Возвращение в Москву
Как выбрать Internet-провайдера?
Что нам готовит 1998 год
Наше наследие

Рынок услуг Internet - тема не новая, но требующая постоянного внимания от человека, шагнувшего в мир информационных технологий. Вот почему электронное сообщество "Телеком-Форум" намерено каждые полгода давать "срез" этого рынка. Отклики читателей на первый обзор, опубликованный в "Сетях" (1997, N 6, c. 116), помогли уточнить и расширить круг вопросов анкеты, которую мы рассылали российским поставщикам услуг Internet при подготовке данной статьи. Сегодня мы возвращаемся к этой теме с новыми данными, новыми результатами опроса более 50 российских провайдеров.

Несколько предварительных замечаний. За полгода практически не изменились цены на доступ в Internet по выделенным и цифровым коммутируемым линиям (табл. 1). Возможностью надежного и скоростного подключения ко Всемирной сети по-прежнему обладает лишь незначительное число российских пользователей Internet. Поэтому мы, как и в первом обзоре, не намерены рассматривать указанные способы доступа.

Таблица 1. Общая стоимость подключения по выделенной линии (64 кбит/с) в Москве

Статья расходов

Первичные провайдеры

Вторичные провайдеры

 

"Демос"

"СОВАМ-
Телепорт"

РОСНЕТ

"ГласНет"

mr.Postman

"Реллайн"

Разовые выплаты

Услуги провайдера, дол.: установка канала 1200 1300 1400 1280 1800 1700
инсталляция IP-порта 800 600 1000 710 б/п б/п
регистрация домена 2-го уровня 120 300 200 70 150 100
выделение подсети класса "С" б/п 100 б/п б/п б/п б/п
Оборудование, дол. (маршрутизатор Cisco 1601) 1667 1667 1250 1667 1667 -
ИТОГО 3787 3967 3850 3727 1950 1800

Ежемесячные выплаты

Услуги провайдера, дол.: плата за аренду канала 650 650 100 150 660 970
загрузка канала до 25% 720 840 550 500 720 300
поддержание домена и DNS 5 40 31 42 б/п 4
Аренда оборудования, дол. - - - 30 (2 модема) - 220 (Cisco 1600)
ИТОГО 1375 1530 650 722 1380 1490
ВСЕГО ЗА 12 МЕСЯЦЕВ 20 287 22 327 11 650 12 391 18 510 19 680
Источник: "РОСНЕТ"

При подготовке настоящего обзора мы попытались "выйти" за рамки МКАД, но, к сожалению, по независящим от нас причинам не смогли этого сделать. Обнаружилось, что региональные провайдеры еще не достигли той степени зрелости и открытости, которая свойственна "центральным" поставщикам доступа в Internet, и потому неохотно идут на контакт с прессой. Кроме того, в ходе электронной переписки выявилась интересная деталь: большинство наших региональных респондентов не смогли прочитать анкеты в формате MS Word и даже RTF, ибо работают исключительно с корреспонденцией в текстовом формате.

В результате, отправив анкеты в Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Омск, Орел, Пермь, Рубцовск, Саратов, Сыктывкар, Улан-Удэ, Ульяновск и Уфу, мы получили лишь шесть ответов из-за пределов МКАД (табл. 2).

Таблица 2. Взгляд на регионы

Провайдер

Web-адрес

Телефон

Стоимость регистрации, дол.

Абонентская плата в месяц

Бесплатные часы*

Стоимость 1 часа, дол. (день/ночь)

Регистрация

Электронная почта

Постоянный IP-адрес

Число телефонных линий входа

Среднее число пользователей в час

Канал в международную Internet, Кбит/с

Канал к первичному провайдеру, Кбит/с

Число собственных узлов на территории России

Поддержка в месяц

Доплата за объем

Поддержка динамического IP-адреса (месяц)

