web-сайта должно привлекать внимание посетителя и отвечать заявленной теме. Кроме того, его форма должна соответствовать аудитории — материалы должны быть ясны, кратки и действенны в среде Internet». Очевидно, что не все ресурсы для профессионалов соответствуют этому критерию: скажем, система оперативного контроля за перемещением грузов вряд ли привлечет внимание массового пользователя. Однако именно профессиональные ресурсы являются перспективными с точки зрения бытующей ныне идеологии Web-служб, и сейчас они-то в основном и развиваются.

Наиболее характерным признаком того, что «Национальная Интернет премия» перестала идти в ногу со временем, является отказ компании Intel от ее поддержки. Фактически это означает, что конкурс на лучший сайт становится любительским. Учредители «Интернет премии» ищут другого спонсора и поговаривают, что этой инициативой заинтересовалось Правительство РФ. На пресс-конференции, посвященной началу третьего конкурсного сезона, присутствовал советник департамента науки и технологий аппарата правительства Олег Рыков, который выдвинул идею синергизма «Национальной Интернет премии» и федеральной целевой программы «Электронная Россия». Действительно, в программе упоминается необходимость поддержки массового доступа к Internet, и премия хорошо сочетается с заявленными государством принципами развития высоких технологий и телекоммуникаций. Организаторы конкурса, решив сделать реверанс государству, даже учредили новую номинацию «Web-сайты органов власти и самоуправления».