Норвежцу Джо Лундеру однажды уже посчастливилось побывать на должности президента и исполнительного директора «Вымпелкома», одного из лидеров сотовой связи в России. Как гласит официальная версия, его «призвали» акционеры, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое положение компании, которая в 1999 г. вступила в затяжную полосу убытков

Второе назначение Лундера, на сей раз генеральным директором фирмы, состоялось в конце мая 2001 г., после эффектного ухода с этого поста Дмитрия Зимина, основателя и бессменного «духовного» лидера «Вымпелкома». Одновременно со сменой высшего руководства произошли масштабные изменения в списке акционеров сотового оператора, которые привели к выходу на телекоммуникационный рынок России финансового холдинга «Альфа групп». Главный редактор «Сетей» Игорь Елисеев встретился с нынешним главой «Вымпелкома», чтобы выяснить, как отразится череда этих перемен на сотовом рынке страны и на абонентах одного из крупнейших российских операторов.

Давайте начнем с того, какие изменения следует ожидать в стратегии бизнеса компании «Вымпелком» в связи с назначением нового генерального директора и изменением состава основных акционеров?

Если говорить коротко, то все изменения, связанные с выходом компании на прибыльность, были так или иначе связаны с моим приходом. Формально тогда еще я не являлся генеральным директором и отвечал за операции в Московском регионе. То направление развития, которого придерживался «Вымпелком» в последнее время, будет поддерживаться мною и в дальнейшем.

У нас есть три основных блока задач. Первый — это фокусирование на московском рынке сотовой связи, где цель наших усилий состоит в повышении численности абонентов, увеличении выручки от продажи услуг и росте прибыли компании. Здесь мы уже достигли определенных успехов: если сравнить итоги первого квартала текущего года с аналогичным периодом 2000 г., то можно увидеть, что общая выручка возросла на 27%, показатель EBITDA — на 150%, а чистая квартальная прибыль составила 5 млн долл. против 11 млн долл. чистого убытка год назад.

Второй блок связан с региональным развитием, которое осуществляется нашей дочерней компанией «Вымпелкома-Р». Для экспансии в регионы мы привлекли 220 млн долл., а кроме того, «Вымпелком» и Telenor имеют опцион по внесению дополнительных 117 млн долл., что в сумме доведет акционерный капитал «Вымпелком-Р» до 337 млн долл. — присоединение за три года ее существования. Эти средства, вдобавок к финансам, поступающим со стороны поставщиков оборудования и других источников, целиком предназначены для выполнения региональных проектов — строительства новых сетей связи и реализации маркетинговых программ привлечения абонентов. Как инвесторы, мы уверены в большом потенциале российской провинции.

И наконец, третий блок — это освоение технологий беспроводной передачи данных и внедрение коммерческих услуг на этой основе. «Вымпелком» стал первым оператором в стране, который ввел в эксплуатацию технологию GPRS, мы также первыми запустили Internet-портал с множественным доступом к цифровым услугам, и в нашей сети действует объективно лучший в России сервис SMS. Мы намерены продолжать интенсивно развивать новые продукты, поддерживающие передачу данных, с тем чтобы в глазах абонентов и акционеров сохранять сложившееся реноме «Вымпелкома» как технологически передовой и инновационной компании.

В продолжение темы изменений в списке акционеров хотелось бы узнать, как отреагировал фондовый рынок на приобретение «Альфой групп» 25% акций «Вымпелкома»?

Только положительно. Я не слышал каких-либо отрицательных отзывов ни со стороны наших акционеров, ни со стороны инвесторов. Фондовый рынок поддерживает эту сделку, потому что «Альфа» привносит свежие силы и ресурсы в программу регионального развития, и это повышает вероятность успеха бизнеса нашей компании как в Москве, так и по стране в целом.

А как это одобрение выразилось в котировке акций на Нью-Йоркской фондовой бирже?