Регистрация

Поддержка в месяц

ЗАО Рубцовск (Рубцовск), www.rubtsovsk.ru (385-57) 2-3884 36 24 6 Н/д Б/п Б/п Есть Б/п Б/п Б/п 3 10 Н/д Н/д 1
Комитекс Трейдинг (Сыктывкар), www.komitex.ru (212) 44-0081 20 Н/д   1,4 10 15 Б/п Б/п 10 10 24 20 Нет 128 3
АО Комтат (Казань), www.comtat.
kazan.ru
(432) 36-1781, 25 10 Нет 3 20 10 Есть 10 25 10 25 Н/д Нет 256 31
Интерком (Саратов), www.intercom.ru 36-5937 (452) 51-8256 20 5 Нет 1,8 20 5 Б/п Б/п 10 5 24 17 Нет 96 4
МАРК-ИТТ (Ижевск), www.mark-itt.ru (3412) 25-0149, 25-0061 75** 75** 5 0,5** 50** Б/п Б/п Б/п 75** Б/п 19 Н/д 192 64 1
ОАО Деловая Сеть (Иркутск), www.dsi.ru (395) 231-0506 250 ** Нет Нет 27**/6** Б/п 33** Есть Б/п 15** 25** 32 Н/д нет 128 1
Источник: провайдеры Примечания. * Стоимость этого времени включена в регистрационный сбор или абонентную плату,
** цена в тысячах неденоминированных рублей; в остальных случаях цены указаны в долларах.
Б/п - бесплатно, Н/д - нет данных.

Читателю будет интересно ознакомиться с данными этих провайдеров, однако они, конечно же, не позволяют понять, каково общее состояние дел с услугами Internet в России.

Возвращение в Москву

Итак, чем же характеризовался в прошедшем году московский рынок услуг сеансового доступа в Internet по коммутируемым телефонным каналам?

В 1997 г. претерпел значительные изменения модемный парк как Internet-провайдеров, так и пользователей. Модемы с быстродействием ниже 28,8 кбит/с при всей своей былой распространенности морально устарели и повсюду заменялись на устройства стандартов V.34 и V.34+ (28,8/33,6 кбит/с). Более того, в мае началось оснащение узлов провайдеров, а также конечных пользователей оборудованием, поддерживающим спецификации K56flex и х2 (скорости до 56 кбит/с). О поддержке этих высокоскоростных протоколов модемного доступа объявили восемь провайдеров - "Гласнет", "Демос", "Россия-Он-Лайн" (РОЛ), "Элвис-Телеком", CITYLINE (K56flex), а также "2КОМ", "ПТТ Телепорт" и Cronyx/Rinet (х2).

Следует, однако, подчеркнуть, что поддержка оборудованием провайдера 56К-технологии не обязательно означает, что любой клиент вышеназванных поставщиков услуг, обладая соответствующим модемом, сможет установить связь по высокоскоростному протоколу. Во-первых, требуется соблюдение целого ряда условий, о которых можно прочесть в статье Алексея Гришина "Модемная технология K56flex" (см.: Сети, 1998, # 1, с. 86). Во-вторых, многие провайдеры, например Cityline, в прошлом году просто не включали этот режим.

Рассмотрим некоторые тенденции развития московского рынка услуг доступа в Internet в 1997 г.

Регистрация. В течение года стоимость регистрации снизилась на 3,5 дол. На 5% (приблизительно до 35%) уменьшилась доля провайдеров, берущих за нее более 15 дол. Такие поставщики услуг, как Caravan, Centronet, Cityline, Mr.Postman, ORC и ROPNET, регистрируют своих пользователей бесплатно.

Абонентская и повременная плата. Здесь главенствует правило "оптом - дешевле!". Чем больше времени покупается, тем меньше удельная стоимость каждого часа. Данная тенденция весьма важна для тех пользователей, которые не ограничиваются услугами электронной почты (для этого вполне может хватить и четырех часов в месяц). Если вам необходимо просматривать "избранные" Web-страницы хотя бы два раза в неделю, время от времени вести поиск по всему пространству Всемирной паутины и пользоваться другими услугами, например интерактивной перепиской (chat) с товарищами либо деловыми партнерами, вам не хватит ни 10, ни, возможно, 30 ч/мес. В таких случаях "берут время оптом" (например, 60 часов за 30 дол. в "2КOM") или покупают неограниченный доступ, цена за который у многих компаний составляет от 36 до 60 дол./мес. (Caravan, Cityline, SPACENet, "ROPNET", "Бэст", "Элвис-Телеком").

