И это легко объяснить особенностями построения сетей на базе VSAT.

Основой их популярности не только в России, но и во всем мире стали заложенные в их архитектуру технические решения:

  • использование цифровых методов обработки и передачи информации;
  • наличие центра контроля и управления сетью, позволяющего избежать помех для других радиоэлектронных средств со стороны этих станций;
  • небольшой диаметр антенн ЗС, благодаря чему терминалы спутниковой связи можно разместить в непосредственной близости от пользователей, например в офисах;
  • достаточно высокая скорость передачи информации (до 2 Мбит/с), обеспечивающая транспортировку данных разных видов.

Кроме того, VSAT-станции являются необслуживаемыми, поэтому снижаются эксплуатационные расходы пользователей (по сравнению с затратами на крупные ЗС). Еще один плюс— в большинстве стран мира используется упрощенная процедура введения ЗС VSAT в эксплуатацию.

В последнее время наряду с традиционными сервисами, предоставляемыми операторами спутниковой связи с помощью VSAT-станций (телефон, передача факсимильных сообщений и данных), интенсивно развиваются и новые виды услуг, обеспечивающие интерактивный режим связи. Это услуги доступа в Internet, видео по запросу, организация домашнего офиса, межкомпьютерная и видеотелефония, видеоконференц-связь, дистанционные обучение и медицина (в том числе биологический мониторинг здоровья абонентов), электронные игры, коммерция, газеты, реклама и маркетинг.

Ожидается, что в 2000 г. число VSAT-сетей в мире достигнет 2200, а их суммарная пропускная способность — 3 Гбит/с (примерно 500 тыс. интерактивных терминалов более чем в 120 странах). Например, в США ежегодно устанавливается до нескольких сотен тысяч терминалов VSAT, в Европе — десятки тысяч (рис. 1). Среднегодовые мировые темпы роста количества VSAT-станций составляют примерно 14—18 %. Потребность в малых ЗС для России велика: по оценкам, необходим годовой рост числа ЗС не менее чем на 40%. Однако на пути к реализации потенциальных возможностей отечественного рынка, связанных с применением малых ЗС и VSAT, имеется ряд препятствий, основными из которых являются:

  • фактическое отсутствие отечественного производства современных малых станций;
  • недостаточное количество современных спутников связи;
  • устаревшая нормативно-правовая база, на основе которой регулируется использование ЗС.
Мировой рынок VSAT-станций

Производство отечественных ЗС и современных спутников связи требует больших капитальных затрат (в десятки и сотни миллионов долларов), хотя работы по их снижению постоянно ведутся и уже видны определенные результаты. Но главное препятствие на пути развития VSAT-сетей в нашей стране — несовершенная нормативно-правовая база. Необходимо в первую очередь упростить процедуру регулирования применения VSAT-сетей, в том числе и получения разрешительных документов Госсвязьнадзора РФ (ГСН РФ). До 1 сентября 1998 г. затраты на документы за одну ЗС спутниковой связи любой категории составляли около 170 тыс. руб., а сам процесс их получения занимал примерно 12 мес. (рис. 2).

Стоимость получения комплекта документов, необходимых для начала эксплуатации одной ЗС (без затрат на таможенную «очистку»)

Пользу от внедрения упрощенных процедур регулирования VSAT-станций можно проиллюстрировать на примере Западной Европы. До начала 90-х гг. здесь тоже существовали барьеры в области регулирования VSAT-терминалов, и плата за лицензии была высокой. Поэтому с 1985 по 1990 г. рынок VSAT-сетей Европы находился в состоянии стагнации. Ситуация стала резко меняться вскоре после начала общеевропейского процесса упрощения регулирования. Европа поднялась со второго от конца места (в мировом списке VSAT-пользования ситуация была хуже только в Африке) и сегодня почти догнала по числу установленных VSAT-станций Северную Америку, занимающую первое место по развитию регионального рынка сетей VSAT.

