В его программе значились: конференция «Развитие транкинговой радиосвязи в России и СНГ», симпозиум «Международная стандартизация транкинговой радиосвязи», учебные курсы по новым технологиям транкинга и презентации. На развернутых в фойе стендах демонстрировалось оборудование для систем, базирующихся на новых стандартах. А завершилось мероприятие заседанием «круглого стола», участники которого попытались выработать рекомендации по интеграции сетей профессиональной радиосвязи (Professional Mobile Radio, PMR), которые должны быть направлены в Минсвязи.

Хотелось бы сразу «провести рекогносцировку». Несмотря на то что программа мероприятия была насыщенной, общее впечатление от форума оказалось... ну, скажем, не совсем положительным.

Вроде бы, в докладах речь должна была идти о разных стандартах транкинговой связи, о существующих системах и реальных проблемах действующих PMR-сетей, на деле же все оказалось совсем не так. О работающих аналоговых транкинговых системах почти никто не рассказывал (разве что о них вспоминали во время исторических экскурсов в прошлое российской радиосвязи). Лейтмотивом большинства выступлений стали восхваления европейского цифрового стандарта TETRA. Напрашивается вывод, что организаторы либо не сумели сбалансировать программу форума, либо уже приступили к воплощению постановления Правительства РФ от 26 мая 2000 года № 413 , в котором Минсвязи было рекомендовано «отдавать предпочтение открытым европейским стандартам».

Кстати, докладчиков, которые видели «живьем» реально работающую полноценную TETRA-систему, можно было пересчитать по пальцам одной руки, а остальным она была знакома лишь «по литературе». И конечно, представителям операторов пришлось не по душе то, что вместо ответов на свои вопросы они получали советы обратиться к техническому специалисту компании-разработчика и были вынуждены прослушивать рекламные презентации. На «посещаемости» это сказалось незамедлительно.

Справедливости ради отметим, что кроме «апологетов» TETRA — представителей таких известных разработчиков, как Marconi, Motorola, Nokia, а также дистрибуторов Simoco — на форуме присутствовали специалисты, работающие с другими цифровыми стандартами связи (Tetrapol, APCO 25, GSM-R). Немалую аудиторию собрал семинар «Опыт организации ГУ НПО «Спецтехника и Связь» МВД РФ цифровой радиосвязи в г. Москва», проведенный г-жой Лекарь. В нем приняли участие не только практики, развертывающие транкинговые системы для структур охраны правопорядка, но и операторы региональных ведомственных сетей топливных компаний. Особый интерес присутствовавших вызвало выступление г-на Шептовицкого, исполнительного директора компании «Геолинк». Эта фирма относится к тем немногим российским предприятиям, которые производят конкурентоспособное радиооборудование (о ее продукции мы постараемся рассказать нашим читателям в последующих номерах журнала).

К слову, некоторые российские специалисты по транкингу (например, из фирм «Информационная индустрия» и «САГА») выступили с особым мнением. Они считают в корне неверным выделять какой-либо стандарт в качестве обязательного (т.е. федерального) для использования в цифровых транкинговых системах России, поскольку каждый из стандартов призван решать свои, специфические, задачи — как и эти системы. Профессиональная связь потому и является профессиональной, что ее услуги «подстраиваются» под нужды пользователей. Кроме того, возможности уже развернутых сетей, базирующихся, например, на протоколе MPT 1327, далеко не исчерпаны.

Вопросы выбора стандарта, а также особенности TETRA, Tetrapol и APCO25 уже неоднократно обсуждались на страницах «Сетей» (с последними публикациями можно ознакомиться в № 9 и № 10 за этот год), поэтому хотелось бы обратить ваше внимание на менее известную в нашей стране технологию — GSM-R (о ней рассказывал на форуме представитель компании Siemens), а также на результаты тестирования в Москве системы APCO25.

К сожалению, присутствовавшим не удалось сравнить систему GSM-R с аналогичной радиосистемой GSM Pro, которая поставляется фирмой Ericsson. Дело в том, что Ericsson практически не обнародует техническую информацию о GSM-Pro, поэтому данная система пока остается «закрытой» для специалистов. Известно лишь, что технология GSM Pro была разработана Ericsson в сотрудничестве со шведской компанией Telia; в настоящее время система GSM-Pro установлена в сети Gullspsngs Kraft (одной из крупнейших энергетических компаний Швеции) и обслуживает более 60 тыс. км линий электропередач. Система Ericsson базируется на основных спецификациях GSM фазы 2 и дополнена функциями диспетчерской связи (группового вызова). Если мобильные абоненты GSM-Pro используют двухмодовую радиостанцию Ericsson R250 PRO, они могут связываться с абонентами стационарных сетей GSM 900 и GSM 1800. Кроме того, для них обеспечивается роуминг в системах GSM и GSM-Pro.