При первом заключении договора на пользование услугами Internet мало кто представляет, сколько ему потребуется времени для работы во Всемирной сети. В таких случаях обычно пользуются почасовым доступом. Здесь диапазон цен еще шире: от 0,6 (CARAVAN) до 3 дол. ("2КОМ", "Релком").

Электронная почта. Большинство московских провайдеров предоставляли услуги электронной почты (обслуживание почтового ящика на своем сервере) бесплатно. Однако несколько компаний взимали плату за один или несколько видов обслуживания. Наиболее дорогими в этом плане провайдерами были "Демос" (регистрация - 20 дол., поддержка - 15 дол./мес), Preshburg Comtel (регистрация - 12 дол.), "Элвис-Телеком" и CARAVAN (поддержка - 10 дол./мес). У всех шести региональных провайдеров, ответивших на нашу анкету, какая-нибудь из услуг электронной почты обязательно была платной. За поддержку почтового ящика в среднем приходится платить более 5 дол./мес.

IP-адрес. Ни один из представленных в табл. 3 поставщиков доступа в Internet не берет денег за поддержку динамического (сеансового) IP-адреса. Московский регион выглядит довольно благополучно и с предоставлением постоянных IP-адресов. В конце 1997 г. затраты клиентов на регистрацию постоянного IP-адреса составляли в среднем 25 дол. Таким образом, в течение года эта услуга подешевела примерно на 10 дол. Провайдер Data Express не требует денег ни за регистрацию, ни за поддержку постоянного адреса. Еще две компании - Mr.Postman и ORC - предоставляют его бесплатно, а за поддержку берут по-божески: первая - 10 дол./мес, а вторая - 50 дол./год.

