Времена меняются. Когда-то столичную выставку Netcom считали весьма важным событием. Действительно, она позволяла нашим согражданам знакомиться с последними достижениями инженерной мысли и новинками сетевого оборудования, не покидая пределов отечества. Участие в Netcom казалось обязательным и для западных производителей (как крупных, так и средней руки), и для их российских партнеров, и для местных операторов и Internet-провайдеров, и для потенциальных заказчиков, и, наконец, для огромной массы праздно любопытствующих...

Internetcom образца 2001 года явил собой жалкое зрелище: от былой славы не осталось и следа. Всякий, кто по привычке или по долгу службы посетил в конце сентября выставочный комплекс на Красной Пресне, мог удостовериться в этом сам. О том же свидетельствует и неумолимая статистика. Еще год назад экспозиция занимала два павильона, а сейчас организаторы не смогли распродать площади даже в одном. Пустые пространства, проглядывавшие сквозь неплотно составленные стенды, весьма красноречиво указывали на истинный смысл происходящего. Если в 2000 году в выставке участвовали 150 экспонентов, то на сей раз их было — смешно сказать — всего 80, причем около четверти пришлось на средства массовой информации. Ни один из западных поставщиков телекоммуникационного оборудования не почтил Internetcom 2001 своим присутствием, а из 13 отечественных Internet-провайдеров, развернувших экспозиции в прошлом году, «уцелело» только два — «МТУ-Интел» и РОСНЕТ (на стенде «РМ Телеком» услуги доступа попросту не обсуждались).

Складывается впечатление, что именно состоявшееся несколько лет назад переименование Netcom в Internetcom сыграло с форумом столь злую шутку, хотя дело, конечно, не в названии. Бурное развитие Internet как универсального и всеобъемлющего источника информации обесценило основную мотивацию посещения подобных мероприятий. Если раньше пользователи шли на них с расчетом получить столь необходимые им технические сведения, то сегодня гораздо больше информации можно найти, просто подключившись к Сети. Да и общение на выставке с представителями компаний, и прежде-то не отличавшееся особой конструктивностью, теперь в значительной мере переведено на электронные рельсы.

Что же из этого следует? Неужели выставки, на протяжении многих десятилетий воспринимавшиеся как неотъемлемый атрибут жизни развитых секторов индустрии, исчезнут вовсе (а их устроители, соответственно, лишатся своих доходов)? Время покажет. Во всяком случае, электронные пресс-брифинги стали привычными, да и научные виртуальные конференции уже не кажутся диковинными.

Помимо возросшей информированности пользователей, свою роль в возникновении кризиса Internetcom сыграли проникновение трафика данных в сети связи и расцвет сотовой телефонии. Эти процессы привели к резкому росту популярности «Связь-Экспокомма» и низведению осенних сетевых «смотрин» в число изгоев. Добавьте сюда растущие как грибы региональные экспозиции, и закат Internetcom покажется вполне закономерным. Судя по всему, сцена отечественного рынка просто не в состоянии «прокормить» более одного универсального сетевого и телекоммуникационного шоу.

Надо заметить, что кризис выставочного «жанра» не есть чисто российское явление. В феврале этого года, незадолго до открытия CeBIT 2001, один из топ-менеджеров компании Philips признался мне: несмотря на неуклонный рост количественных показателей (см. «Сети», 2001, № 4, с. 4), крупнейшая мировая выставка в области ITT давно уже не дает той отдачи, на которую рассчитывают ее участники. В результате готовность крупных компаний выкладывать многомиллионные суммы за аренду площадей и оформление роскошных стендов диктуется лишь одним соображением: не дай бог выпасть из визуального ряда, предстающего взору требовательного европейского посетителя.

У нас, как известно, столь сомнительная мотивация с некоторых пор во внимание не принимается. Измена «общему делу» началась несколько лет назад с «Комтека», а затем распространилась и на Internetcom.

Бесперспективность этой выставки стала вполне очевидной уже в конце 90-х годов. И если какое-то время происходящее относили к последствиям финансового кризиса 1998 года, то сегодня подобные объяснения не выдерживают критики. Странно только, что организаторы в лице компании ITE все еще пытаются опровергнуть давнее актерское правило: главное — вовремя уйти.