Упростить — значит, ускорить

В Европе вопросами упрощения правового обеспечения занимаются комитеты и комиссии ЕС, а также Европейский институт стандартов электросвязи (ETSI). Не так давно к ним присоединилась ассоциация Global VSAT Forum (GVF, штаб-квартира в Лондоне). Она создана для координации усилий разработчиков, операторов и администраций связи, направленных на повышение эффективности использования сетей VSAT, и занимается разработкой стратегии регулирования спутниковых систем.

К упрощению правовых процедур внедрения VSAT-сетей в Администрации связи России приступили два с половиной года тому назад. Тогда по приказу Госкомсвязи России № 95 от 22.07.97 была создана межведомственная Рабочая группа (РГ VSAT) по разработке предложений и рекомендаций, которые должны удешевить и упростить процедуры регулирования малых земных станций спутниковой связи (ЗС с диаметром антенн до 3,8 м). В ее состав вошли представители Администрации связи России, ГКРЧ, ГСН РФ, МО, ФАПСИ и Национальной ассамблеи спутниковой связи (НАСС).

Результаты работы межведомственной РГ не замедлили сказаться (рис. 2 и 3). В соответствии с тремя нормативными документами (Решение ГКРЧ от 27.07.98, приказ Госкомсвязи России № 81 от 12.05.99, инструкция ГКРЧ от 01.12.99) сокращено время до 90 дней (без учета пересылки документов) и уменьшена суммарная стоимость (примерно на 25%) при получении разрешений на эксплуатацию малых ЗС. Однако на практике время получения документов почти в два с половиной раза превышает сроки, указанные в нормативах (табл. 1).

Сроки получения в ГСН РФ разрешительных документов на одну ЗС

Если обобщить исследования всех национальных, региональных и международных организаций, то можно сформулировать следующие основные стратегические направления, по которым должно совершенствоваться правовое обеспечение внедрения малых ЗС и сетей VSAT:

  • совершенствование лицензионной деятельности по услугам связи;
  • упрощение процедуры получения сертификатов соответствия;
  • оптимизация использования радиочастотного спектра, распределяемого между различными спутниковыми службами;
  • упрощение порядка таможенного регулирования при ввозе ЗС;
  • упрощение процедуры и снижение стоимости получения разрешений на право эксплуатации VSAT-сетей (введение «заявочного» принципа);
  • упрощение получения доступа VSAT-станций к космическому сегменту спутниковых операторов;
  • совершенствование законодательства России в отношении новых сфер услуг (в частности, введение каналов спутниковой связи для доступа в Internet).

Из перечисленных можно выделить два стратегических направления развития VSAT-станций в нашей стране — лицензирование и получение сертификатов.

Лицензирование услуг

Прежде всего необходимо создать базу данных по вопросам законодательного регулирования, охватывающего телекоммуникационные сети и услуги. Нужно также ввести в практику одношаговую процедуру (OSS — One Stop Shopping) получения лицензий (оформление заявки по единой электронной согласованной форме), унифицировать (гармонизировать) процедуру лицензирования спутниковых сетей (модульный подход при разработке лицензий) и сократить сроки выдачи лицензий. Чтобы ускорить процедуру получения разрешений, требуется принять решение о взаимопризнании лицензий (с учетом интересов России). Огромное значение имеет разработка концепции ценовой политики лицензирования, которая стимулировала бы развитие услуг (оплата только реальных административных затрат на обработку заявлений).

Следует, однако, отметить, что между странами — членами CEPT пока нет согласия в вопросах лицензирования, и реально в Европе сейчас существует четыре типа лицензий.

Лицензия на спутниковые услуги выдается оператору и разрешает предоставлять услуги спутниковой связи, определяя виды передаваемой информации (речь, данные, видео). Как правило, она же санкционирует подключение терминалов к сетям общего пользования и организацию услуг для третьей стороны.

