Комплексный подход к управлению операторским бизнесом от IBS

Как отмечает представитель IBS Александр Капранов, большинство отечественных предприятий связи представляют собой «средний бизнес»
Компания IBS провела семинар для предприятий связи, посвященный комплексному подходу к управлению бизнесом. Для фирмы, которую называют лидером российского ИТ-рынка и главные успехи которой связаны с участием в крупных проектах автоматизации предприятий, телекоммуникационная отрасль является отнюдь не основным источником доходов. Среди ее заказчиков — многочисленные западные корпорации, а также Лукойл, Газпром, Центробанк РФ и МПС, и все они ведут более чем серьезный бизнес (в денежном выражении). Однако сейчас в IBS все большие ожидания связывают с так называемыми средними предприятиями, которые в наше экономически благополучное время доросли до необходимости комплексной автоматизации управления.

Кто такие «средние»?

Компании «среднего сектора» экономики гораздо многочисленнее корпораций национального масштаба и могут принести в копилку лидера информационной индустрии еще больше доходов, чем последние, хотя и не столь рентабельны. Впрочем, растущие предприятия вынуждены конкурировать жестче, чем полугосударственные монополии, и в таких условиях их единственный шанс на выживание состоит в постоянном совершенствовании производства и управления.

Подавляющее большинство отечественных предприятий связи, по оценке менеджеров IBS, относятся к среднему бизнесу. Хотя такое деление весьма условно, крупнейший российский интегратор пользуется собственными критериями: компания является средней по размеру, если ее годовой оборот вписывается в рамки 5 — 300 млн долл. В отрасли телекоммуникаций таким требованиям удовлетворяют практически все новые и традиционные операторы связи. Кроме того, уровень конкуренции на этом рынке — действительно один из самых высоких в российской экономике. А значит, руководству предприятий требуются эффективные системы принятия решений, базирующиеся на консолидации и анализе корпоративных данных, которые поступают изо всех структурных подразделений. Иначе говоря, речь идет о комплексной автоматизации систем управления и модернизации существующих бизнес-процессов.

ERP — предприятиям связи

Интеграция различных систем управления и учета в единый информационный комплекс с множественными «точками входа» для всех бизнес-подразделений, по сути, представляет собой реализацию озвученного на семинаре подхода IBS к полной автоматизации операторской деятельности. Интегратор исходит из того, что на предприятии связи уже действуют системы первичного сбора и накопления информации, например биллинга, бухгалтерии или складского учета. В предлагаемом IBS решении для связистов в качестве ядра единой информационной среды выступает ERP-система Navision Attain, ориентированная именно на «средние» предприятия. Она построена по модульному принципу (что позволяет внедрять ее поэтапно), обладает возможностью интеграции с системами биллинга, бизнес-аналитики на основе OLAP и «клиент — банк», а также имеет собственный CRM-модуль для управления различными группами контактов (клиенты, конкуренты, дилеры, инвесторы и пр.). Правда, для более гибкой и персонализированной работы с прежними абонентами и привлечения новых IBS предлагает использовать специальные средства — типа CRM-системы от Siebel, которая интегрируется с Navision Attain с помощью стандартных протоколов.

На семинаре был приведен и конкретный пример внедрения интегрированной системы управления Navision Attain в компании «Роснет». Правда, речь в этом случае шла не о реально работающей системе (что дало бы достаточно оснований говорить об эффективности внедрения), а о постановке технического задания к данному проекту. В перечне задач, поставленных в «Роснет» перед новой ERP-системой, помимо всех вышеперечисленных, указано ведение учета в соответствии с требованиями второй части Налогового кодекса и нового плана счетов.

Собственно, на интеграции с первичными средствами накопления информации и заканчиваются характерные отраслевые отличия в построении систем управления предприятиями связи. В остальном же (с точки зрения интегратора) телекоммуникационные операторы — это типичные российские компании, перед которыми стоит привычный круг проблем: формализация и описание основных бизнес-процессов, проектирование и создание хранилищ данных, выбор ПО для планирования, контроля, анализа и составления отчетности. В качестве последнего может задействоваться хорошо известный продукт Microsoft SQL Server, который на основе первичных реляционных данных позволяет формировать многомерные массивы по заданным параметрам и визуализировать результирующую информацию. Вполне пригодный «визуализатор» и стандартный редактор таблиц MS Excel, поставляемый в комплекте MS Office?2000 (и более поздних версий). Словом, преимущества ERP-системы Navision Attain состоят в том, что она не является функционально избыточной и занимает в общей информационной структуре предприятия именно то место, которое ей отведено. Зато в ней заложены мощные механизмы взаимодействия с внешними системами и обеспечена поддержка всевозможных отечественных стандартов ведения бизнеса.

Говоря об этом продукте компании Navision, нельзя не упомянуть о нашумевшем совместном проекте компаний IBS и Cable & Wireless, который нацелен на создание в Москве крупного центра обработки данных, предоставляющего услуги аренды инфраструктуры и приложений. Дело в том, что спросу корпоративных пользователей на Navision Attain (наряду с почтовой программой Exchange и системой Help Desk Support Wizard) отводится важнейшая роль в успешном осуществлении первого в России полномасштабного ASP-проекта. Представителям связной отрасли также рекомендовано обратить внимание на предложение аренды Navision Attain через Internet — во-первых, с целью демонстрационного доступа к ней, во-вторых, исходя из соображений экономии денежных средств, требующихся на покупку лицензий.

Неудивительно, что горячей поддержки у связистов эта инициатива не нашла. В кулуарах звучали суждения, что уж как-то боязно отдавать на откуп третьей стороне ключевые данные и приложения, от которых зависит весь бизнес предприятия. Причем опасения касались не столько пресловутых «людей в масках», внезапно появляющихся в центре DATA FORT, или «пьяных трактористов», способных повредить оптоволоконный кабель, сколько коммерческой состоятельности самого проекта. Дескать, инвесторам такая затея может скоро надоесть и центр попросту закроют. Поистине разъяснительную работу с потенциальными заказчиками компании IBS предстоит вести еще очень долго.

Составление бюджетов

Еще одна характерная деталь, выявившаяся на семинаре IBS, — неподдельный интерес связистов к проблеме бюджетирования (или финансово-экономического планирования) предприятия. Вообще же в круг компетенции системы бюджетирования, по мнению системных интеграторов, входит не только создание планово-экономической модели деятельности, но и формирование полностью замкнутого контура процессов стратегического управления компанией — планирование, учет, контроль, анализ результатов и корректировка планов. Точность планирования финансово-экономических показателей в специализированной системе бюджетирования Comshare, как утверждает директор отделения КИАС компании IBS Александр Саксин, достигает 95%, а бюджет оператора связи может быть сверстан за пару часов. Подобное решение уже функционирует в опытном режиме у оператора цифровой наложенной связи «Самара-Телеком».

Интерес к проблеме финансово-экономического планирования и контроля среди предприятий связи легко объяснить. Развитие бизнеса в условиях жесткой конкуренции заставляет операторов постоянно реализовывать новые инвестиционные проекты, нацеленные на расширение спектра услуг и улучшение качества связи. При этом закономерно желание инвесторов и руководителей компании иметь доступ к самым актуальным данным, касающимся выполнения проекта, и в случае изменения графика плана — принимать грамотные оперативные решения. Внедренная система корпоративной отчетности в «ВымпелКоме» (обслуживающем порядка 1,5 млн абонентов), к примеру, позволила объединить девять различных потоков оперативной информации. Благодаря этому высшее руководство компании теперь получает ежедневные консолидированные отчеты о состоянии дел во всех вверенных ему департаментах.