Азия
Европа

Защитники свободы слова в США праздновали победу, когда Верховный суд США отклонил в июне 1997 г. Закон о соблюдении пристойности в области коммуникаций (Communications Decency Act - CDA). Не будем, однако, забывать, что Internet - явление глобальное, и дебаты о том, как регулировать содержимое Сети и стоит ли это делать, идут и в других странах мира. Еженедельник Network World привлек IDG News Service (службу новостей корпорации International Data Group, издающей Network World) к проведению исследования о состоянии проблемы цензуры в Internet. Служба имеет корреспондентов по всему миру, но больше всего их сосредоточено в развитых странах Европы и Азии, поэтому представленная информация относится именно к этим регионам.

Азия

Когда речь заходит о цензуре содержимого Internet в странах Азии, картина получается пестрой: в некоторых странах отсутствуют ограничения на использование Internet, но есть и такие, где правительства приостанавливают работу узлов, чье содержание расценивается как подрывное или оскорбительное. Нетрудно догадаться, какие "секретные" темы могут подвергаться цензуре. Так, В Южной Корее, несмотря на достаточно открытую политику по отношению к Internet, блокируется информация, представляющаяся правительству "пропагандой" со стороны заклятого врага и соседа - Северной Кореи.

Обычно страны, практикующие цензуру в сети Internet (в частности, Китай, Сингапур и Вьет-нам), имеют режимы, традиционно практикующие жесткий контроль доступа граждан ко всем видам информации - от печатного слова до средств массовой информации. На другом полюсе находятся Малайзия, Филиппины, Тайвань и Таиланд, где содержимое Internet контролируется слабо или контроль вовсе отсутствует. Например, на Тайване нет никакой цензуры в Internet, поскольку не существует какой-либо правительственной организации, отвечающей за контроль Сети.

Китай

PictureВ соответствии с правилами, действующими в Китае, каждый, кто хочет получить доступ в Internet, должен зарегистрироваться в Бюро общественной безопасности - полицейском органе страны. "Уровень цензуры Сети здесь довольно низок, и можно найти способы обойти ее", - считает Джаред Петерсон, старший аналитик исследовательской компании IDC China. В качестве примера он упоминает технологию Anonymizer, позволяющую пользователям регистрироваться в Сети таким образом, что невозможно проследить, к какой информации они обращаются. "Подобные уловки достаточно трудно выявить", - добавляет он.

Однако в связи с нынешними отношениями Китая с Тайванем правительство блокирует доступ к Web-узлам, содержащим соответствующие материалы, как и доступ к узлам, которые ведут китайские диссиденты из-за границы.

Другие страны, особенно США, пытаются убедить правительственное информационное агентство "Синьхуа" поднять шлагбаум на пути информации от таких западных провайдеров средств массовой информации, как CNN и журнал Times. Петерсон из IDC считает, что уровень цензуры Сети в Китае не отличается от присущего другим китайским средствам массовой информации. "Здесь не было исторических прецедентов, связанных с предоставлением свободы слова, поэтому люди воспринимают ее иначе - только на уровне каждодневных забот", - говорит он.

Япония

PictureГромкую огласку получил недавний арест полицией двух пользователей Internet (один из них был несовершеннолетним), опубликовавших порнографические изображения детей. Эта история побудила исследовательскую группу японского Министерства почты и телекоммуникаций выпустить ряд руководств по "полуоткрытой связи".

Основанные, в частности, на анализе деятельности потребительских групп, работников образования, юристов и работников вещательных компаний, руководства призывают провайдеров Internet (ISP) оговаривать в своих контрактах с пользователями правила, удерживающие от пересылки по сети информации "незаконного или вредного содержания". Если пользователи нарушают эти правила, провайдеры должны разорвать контракты с ними. К одному из девяти пунктов, в которых указываются основания для разрыва контракта, относится распространение информации, нарушающей чью-либо конфиденциальность, являющейся клеветой или обманом.

Сингапур

PictureВ Сингапуре действует чрезвычайно подробный и исчерпывающий набор правил, регламентирующих использование Internet. Все провайдеры Internet, реселлеры и провайдеры содержания (выше уровня персонального Web-узла) должны получить лицензию агентства Singapore Broadcasting Authority (SBA) на ведение своей деятельности. Организации, имеющие лицензию, должны твердо придерживаться Кодекса действий SBA, который запрещает создавать узлы, содержащие неприемлемый материал, и предоставлять допуск к таким узлам.

Материалы, считающиеся неприемлемыми, разделены на три категории, связанные с политическими, социальными и моральными аспектами. Первая категория охватывает сведения, угрожающие национальной безопасности и возбуждающие неуважение или ненависть к правительству. Вторая включает в себя призывы к расовому неравенству, пропаганду сектанства или оккультной практики. К третьей относятся порнография, реклама случайных связей и описания сексуальных извращений, таких как педофилия и гомосексуализм (последний объявлен в Сингапуре незаконным).

Осенью 1997 г. Национальный консультативный комитет по Internet призвал к отмене запрета на антиправительственную пропаганду в сети Internet, заявив, что нынешние правила препятствуют свободе высказываний.