  Почто-
вый ящик
Посто-
янный IP-адрес
Провайдер Web-адрес Телефон Реги-
страция, дол.
Або-
нентская плата
в месяц "Бес-
платные" часы
*
Стои-
мость 1 часа, дол. (день/
ночь)
Реги-
страция
Под-
держка
Доплата/
объем почты (Мбайт)
Реги-
страция
Под-
держка в месяц
Число телефонных линий входа
"2КОМ" www.com2com.ru, 330-8074 10 30 60 3 Б/п Б/п   150***** 25***** 232 Н/д   1000 ("Телепорт ТП") 4 (Москва)
"Бест" ("ПТТ Телепорт"), www.bst.ru, 282-3500, 286-0650 35 40*** Не
ограничено
  Б/п Б/п   10 10 Около 500 200 2000(MCI)+
2000(AT&T)
Н/д Н/д
Гласнет, www.glasnet.ru, 785-1100 50***** (частные лица), 100***** (организации) 80***** 8 9*****
/6
*****
Б/п Б/п   30***** Б/п 286 Н/д 512 (CRL.COM), 512 (BBN-Planet)   1
Демос, www.demos.ru, 956-6233 20 10**   2,4**
/1,2**
20 15 Есть 20 5 340 Н/д 6000 (MCI и AT&T)   2 (Москва, Тверь)
Релком, www.relcom.ru, 196-0720 20 35 8 3/2 Б/п Б/п Н/д 20 10 150 Н/д 6000   120
Россия-Он-Лайн, www.online.ru, 258-4161 50 35 7 1,5 Б/п Б/п   Н/д Н/д Н/д Н/д 3000 (США), 1000 (Европа)   30
ТАК КАК Трансинформ, www.tsi.ru, 262-3778, 262-1545 10     1,5 Б/п Б/п Есть     70 23   10000 6
Элвис-Телеком, www.telekom.ru, 152-9700 15 20**, 60** 10** 1,25**/0,5** Б/п 10**, Б/п   20 Б/п 290 Н/д 2000 (TeleGlobe) 512 ("Релком") 5
Caravan, www.caravan.ru, 332-4486 Б/п Б/п**/37*** Не огра-
ничено
***
0,6**, Б/п*** Б/п 10       20 7 512 (USA MCI) 128 (МГТС М9) 1
Centronet, www.centro.ru, 928-6401 Б/п 36 18 1,98 Б/п Б/п   Н/д Н/д Н/д Н/д Н/д Н/д Н/д
CITYLINE, www.cityline.ru, 245-8868 Б/п 15**/36** 8**/не огра-
ничено
***
1,98** Б/п Б/п   Н/д Н/д 840 Н/д 256 (Global One) 512 ("РТК-
Интернет"), 2000 ("Телепорт ТП")
1
Cronyx/Rinet, www.rinet.ru, 232-1730, 238-3922 Б/п (мин. аванс - 30) 10** 5 1,8 (9:00-21:00)/0,9 (21:00-9:00) Б/п Б/п 30 Б/п 81 45   512 (Demos), 512 (Sovam Teleport) 1  
Data Express on Line (DEOL), www.deol.ru, 932-7647 20 Н/д Н/д 1,2/1,5 Б/п Б/п   Б/п Б/п 64 20 128 Н/д 1
DataForce, www.dataforce.net, 288-9340 Б/п (мин. аванс - 30)     1,8 (10:00-19:00)
/1,5
(19:00-2:00)
Б/п Б/п   25 Б/п 60 Н/д   384 1
Gamma, www.gamma.ru, 939-3907 20 Н/д   2,40 (9:00-1:00)
/1,20
(1:00-9:00)
Н/д 5   150 60-150 Н/д Н/д Н/д Н/д  
Mr.Postman (Zenon N.S.P.), www.aha.ru, 250-4629 Б/п     1,8/0,9 Б/п Б/п   Б/п Б/п 10 Более 300 32 1000 512 4 (Москва)
ORC, www.orc.ru, 938-2983 Б/п   Н/д 1,25/0,75 Б/п Б/п   Б/п 50 (год) 220 Н/д 200 Н/д 3
Orgland (Зеленоград), www.orgland.ru, 532-1040 15/10*** 4/12**** 3/168**** 2,5 (8:00-22:00)
/1,8 (22:00-2:00)
/0,9 (2:00-8:00)
Б/п Б/п Есть     10 4 128 ("Ростелеком") 128 (Elvis-
Telecom)
1
Preshburg Comtel, www.comtel.ru, 361-5416 10     От 0,90 за 100 ч. до 2,40 за 10 ч. 12 Б/п   Н/д Н/д 24 Н/д   2000 ("Комстар") Н/д
ROPNET, www.ropnet.ru, 207-7556 Б/п 50***/30*** (19:00-9:00) Без ограни-
чения
Н/д Б/п Б/п   150 300 80 Н/д Н/д 2000 (Teleglob) Н/д
SPACENet, www.space.ru, 913-3041 24**/Б/п*** 36*** Не огра-
ничено
***
2,4** Б/п Б/п 48 Б/п 65 28 512 512 1  
Примечания.
*Стоимость этого времени включена в регистрационный сбор или абонентную плату.
**По тарифному плану с почасовой оплатой.
***По тарифному плану с фиксированной оплатой.
****Только почта (UUCP).
*****Цена в тысячах неденоминированных рублей (в остальных случаях цены указаны в долларах).
Н/д - нет данных, Б/п - бесплатно.

Качество доступа. Это самый больной вопрос не только московского, но и всего российского рынка доступа в Internet. Какие-либо систематизированные объективные данные отсутствуют. Косвенно о качестве доступа можно судить по нагрузке на ресурсы провайдера. Считается, например, что чем больше у поставщика услуг линий доступа, тем быстрее состоится соединение. С этим не согласны некоторые мелкие провайдеры, которые утверждают, что надо учитывать удельную загруженность линий: у крупного провайдера, располагающего большим числом линий доступа, на каждую из них может приходиться значительно больше пользователей.

Тем не менее если полгода назад по московскому региону на каждого провайдера приходилось в среднем 66 линий входа (помните о средней температуре в больнице?), то к концу года значение этого показателя составило 160 линий. Другими словами, общее число линий входа в Internet увеличилось за полгода более чем в 2 раза! Лидерство захватили компании Cityline (840 линий), "ПТТ Телепорт" (500), "Демос" (340) и Mr. Postman (300).