После объявления о сделке стоимость акций «Вымпелкома» увеличилась на 15%. Однако затем наблюдалось небольшое снижение котировок, вызванное общими неблагоприятными ожиданиями в мировой телекоммуникационной индустрии. К настоящему времени ситуация стабилизировалась и величина котировок акций находится на уровне 16 долл. за одну ADR.

Тем не менее «Альфа групп» является новичком в телекоммуникационной индустрии. Не могли бы вы более подробно объяснить, какие именно ресурсы этого холдинга окажутся полезными для развития «Вымпелкома» и вашего дочернего регионального предприятия?

Прежде всего, в активе у «Альфы» имеется солидный перечень успешных инвестиционных проектов, который свидетельствует о том, что компания знает, как нужно делать бизнес в России. Я думаю, они смогут добиться такого же успеха и в области телекоммуникаций, особенно если будут сотрудничать с Telenor и «Вымпелкомом». Тройственный союз «Альфы», Telenor и «Вымпелкома» представляет собой, на мой взгляд, уникальный симбиоз взаимодополняющих возможностей и способностей. Так, Telenor — это компания, обладающая огромной базой знаний в области управления телекоммуникационным бизнесом, «Вымпелком» — прежде всего действующий оператор с лицензиями, абонентской базой и сетевой инфраструктурой, а «Альфа» — мощный финансовый инвестор с широкой региональной сетью своего банка. Участие в нашем бизнесе этого холдинга призвано не столько снизить возникающие финансовые риски, сколько помочь нам разобраться в том, как устроены эти региональные рынки.

От чего зависит реализация компаниями Telenor и «Вымпелком» 117-миллионного опциона на приобретение дополнительной доли бизнеса в «Вымпелкоме-Р»?

Мы рассматриваем этот опцион как хорошую инвестиционную возможность, и текущие бизнес-кейсы это подтверждают. Поэтому, я думаю, «Вымпелком» и Telenor используют свой опцион, хотя давать сейчас какие-либо гарантии пока рано.

Расскажите, пожалуйста, о том, как может строиться сотрудничество вашей компании и операторов, входящих в группу Golden Telecom, которая недавно также получила нового акционера в лице «Альфа-Эко Телеком»?

Мы должны преследовать интересы всех наших акционеров. У нас уже есть предложения по доступу в Internet, есть продукты, основанные на конвергенции фиксированной и мобильной связи (FMC). Но если мы увидим, что синергия с операторами Golden Telecom окажется полезной для бизнес-деятельности «Вымпелкома», такая возможность обязательно будет использована. Но этот шаг будет сделан только тогда, когда появится уверенность, что он принесет дополнительную ценность для акционеров как одной, так и другой компании.

Хочу добавить, что в настоящее время уже действуют некоторые совместные проекты «Вымпелкома» и Golden Telecom. В частности, это услуга FMC, предоставляемая корпоративным клиентам «Би Лайна» и «Совинтела», а также подключение нашей мобильной сети к фиксированной телефонной сети общего пользования (interconnect). Работы над этими проектами велись еще до прихода «Альфы», так как были продиктованы насущной необходимостью развития бизнеса.

По моим впечатлениям, корпоративный сегмент рынка — та область, которая находится в зоне особого внимания столичного «Би Лайна». Можно ли сказать, что здесь ваша компания преуспела больше, чем главный конкурент — «Мобильные Телесистемы»?

Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Нельзя забывать: МТС пришла на рынок сотовой связи GSM много раньше, чем «Вымпелком». Поэтому мне кажется закономерным, что большая часть корпоративных пользователей Москвы обслуживается все-таки нашими конкурентами. Но мы работаем очень напряженно над выпуском новых продуктов и надеемся увеличить свою долю рынка уже в ближайшее время.

Какие меры планируется для этого использовать?

Это активное внедрение упоминавшихся решений FMC, позволяющих предлагать услуги типа «единый телефонный номер» и осуществлять интеллектуальную маршрутизацию вызовов. Для абонентов, чьи потребности в речевом трафике весьма велики, «Би Лайн» пропагандирует тарифный план «Супер GSM», по которому за фиксированную плату им предоставляется неограниченной количество эфирного времени. Корпоративным клиентам предоставляется выделенное обслуживание — к каждому из них прикреплен персональный менеджер. Кроме того, только у нас действует сегодня служба пакетной передачи данных по GPRS. Мы считаем, что это предложение в первую очередь также будет интересно корпоративным пользователям.