Лицензии на сеть VSAT могут разделяться по категориям: для однонаправленных терминалов VSAT (только приемных или только передающих) и для приемопередающих. Данная лицензия предоставляет оператору право работать в выделенной (частной) сети. Возможность подключения терминала к коммутируемой сети общего пользования оговаривается в такой лицензии специально.

Лицензия на каждый конкретно устанавливаемый VSAT-терминал — так называемое индивидуальное лицензирование. Согласно проведенному CEPT опросу, большинство стран высказалось за необходимость индивидуального лицензирования только в виде дополнения к другим его типам. Тем не менее в Нидерландах лицензия на терминал является единственным инструментом лицензирования при построении VSAT-сетей.

Лицензирование, связанное с выбором места размещения ЗС, обусловлено необходимостью согласовать места установки ЗС и социальные вопросы. Такая лицензия должна гарантировать:

  • защиту населения от электромагнитных полей (санитарный паспорт);
  • отсутствие радиопомех близлежащим аэродромным или другим специальным службам или объектам;
  • выполнение требований местного законодательства, касающихся вопросов окружающей среды, архитектуры и др.

Одна процедура — одна форма

Унификация процедур лицензирования стала одной из главных задач Европейского комитета по радиосвязи (ERC). В настоящее время им выпущен ряд проектов решений об освобождении от индивидуального лицензирования спутниковых интерактивных терминалов (SIT), малых земных станций типа VSAT, приемных ЗС спутниковой связи и спутниковых пользовательских терминалов (SUT).

Европейская комиссия (EC), в свою очередь, предложила для упрощения процесса лицензирования ввести одношаговую процедуру (OSS), которая предполагает задействовать заявления единой формы. На основании такого заявления администрация выдает лицензию, соответствующую национальному законодательству. Исследование процедуры OSS в настоящее время проводят ERC и Европейский комитет по вопросам разрешений и регулирования в области телекоммуникаций (ECTRA). Данная процедура включает заполнение единой электронной формы заявления (CAF) с использованием базы данных (БД) по вопросам законодательного регулирования, охватывающего все телекоммуникационные сети и услуги стран — членов CEPT.

База данных. Цель создания БД состоит в том, чтобы предоставить потенциальным заявителям на получение лицензии всю необходимую информацию. База данных должна содержать полную информацию, чтобы заявители в конкретной стране могли определить:

  • требуется ли им лицензия для данной услуги (службы), сети, станции или терминала, которые они хотели бы обеспечить или ввести;
  • каким процедурам они должны следовать при подаче заявлений на получение лицензии;
  • какова будет плата за лицензию, срок ее действия и т.д.

Кроме того, информация, содержащаяся в БД, даст возможность администрациям ознакомиться с требованиями коллег, что в будущем может привести к дальнейшей интеграции процедур и условий лицензирования. Окончательная структура содержания и способы доступа к базе данных будут определены в процессе разработки программного обеспечения.

Единая электронная форма заявления по спутниковым службам. В ряде стран CEPT процесс заявления для получения лицензий стал бы более прозрачным и менее трудоемким, если бы заявители имели право просто отмечать в CAF страны, в которых они хотят реализовать службу. Такая форма заявления может использоваться совместно с БД режимов лицензирования для телекоммуникационных сетей и служб. При этом CAF относится исключительно к спутниковым службам, в то время как база данных хранит информацию обо всех телекоммуникационных службах. Используя CAF, заявители автоматически реализовали бы различные этапы оформления лицензий, что избавляло бы их от необходимости подачи многочисленных заявлений в каждой из стран — членов CEPT.

Согласно предварительным предложениям рабочих групп, в единой форме заявления будет указано, какие документы необходимо предоставить для оформления лицензии. Вероятно, часть из них войдет в CAF. Можно ожидать, однако, что некоторые страны потребуют оригиналы или заверенные копии документов, которые придется посылать почтой или курьером.