Еще одним косвенным показателем может служить мощность канала в международную часть Internet. Здесь лидерство захватили компании "Демос", "Релком" и "РОЛ" (по 6 Мбит/с) с "ПТТ-Телепорт" (по 4 Мбит/с).

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что качество доступа повышается за счет оснащения узлов провайдеров интегрированными серверами доступа, управлять которыми и их обслуживать несоизмеримо легче, чем модемными пулами. В начале прошлого года подобные серверы имелись у трех провайдеров: "РОЛ" - PortMaster 3 фирмы Livingston (в конце 1997 г. куплена компанией Lucent), Cronyx/Rinet - Total Control производства U.S. Robotics (в июне прошлого года вошла в состав 3Com) и Preshburg Comtel - Max 4060 фирмы Ascend. В течение года к ним прибавились еще четыре провайдера - "ПТТ-Телепорт" (Total Control), Cityline (Max 4060), "Демос" (Cisco AS5260) и "2КОМ" (System 5000 производства Bay Networks). Чемпионом по оснащению своего узла современным оборудованием доступа вне всяких сомнений является компания Cityline: к концу года она установила 14 серверов Max 4060 и один PortMaster 3. Одним из главных преимуществ интегрированных серверов доступа является возможность их подключения к АТС или транспортной сети телефонной компании по цифровой линии (Е1 или ISDN PRI). В результате только за счет снижения уровня электромагнитных наводок значительно повышается качество связи.

Как выбрать Internet-провайдера?

Сразу оговоримся: на этот непростой вопрос в современных российских условиях ответ найти практически невозможно. Это подтвердил и семинар "Критерии выбора ISP-провайдера", проведенный в декабре прошлого года Региональным общественным центром Интернет-технологий (РОЦИТ). Самый грубый подход к классификации провайдеров может быть основан на оценке соотношения цены, качества и доступности предлагаемых услуг. Если бы существовали систематизированные данные по этим показателям, проблема заключалась бы только в том, какой из них является наиболее, а какой - наименее приоритетным для конкретного пользователя.

Так, учреждения сферы образования обычно готовы удовлетвориться любым уровнем качества и надежности - лишь бы они были. Определяющим фактором для них является цена, однако критерием выбора поставщика услуг этот показатель, в сущности, служить не может. Дело в том, что любые коммерческие расценки слишком высоки для данной категории пользователей. Правда, на упомянутом семинаре представители московских Internet-провайдеров заверили присутствующих, что ни одна из уважающих себя компаний не откажет бедствующим учебным заведениям в специальных тарифах.

Для корпоративных клиентов (из-за неимоверно высоких цен на выделенные каналы даже в Москве есть фирмы, которые пользуются коммутируемым доступом), как правило, наиважнейшим критерием является доступность услуги, т.е. возможность быстрого установления соединения и его надежность. Им необходимы гарантированный уровень обслуживания, качественная и максимально оперативная техническая поддержка. Обычно им требуются не только выход из локальной во Всемирную сеть, но и поддержка собственного Internet-представительства и почтового отделения (иногда - на сервере провайдера, иногда - на своем, с тем или иным сочетанием собственных и подрядных работ), гарантированный и защищенный доступ сотрудников (из дома или подразделения) в ЛС компании. Корпоративный клиент предпочитает иметь дело с поставщиком, обеспечивающим весь комплекс услуг. Приоритеты для него распределяются в таком порядке: доступность, качество, цена.

Индивидуальные пользователи, как правило, ставят на первое место стоимость услуг. В интервью газете "ComputerWorld Россия" начальник отдела маркетинга фирмы "Гласнет" Андрей Себрант сказал: "Сейчас многие готовы платить в два раза меньше за минуту, даже если скорость в десять раз ниже". Однако индивидуалы готовы стать клиентом не самого дешевого провайдера, если тот обеспечивает "качество обслуживания". Под последним они чаще всего понимают именно качество доступа и надежность доставки сообщений электронной почты. По сравнению с корпоративными клиентами, такие пользователи гораздо менее требовательны к технической поддержке; они обычно готовы тратить свое время на настройку оборудования и поиск оптимальных параметров соединения. Заводя (достаточно редко) собственные представительства в Web, индивидуальные клиенты обходятся, как правило, одной страничкой.