Железнодорожная радиосвязь

Стандарт железнодорожной радиосвязи GSM-R (GSM-Railways), в котором для организации связи используются частотные диапазоны 876—880 и 921—925 МГц (рис. 1), рекомендован для применения Международным союзом железных дорог. Указанный диапазон утвержден ETSI для применения GSM-R в Европе.

В системе компании Siemens, созданной на базе GSM-R, реализованы следующие возможности:

  • обеспечение пользователей, находящихся в поезде, радиосвязью со внешними абонентами или диспетчером;
  • организация связи поезда с диспетчерскими пунктами системы;
  • автоматическое управление движением поездов;
  • получение оперативной информации о движении состава (прогноз времени прибытия в ту или иную точку, основанный на измерении его скорости);
  • согласование нумерации поездов при пересечении границ;
  • автоматический мониторинг технического состояния железнодорожного состава и запись характеристик оборудования в базу данных бортового компьютера.

Стандарт GSM-R (он базируется на спецификациях GSM фазы 2) поддерживает такие важные функции, как групповая связь, голосовое вещание и многоуровневая приоритезация вызовов — включая экстренный вызов всех абонентов системы. Время установления соединения в режиме обычной связи составляет 3—6 с, а при срочном вызове — менее 1 с.

Схема организации железнодорожной радиосвязи в системе на базе GSM-R

В системах GSM-R (в отличие от GSM-систем) базовые станции (БС) размещаются не в центрах сот, а в поездах, вдоль путей и на железнодорожных станциях (рис. 2). Siemens выпускает несколько моделей базовых станций (BS 20/21, 60/61, 240/241, 40/41), которые способны обеспечить связь как в системе GSM-R, так в традиционных GSM-сетях.

Примером реализации системы GSM-R может служить строящаяся на базе оборудования Siemens сеть MORANE. Она будет обслуживать более 2 тыс. км железнодорожных путей, расположенных на территории шести европейских стран.

Опытная зона APCO 25

Цифровой стандарт APCO 25, в котором используется частотное разделение каналов, создавался для систем, обслуживающих незначительное число абонентов на достаточно большой территории. Однако поддержка множества специфических функций (предназначенных для удовлетворения потребностей служб безопасности, которые и стали инициатором появления APCO 25), безусловно, отразилась на стоимости оборудования для радиосетей данного стандарта. Сейчас, когда идет работа над второй фазой стандарта, производители думают о том, как снизить цену аппаратных средств на базе APCO 25, чтобы их можно было предлагать на рынке гражданских радиосистем.

Размеры территории, обслуживаемой системой связи, зависят от числа БС и обеспечиваемой ими дальности. При прочих равных условиях аппаратура стандарта APCO 25 способна обслуживать абонентов на территории примерно в 2,5 раза большей, чем TETRA-оборудование.

На форуме было объявлено о создании двух экспериментальных зон обслуживания: первая организована на основе TETRA-системы Dimetra компаниями «Радиотел» и Motorola (в Санкт-Петербурге), вторая — при помощи аппаратуры APCO 25 ГУ НПО «Спецтехника и связь» и фирмы Westel.

С предварительными результатами работы опытной TETRA-системы наши читатели уже знакомы (см. «Сети», № 11, с. 6). Здесь же хотелось бы напомнить только три цифры. В санкт-петербургской демо-системе высота подвеса антенн составила 200 м, а радиус зоны устойчивого обслуживания в режиме групповой связи для носимых станций мощностью примерно 1 Вт (мощность БС—25 Вт) равнялся 8 км. Испытания возимых станций еще впереди.

Теперь — об опытном районе APCO 25, который был развернут в Москве. Система включала в себя две двухканальные базовые станции (мощностью 50 Вт), поддерживающие только режим конвенциональной связи в диапазоне 136— 174 МГц, и абонентские терминалы стандарта APCO 25 — EF Johnson Stealth 5000 (носимые, мощность 5 Вт) и 5300 (возимые, мощность 50 Вт). Базовые станции размещались в районе улиц Маросейка и Пруд Ключики, а высота подвеса антенн составляла 30 и 65 м соответственно.