В настоящее время одна из рабочих групп ERC оценивает и обобщает предложения по содержанию формы заявления. Администрации стран CEPT вносят в проект CAF комментарии и готовят требования к ПО обработки этих форм.

Единая форма заявления должна стать официальным документом, закрепляющим правовые взаимоотношения между национальными органами по регулированию (NRA) и заявителем, поэтому необходимо, чтобы она соответствовала национальному законодательству. Заметим, что в некоторых странах заявление принимается только в том случае, если оно написано на официальном государственном языке. Это требование учитывается следующим образом: CAF будет строиться с помощью диалога на английском языке, а при необходимости переводиться на требуемые языки.

Первое заключение ECTRA, переданное в Европейскую комиссию в январе 1999 г., показало, насколько сложно реализовать одношаговую процедуру лицензирования OSS, однако и ЕС, и ECTRA полны решимости довести работу до конца и внедрить эту процедуру во всех странах CEPT. Большинство администраций связи Европы рассматривает OSS в качестве первого шага на пути гармонизации процедур лицензирования, после которого будет внедряться другая процедура — взаимного признания лицензий. Последним шагом, завершающим намеченный ECTRA план, должна стать единая европейская лицензия.

Модульный подход

Для упорядочения системы лицензирования EC предлагает использовать так называемый модульный подход при создании (составлении) национальных лицензий. Удачным примером такого подхода ЕС считает Меморандум о взаимопонимании, заключенный между Францией, Германией, Великобританией и Нидерландами. В нем прописаны как взаимосогласованные (гармонизированные) модули, для которых каждая страна использует одинаковые формы и содержание, так и модули, характерные (специфические) для каждой страны и определяющие условия (или ограничения) получения разрешений (табл. 2). Европейская комиссия предлагает использовать в рамках всей Европы следующие модули: основных (общих) положений, характеристик передатчика, параметров передачи, видов обслуживания, административных вопросов (плата за лицензию, срок действия, порядок внесения изменений и процедуры отзыва лицензии).

Модуль основных (общих) положений является, по существу, обязательным для любой лицензии и содержит основную информацию: тип лицензии; данные, идентифицирующие заявителя; общие технические сведения; сведения об услугах и оплате.

Модуль характеристик передатчика (входит в процедуру «Одобрения типов», ОТ) оговаривает документы, которые должны быть представлены производителем оборудования. Необходимо, чтобы они подтверждали соответствие передающего (или иного) оборудования нормам ETSI (стандартам, техническим требованиям и др.).

Модули параметров передачи включают в себя данные по выбору площадки для ЗС, частотам, мощностям, модуляции, поляризации, используемым КА.

В модуле частотной координации изложены требования к процедурам частотной координации, определяемые используемым диапазоном частот, национальной таблицей частот и соответствующим национальным законодательством.

Модуль выбора площадки для ЗС содержит требования к уровням электромагнитного излучения для защиты окружающей среды. В него включены, по существу, те же требования, что и в модуль ОТ, но их выполнение рассматривается с привязкой к конкретному местоположению ЗС. Дело в том, что даже в полосах частот, выделенных только для ФСС, выполнение процедур частотной координации многие администрации считают обязательным для того, чтобы защитить других пользователей (например, аэродромные службы) и гарантировать их работу. Так, в Англии частотная координация при выборе площадки является обязательной и соответствующее руководство (RA 172) содержит 24 страницы описания многочисленных требований и процедур их исполнения. Выглядит это весьма громоздко, однако механизм координации настолько отработан, что на практике заявитель получает решение в течение суток.

Модуль управления передачей содержит требования к системам управления и контроля.

Модулей видов обслуживания может быть несколько, и их число зависит от страны, где услуга будет внедряться. В некоторых станах необходим модуль разрешения на специальные виды обслуживания, например на подключение к сети общего пользования. В других нужен модуль разрешения на оказание услуг третьей стороне, в котором указывается, что лицензиат имеет право применять оборудование (сеть) не только в своих интересах, но и, например, для предоставления услуг населению.