В число других важных критериев выбора входят: ассортимент предоставляемых услуг; удобство применяемых форм расчета (например, индивидуальный клиент может предпочесть оплату присылаемых по электронной почте счетов в ближайшем отделении сбербанка - невзирая на три процента, которые там с него сдерут - поездкам на другой конец города в контору своего провайдера); наличие различных тарифных планов; возможность роуминга и получения информации, скачиваемой с Московских и российский серверов, напрямую, а не через Европу или США. Немаловажное значение имеет и наличие у провайдеров так называемых серийных телефонных номеров. Чем больше серия, тем меньше вероятность попасть на занятый номер при установлении соединения. Серийный номер упрощает не только процесс дозвона, но и конфигурирование пользовательского модема.

Даже если пользователь четко определил свои требования к Internet-провайдеру, сделать осознанный выбор ему вряд ли удастся. Причина банальная - нет достаточного количества объективных данных. Предпринимавшиеся до сих пор усилия по проведению опросов среди пользователей Internet оказались не особенно успешными (впрочем, те, кто этим занимался, утверждают, что собранные ими данные позволяют делать определенные предположения и выводы в "качественном плане").

В связи с этим можно упомянуть анкетирование, проводившееся весной и летом прошлого года на Web-сервере РОЦИТ (www.rocit.ru). В текущем году РОЦИТ намеревается приступить к новому кругу анкетирования пользователей Internet, на этот раз - с привлечением новых методов, новых специалистов и при поддержке компаний "Гласнет", "Демос", "Релком" и "СОВАМ Телепорт".

А вот петербургская компания ITC проводит регулярное измерение некоторых качественных показателей работы российских провайдеров инструментальными средствами и публикует обработанные сводки на одном из своих серверов (itc.rus.net). ITC готова поделиться созданным для этих целей программным обеспечением со всеми обладателями Internet-серверов (воспользоваться им, не имея в своем распоряжении сервера, невозможно), что позволит расширить базу исследования и сделать его более представительным.

На семинаре РОЦИТ представители "МТУ-Информ" (Марк Алергандт), "СОВАМ-Телепорт" (Арсен Согомонян), "PTT-Телепорт" (Алексей Трошин) и ORC (Дмитрий Козлов) настаивали на бессмысленности подсчета числа клиентов, емкости каналов, связывающих сервер(ы) компании с "большой Internet" или количества телефонных линий. Они предлагали ориентироваться на такие критерии, как позиционирование компании на рынке (т. е. нужно сравнивать себя с декларируемым компанией "образом" ее клиента), ее политика в области цен, качества и надежности, наличие у нее рабочих процедур устранения неисправностей, а также планирования опережающего развития мощностей, которое позволяет не отставать от потребностей клиентов.

За неимением выбора многие так и делают. Одна участница семинара РОЦИТ заметила, что сейчас большинство индивидуальных клиентов выбирают себе поставщика услуг доступа впервые, и для них понятия качества и надежности в данной области являются полной абстракцией. Эти клиенты часто довольствуются рекламой. Поэтому преимущество получают провайдеры, обладающие лучшей маркетинговой машиной, а не лучшей технической базой и поддержкой. В то же время степень "образования" пользователей Internet растет, а соответственно, увеличивается число клиентов, переходящих от одного поставщика к другому. Российские поставщики услуг Internet не любят сообщать ни точное количество своих клиентов, ни процент "отсева". Но, например, в одной из самых открытых компаний - Cityline, по словам ее генерального директора Михаила Бриджиди, на 100 новых пользователей приходится 30 "отказников".

Подведем некоторые итоги. В 1997 г. значительно обновился модемный парк пользователей и начался процесс модернизации узлов провайдеров. С ростом числа пользователей увеличивалось количество линий доступа к узлам поставщиков услуг. Цены на сеансовый доступ медленно, но неуклонно снижались. Еще медленнее повышалось качество доступа. Скорость же получения информации из Internet, по субъективному мнению экспертов электронного сообщества "Телеком-Форум", оставалась крайне низкой и в среднем составляла 1-1,5 Кбайт/с. Главным препятствием на пути увеличения скорости обмена оставалась слабая мощность зарубежных и особенно внутрироссийских магистральных линий. Ряд провайдеров оснастил свои узлы средствами поддержки 56К-технологии. Однако из-за отсутствия разветвленной сети цифровых каналов и АТС количество пользователей этой технологией исчислялось единицами.