Эксперимент проводился при работе БС в двух режимах:

  • обычном, когда одна БС работает как ретранслятор, а другая — в режиме диспетчерской связи;
  • Link Radio, который обеспечивает связь в режимах cross mode (совместная работа аналоговых и цифровых терминалов) и cross band (связь абонентов, станции которых настроены на разные частоты в пределах рабочего диапазона).

Проверялась способность БС работать с аналоговыми и цифровыми сигналами, а также возможность автоопределения ими вида сигнала. Тестировалась работа абонентов для двух типов вызовов (индивидуальный и групповой) при внезональной связи (DMO), связи в пределах зоны обслуживания и межзональной связи. В системе использовались два типа каналов — фиксированные и сканирующие.

Результаты испытаний оказались впечатляющими. Устойчивая связь мобильных станций фиксировалась в пределах МКАД, в районах развилки Можайского и Минского шоссе, Хованского кладбища, а также вплоть до 26 км Горьковского шоссе. Для носимых терминалов она составила примерно 12—13 км (в режиме DMO при работе с одной БС без ретрансляции).

Думается, уже на основе этих данных читатели способны сделать некоторые выводы, а чтобы они оказались более обоснованными, можно запросить в ГУ НПО «Спецтехника и связь» или у специалистов Westel подробные протоколы испытаний.

«Круглый стол»

Во вступительном слове ведущий «круглого стола» г-н Горностаев призвал его участников активно декларировать свои позиции по вопросам выбора федерального стандарта и интеграции региональных и ведомственных систем профессиональной радиосвязи. Он напомнил собравшимся, что в соответствии с результатами дискуссий «круглого стола» оргкомитет форума сформулирует рекомендации для государственных органов и направит их в Министерство связи.

К сожалению, на заседании не присутствовали многие участники форума (скажем, представители «Лукойла», Краснодарнефтегаза, РАО ЕС и ряд других), хорошо знакомые с проблемами транкинга. Однако откровенный разговор все же состоялся.

Тон его задал г-н Бучко, технический директор компании «Информационная индустрия». Он заявил, что хотя возможности развертывания TETRA-систем обсуждаются в России не менее пяти лет, «сдвига с мертвой точки», по его мнению, пока не наблюдается. Стоимость оборудования TETRA-систем слишком высока для российских заказчиков, к тому же эти системы, в отличие от APCO 25, несовместимы с существующими аналоговыми радиосетями.

Особенно актуальной для нашей страны г-н Бучко считает задачу интеграции радиосистем связи, которая обеспечит реальную экономию средств и частотного ресурса. Однако в каждом конкретном регионе интеграция практически невозможна из-за межведомственной розни и отсутствия организационных структур, которые способны не только регулировать требования компаний, использующих интегрированную систему, но и влиять на финансирование подобных «автономных» проектов.

Многие из присутствовавших разделяли его мнение по поводу стандарта TETRA, причем практически все российские участники «круглого стола» считают, что до развертывания в РФ полноценной цифровой транкинговой системы пройдет не менее пяти лет и что она не обязательно будет базироваться на TETRA. Действительно, сегодня даже в Европе системы Tetrapol обслуживают больше абонентов, чем TETRA-сети. А кроме того, у некоторых присутствующих возникли ассоциации с положением в сотовой связи. Не секрет, что стандарт CDMA в нашей стране (в связи с принятием в качестве федерального стандарта GSM) ныне находится «на вторых ролях», а ведь он станет основой систем сотовой связи 3-го поколения.

Представители Marconi, не сомневающиеся в успехе TETRA, напомнили собравшимся, что Tetrapol, в отличие от TETRA, не является открытым стандартом. Кроме того, недавно опубликованные спецификации TETRA-II позволяют интегрировать соответствующие системы с UMTS- и IP-сетями и поддерживать передачу мультимедиа. Однако вопросы стоимости оборудования и «революционности» данной технологии представители Marconi прокомментировали только общими рассуждениями о коммерческом риске.

Недостаток времени не позволил сформулировать рекомендации для государственных органов на самом «круглом столе», однако ведущий заседания предложил присутствовавшим тщательно обосновать свои точки зрения (по вопросам установки единого стандарта и интеграции транкинговых сетей) и направить эту информацию в оргкомитет по электронной почте.

Следующий раунд дискуссий о цифровых технологиях радиосвязи ожидается в марте следующего года, на форуме «Мобильная связь». Интересно, будет ли к этому времени принят федеральный стандарт для цифрового транкинга?