Ряд мировых производителей недавно анонсировали технологию корпоративного GSM, которая призвана помочь операторам еще глубже проникнуть в сегмент бизнес-пользователей. Насколько, на ваш взгляд, перспективно использование этих разработок в России?

Да, это решение интересно для нас и наших пользователей. Специалисты «Вымпелкома» завершили разработку продукта для корпоративного рынка, который может осуществлять дифференцированную тарификацию вызовов внутри и вне какой-либо локальной области (соты). Одна или несколько сот могут обслуживать производственную или офисную территорию заказчика, внутри которой будет преобладать бизнес-трафик, тарифицируемый по гораздо более низким расценкам, чем применяемые для внешних телефонных вызовов. И достигается это не с помощью специальных скидок, а за счет реальной экономии эфирных ресурсов и пропускной способности сети.

Какие прогнозы вы можете дать относительно доходов от услуг передачи данных, включая GPRS?

Я думаю, старт GPRS будет медленным. В первую очередь потому, что телефоны отстают по поддерживаемой скорости от сетевого оборудования, применяемого сотовыми операторами. Но уже через пару лет ситуация должна сильно измениться. Мы полагаем, что к концу следующего года объем выручки от услуг передачи данных достигнет 10% в общей структуре доходов «Вымпелкома». Конечно же, сюда войдут услуги не только GPRS, но и доступа в Internet по WAP, передачи коротких сообщений — словом, все те службы, которые нацелены на транспортировку неголосового трафика.

В низких скоростях GPRS-соединений операторы склонны винить производителей телефонных трубок. Между тем не всегда достигается даже то быстродействие, которое гарантируется присутствующими на рынке двух- и трехслотовыми GPRS-терминалами...

Реальная скорость передачи данных зависит от времени суток, местоположения абонента и текущей загрузки сети. Конечно, мы согласны, что низкая скорость также замедляет распространение услуг GPRS. Но можно сделать апгрейд сети и увеличить ее эфирную емкость. А чем больше будет емкость сети GSM, тем выше окажется средняя скорость GPRS-соединений.

Таким образом, если я поеду сегодня куда-либо в Московскую область, где нагрузка на сеть низка, то я получу регламентируемые производителем 40,2 Кбит/c?

Да, возможно даже больше. Попробуйте провести эксперимент с GPRS-телефоном в вечернее время, скажем, после 21 часа.

Что сейчас для «Вымпелкома» важнее — количество обслуживаемых абонентов либо средняя доходность с каждого абонента?

Мы ориентируемся на прибыльный рост абонентской базы. Мы рассчитываем на 40-процентную долю от общего числа сотовых абонентов и намерены удерживать данный показатель в дальнейшем. И мы хотим комбинировать эти достижения с ежеквартальным улучшением финансовых показателей нашей деятельности. В настоящее время ARPU «Вымпелкома» составляет порядка 30 долл. в месяц, что даже несколько больше, чем усредненная прибыль с одного абонента у европейских операторов. Но, поскольку степень проникновения сотовой связи в Европе все же выше, чем в Москве, можно сказать, что наш бизнес развивается нормальным путем.

В завершении беседы позвольте спросить вас о том, в каком состоянии находятся сегодня региональные проекты «Вымпелкома-Р», иными словами, через какое время региональным пользователям будут доступны услуги вашей дочерней компании?

Во всех четырех укрупненных регионах, на деятельность в которых «Вымпелком-Р» обладает соответствующей лицензией, предоставление коммерческих услуг сотовой связи начнется в конце текущего года. В некоторых городах и областях обслуживание клиентов начнется еще раньше — все зависит от степени готовности того или иного рынка и спроса на услуги сотовой связи.