Модулей, относящихся к административным вопросам, также может быть несколько. Так, в модуле «Лицензионные выплаты» формулируются правила исчисления и порядок оплаты лицензии, при этом ценовая политика должна базироваться только на принципе восстановления затрат. Отдельно следует определять срок действия лицензии, порядок внесения изменений и т.д.

Достоинства модульного подхода очевидны. Во-первых, при получении лицензии заявители будут следовать простым унифицированным правилам. Во-вторых, процедура получения лицензии упрощается, так как администрации связи сами контролируют «специфические» для своей страны модули. Наконец, в-третьих, лицензия может быть легко изменена в любой момент.

Сертификация

В целях упрощения процедуры получения сертификатов соответствия для малых ЗС и связанного с ней решения о взаимопризнании сертификатов они были формализованы рабочей группой CEPT, которая структурировала процесс принятия решений по отдельным этапам.

Основой сертификации является процедура «Одобрение типа», т. е. подтверждение соответствия комплексов (или части) оборудования ЗС техническим спецификациям. В принципе, спецификации могут быть национальными, региональными (например, европейские стандарты ETSI) или международными. Назначение и сфера действия документа определяются кругом организаций или стран, которые согласовали соответствующие спецификации и признали (приняли для исполнения) этот документ. Известно, что сертификаты ОТ широко используются международными спутниковыми операторами (Intelsat, Eutelsat, Intersputnik) для упрощения (ускорения) процедур доступа ЗС к КА.

Прежде чем внедрять процедуру ОТ, следует разработать перечень основных (существенных) технических требований к ЗС VSAT с учетом Директивы 1999/5/ЕС Европейского парламента и Совета по оконечному оборудованию радио- и электросвязи и взаимному признанию их соответствия (Директива R&TTE). Директива R&TTE определяет требования к терминальному оборудованию в части норм излучения для обеспечения защиты пользователей и других лиц от воздействия. Она устанавливает общие требования к электромагнитной совместимости и оборудованию в целях эффективного использования спектра, распределенного наземным/космическим службам радиосвязи. В ней сформулированы положения по регулированию, размещению на рынке, свободному перемещению и применению в странах ЕС оконечного оборудования радио- и электросвязи.

После разработки перечня основных технических требований для VSAT необходимо создать и утвердить типовые методики и процедуры испытаний. И только после этого можно приступить к решению технических и организационных вопросов взаимодействия производителей оборудования и органов сертификации.

В рамках CEPT в последние годы была проделана большая работа по созданию базы для регулирования и внедрения процедуры ОТ среди стран — участниц ЕС. Большинство администраций связи согласилось с необходимостью проводить процедуру одобрения типов оборудования на основе стандартов ETSI.

Для облегчения взаимного признания спутниковыми операторами сертификата ОТ для ЗС типа VSAT ассоциацией Global VSAT Forum создан проект документа «Руководство GVF по измерениям характеристик оборудования спутниковой связи для взаимного признания (MRA)». Взаимное признание сертификата ОТ значительно ускорит юридическое оформление VSAT-терминалов, а также малых ЗС, которые не требуют тщательной установки и индивидуальной регулировки антенной системы, сэкономит средства, время и усилия как производителя (оператора), так и спутникового оператора системы.

В одной процедуре ОТ допускается одобрение «семейства конфигураций». Например, модель ЗС может включать блоки LNA с различными шумовыми температурами и HPA с различными уровнями выходной мощности или весь терминал VSAT, в комплектацию которого входят конвертеры «вверх/вниз» различных конфигураций. При этом конкретный список испытаний, в соответствии с оговоренным в ОТ полным перечнем, должен каждый раз определяться отдельно. Но в общем случае базовую конфигурацию нужно испытывать в полном объеме и дополнительно проверять с помощью серии тестов, подтвержденных расчетами на соответствие других конфигураций.