Что нам готовит 1998 год

Есть все основания полагать, что этот год пройдет под знаком перехода телефонных сетей общего пользования на повременную систему оплаты (МГТС назначила очередной "час Х" на 1 июля). Значительного роста стоимости доступа в Internet не произойдет, так как провайдеры, скорее всего, компенсируют повышение телефонных тарифов снижением расценок на свои услуги. По мнению представителей провайдерского бизнеса, многие поставщики услуг Internet обратятся к фиксированной оплате, которая к концу года будет ниже 36,6 дол., т.е. планки, установленной осенью прошлого года фирмой Cityline. Александр Щербаков, начальник отдела телекоммуникаций ЗАО "Гарант-Парк", даже предполагает, что к декабрю 1998 г. неограниченный по времени доступ будет стоить у провайдеров не более 20 дол.

Тем не менее снижение общей стоимости доступа (включая телефонные счета) резко замедлится, если не остановится. Таким образом, не приходится рассчитывать на весомое пополнение отряда киберпутешественников за счет школьников, студентов, научных работников и просто тружеников интеллектуального фронта (зарубежный опыт подсказывает, что именно эти категории населения составляют львиную долю пользователей Internet). В результате, в текущем году следует ожидать стагнации рынка сеансового доступа по коммутируемой телефонной сети.

Самое интересное заключается в том, что это мало кого беспокоит. Политическое руководство России (в отличие от лидеров западных стран) рассматривает Internet в лучшем случае как развлечение для богатых, в худшем - как канал проникновения в страну иностранных разведок. Телефонисты считают глобальную сеть своим смертельным врагом (см., например, откровения первого заместителя генерального директора МГТС Семена Рабовского в "Московском комсомольце" от 19 января с.г.) и будут рады, если она загнется.

Может показаться странным, насколько спокойно воспринимают введение повременной оплаты поставщики Internet-услуг. Они со знанием дела объясняют, что перегрузка телефонной сети общего пользования Internet-трафиком - совершенно объективная реальность, и предлагают с пониманием отнестись к стремлению телефонных монополистов освободится от лишних забот. Все дело в том, что основная масса провайдеров нацелена на корпоративного клиента и основные доходы получает от него. Поставщики услуг Internet надеются, что повременная оплата повысит привлекательность для таких клиентов альтернативных способов доступа, включая выделенные линии, ISDN, цифровые абонентские линии, радио- и спутниковые каналы. А это - совершенно другие деньги (еще раз обращаем внимание на табл. 1) и скорость оборота капитала, да и мороки значительно меньше. Кроме того, потребительский рынок начинает представлять интерес только тогда, когда он становится по-настоящему массовым. А в нашей бедной стране, при плачевном состоянии телефонной сети (см. врезку) и слабой технической оснащенности самих провайдеров об этом можно только мечтать.

Компании-"дочки" МГТС и "Ростелекома" (типа "МТУ-Информ", "АСВТ", "Комстар", "Комет" и др.) готовятся к повышению тарифов. Александр Щербаков считает, что в определенном смысле МГТС будет стимулировать развитие этих компаний, так как "все они обладают цифровыми АТС и качество связи внутри их телефонных сетей несравнимо лучше, чем у МГТС". Артем Игнатенко, менеджер компании "Комстар" по продаже услуг передачи данных, сообщил ЭС "Телеком-Форум": его фирма рассчитывает, что к ней перейдет часть клиентов МГТС после изменения последней своих тарифов.

В частности, даже не дожидаясь введения повременной оплаты, накануне выставки "Комтек" или "Связь-Экспоком" компания "Комстар" объявит о значительном снижении расценок на коммутируемый доступ в Internet по аналоговым линиям (сейчас эта услуга стоит 200 дол./мес). После этого можно бу