ЗС, имеющие сертификат ОТ, получают право (и доступ) работать со спутниковыми системами операторов, входящих в GVF (НАСС также является членом GVF); антенные испытания для них либо вовсе не будут нужны, либо потребуются в минимальном объеме. Для получения доступа к спутниковым системам оператор ЗС должен всего лишь представить документальное доказательство того, что ЗС имеет сертификат «Одобрение типа».

Оптимизация использования радиочастотного спектра

Европейская организация по радиосвязи, проанализировав ситуации, которые могут возникнуть при совместном использовании частот различными сетями связи, рекомендовала при выделении частот выполнять одну или несколько из перечисленных процедур:

  • координацию спутниковой сети на международном уровне;
  • координацию ЗС на международном уровне, если существует проблема помех между земной станцией и наземными службами соседних государств;
  • координацию ЗС на национальном уровне, если проблема помех между ЗС и наземными службами решается в пределах одной страны;
  • выбор площадки ЗС (на национальном уровне).

Все эти процедуры давно разработаны и согласованы на международном уровне, хотя в некоторых странах они имеют отдельные элементы, не укладывающиеся в общую схему. Но процедуры, осуществляемые на национальном уровне, более индивидуальны и поэтому менее унифицированы. Вообще говоря, главной проблемой являются не сами по себе процедуры, а длительность их проведения.

Для ускорения частотной координации Европейская комиссия рекомендует создать единую компьютерную систему, обеспечивающую межкомпьютерный обмен данными администраций связи разных стран. Однако различный характер национальных процедур частотной координации и выбора площадок для ЗС не позволяет быстро реализовать интегрированную общеевропейскую систему.

Российские проблемы

Главные сложности при ввозе малых ЗС в Россию — получение заключения экспортного контроля МО РФ и высокая стоимость таможенного оформления.

Следующий этап ввода в эксплуатацию VSAT-станции — распределение частот. Чтобы построить VSAT-сеть, нужно в первую очередь выделить ресурсы различным спутниковым службам. При этом хотелось бы подчеркнуть, что диапазоны 6/4, 14/11—12, 30/20 и 30/11—12 ГГц приняты МСЭ для преимущественного использования сетями спутниковой связи VSAT.

Далее — получение разрешений на право эксплуатации ЗС. Это тоже непростая задача. Необходимо согласовать размещение площадки для ЗС со штабом ВО МО и Центром правительственной связи. Чтобы формализовать и тем самым ускорить эту процедуру, необходимо утвердить и официально ввести нормы частотно-территориального разноса, разработанные по каждому ВО МО для каждого класса ЗС. Следует также узаконить на федеральном уровне правила согласования мест установки ЗС со штабами ВО МО, в которых были бы указаны (по умолчанию) возможные места для площадок и присвоения частот для эксплуатации.

Конечно, чтобы в нашей стране VSAT-сети могли развиваться в полном соответствии с потребностями, в российские правила оформления разрешений следует ввести «заявочный» принцип для определенных классов малых ЗС (например, с ограничениями по излучаемым мощностям).

Сертификат «Одобрение типа» для ЗС VSAT упрощает получение доступа к космическому сегменту спутниковых операторов. Но при этом необходимо учитывать особенности процедур регулирования в России. До получения доступа к космическому сегменту оборудование должно пройти испытание в одном из центров сертификации (в системе сертификации «Электросвязь») и получить соответствующий документ. Положительные результаты проведенных сертификационных испытаний могут явиться основанием для спутниковых операторов существенно уменьшить объем испытаний на этапе получения доступа к космическому сегменту.

В нашей стране есть еще один национальный аспект — ограничения на доступ к космическому сегменту международных спутниковых операторов. При существующей российской спутниковой группировке от этих ограничений следует отказаться. Операторы сетей VSAT должны иметь неограниченный доступ к космическому оператору по своему выбору (так называемая политика «открытого неба»).

* * *

Если реализовать в России хотя бы часть европейских решений по совершенствованию правового обеспечения внедрения ЗС, в особенности сетей VSAT, то страна очень быстро ощутит эффект от развития средств спутниковых телекоммуникаций. Конечно, решение вопросов правового регулирования телекоммуникационных сетей и служб — задача сложная. Поэтому Администрация связи России (как член CEPT) должна более активно участвовать в работе Европейских комитетов ERC и ECTRA по гармонизации регулирования сетей спутниковой связи. Кроме того, чтобы документально обосновать упрощение процедур, необходимо провести исследования вопросов согласования частот и различных норм для малых и больших ЗС спутниковой связи и сетей VSAT с участием НИИ Радио, ГКРЧ, Главгоссвязьнадзора России, НАСС и других организаций.

В заключение авторы призывают все организации, заинтересованные в развитии VSAT-сетей, объединить свои усилия, чтобы сделать процедуру получения разрешительных документов на эксплуатацию VSAT-станций легкой и недорогой, а поэтому приятной для заявителя.

ОБ АВТОРАХ

Александр Матвеев — исполнительный директор НАСС, член ГКЭС и Почетный радист Минсвязи. Владимир Ермилов — ведущий сотрудник НИИ Радио. С ними можно связаться по адресу AlexanderM@bsh.ru.


Таблица 1. Этапы процедуры получения разрешения ГСН РФ на эксплуатацию малых ЗС и сроки их реализации
ЭтапСрок, дней
Доставка заявки по форме 1-ЗС в ГСН (нарочным)1
Экспертиза заявки ГСН и подготовка к рассылке на согласование в соответствующие органы10—15
Доставка почтой документов в соответствующие органы (ФАПСИ, РЭБ, РУ ГСН, ЦПС, ВО) на согласование30—40
Рассмотрение заявки согласующими органами45
Доставка почтой согласованных заявок в ГСН30—40
Экспертиза ГСН полученных от соответствующих организаций заключений по материалам заявки и оформление финансовых документов10
Доставка почтой финансовых документов из ГСН оператору20
Оплата оператором по счету за выполнение работ7
Оформление ГСН разрешения на использование частот10
Доставка разрешения на использование радиочастот оператору20
Сдача объекта связи и оформление разрешения на эксплуатацию20
Доставка разрешения на эксплуатацию10
ИТОГО238 (или 8 месяцев)
из них работа с документами107
доставка131

НАСС два года

11 июня 1998 г. по предложению 16 крупных операторов спутниковой связи России было организована НАСС. Его главной целью стало содействие упрощению процедур получения разрешительных документов для эксплуатации телекоммуникационных систем в России.

Результаты двухлетней практической деятельности НАСС в составе межведомственной РГ материализовались в целый ряд нормативно-правовых документов, нацеленных на упрощение процедур регистрации, выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию VSAT-станций. Они позволили почти в 3 раза сократить сроки получения разрешительных документов и снизить стоимость их оформления примерно на 35— 40 тыс. рублей. Кроме того, при участии НАСС был разработан и принят стандарт отрасли (ОСТ №45.98-98) «Станции земные вида ВИСАТ (VSAT) спутниковых сетей связи. Основные технические требования.»

В настоящее время в состав НАСС входят 17 организаций (членский взнос составляет 300 долл./мес.), среди которых — ГПКС, ООО «Свит», ОАО «Бизнес-Связь», и ряд других . Недавно членом НАСС стало ЗАО «Московский Телепорт», но за неуплату взносов было исключено «НПО КРОСНА». Учредители НАСС приглашают компании, бизнес которых тесно связан со спутниковой связью, объединить усилия, чтобы ускорить гармонизацию законов, регламентирующих построение и эксплуатацию спутниковых телекоммуникационных систем в России.