Малайзия

PictureОдин из высших чиновников Малайзии, отвечающих за телекоммуникации, летом 1997 г. на конференции INET в Куала-Лумпуре вновь напомнил правительству о его обязательствах воздержаться от контроля за выходом в Internet. "Ни при каких обстоятельствах мы не будем блокировать содержание Internet, - комментирует Датук Лео Могги, глава Министерства энергетики, телекоммуникаций и почты. - Нам надо не блокировать информацию в Internet, а подумать, как реагировать на развитие Сети".

Однако в настоящее время правительством разрешена деятельность всего двух провайдеров доступа к Internet, поэтому Малайзия не принадлежит к числу радикальных сторонников свободного рынка. Тот же Могги защищал жесткий контроль правительства за предоставлением доступа, утверждая, что без такого ограничения числа пользователей может резко упасть качество услуг Internet.


Европа

В апреле 1997 г. Европейский парламент (ЕР) принял резолюцию, основанную на докладе члена ЕР Пьера Прадье, которая призывает к проведению европейских и международных акций в поддержку устранения незаконного и вредного материала из Internet. Резолюция понуждает Европейский союз (EU) возглавить деятельность по разработке механизмов саморегулирования, которые позволят пользователям блокировать распространение детской порнографии, материалов с расистским, побуждающим к терроризму и другим незаконным содержанием. Авторы резолюции признают, что это трудная, а может быть, и вовсе неразрешимая задача, поскольку в настоящее время Сетью пользуются 50 млн человек во всем мире.

Чтобы иметь дело с Internet, полагает ЕР, провайдеры доступа в Сеть и ее служб должны отвечать за передаваемое ими содержимое, причем эту ответственность необходимо регламентировать на международном уровне. Резолюция также призывает EU и его 15 государств-участников потребовать законного контроля за всеми провайдерами содержимого, использующими Internet.

ЕР признает применимость к онлайновым службам тех же законов, которые запрещают появление педофильских и расистских материалов в печатных публикациях. При этом полицейские органы должны теснее кооперироваться на европейском и международном уровнях, чтобы гарантировать соблюдение данных законов в среде Internet.

Франция

PictureВ июле 1996 г., когда бывшее французское правительство разработало проекты законов о дерегламентации телекоммуникаций, в разделе, относящемся к Internet, была предусмотрена возможность цензуры. Однако этот раздел был встречен в штыки тогдашней социалистической оппозицией, ссылавшейся на его неконституционность, и он так и не стал законом, утверждает Оливье Итоню, парижский юрист и генеральный секретарь Internet-общества (ISOC) Франции. Доклад, одобренный правительством Франции в том же году, рекомендовал применять к сети Internet уже существующие французские законы, а не вводить новые. Итоню считает, что регламентация должна осуществляться самим Internet-сообществом; он рассматривает отклонение CDA в США как положительный шаг, который усилит аргументы в пользу саморегламентации во Франции. Правда, представитель правительства заявляет, что пока рано делать выводы о том, как отразится этот шаг на формировании подхода правительства Франции к вопросу регламентации в Internet.

Дания

PictureДатский министр исследований и информационной технологии Джитте Хильден решительно настроена против любой формы цензуры в Internet. Летом 1997 г. Хильден призывала на конференции в Бонне к соблюдению свободы слова и прав человека. Она критиковала западных политиков за ту панику, которую вызывает у них сеть Internet в последние несколько лет.

"Сеть Internet стала средством массовой информации, впервые в истории позволившим обычному человеку получить доступ к информации, ранее принадлежавшей исключительно элите. Теперь все могут общаться друг с другом по всему миру, высказывать собственное мнение и реализовывать собственное право на свободу слова. И какова же была реакция политиков? Они сразу потребовали поставить под контроль Internet. Это несправедливо", - считает она. По мнению Хильден, к Internet должны применяться те же законы, которые используются в "реальном мире". Однако она провела переговоры с датским министром юстиции о выделении серьезных ресурсов следственным органам, которые позволят им раскрывать совершаемые через Internet преступления, такие как распространение детской порнографии.

Швеция

PictureЗдесь несколько комиссий рассматривают проблему содержимого Internet, но пока еще они не выработали никаких правил. "В Швеции есть давние традиции свободы информации, - объясняет Йан Фриз, генеральный директор шведского Национального агентства почт и телекоммуникаций в Стокгольме. - Многие хотели бы контролировать порнографию в Web, однако об этом лишь говорить просто. Регламентировать деятельность в Internet почти невозможно".

Финляндия

PictureВ 1996 г. Апелляционный суд Хельсинки отменил решение, в соответствии с которым закрывалась служба анонимной переадресации почты в Internet. Ее владельцу, Йохану Хелсингиусу, ранее было предъявлено обвинение (наряду с другими) в защите распространителей детской порнографии; ему было предписано предоставлять полиции возможность проверки адресов электронной почты, хранящихся на сервере его службы Internet. "Общее мнение законодателей Финляндии состоит в том, что законное на улице должно быть законно и в Сети, и наоборот, - заявляет Хелсингиус. - Нужно просто применить существующие законы к новому средству массовой информации".

Великобритания

PictureПозиции Великобритании и Финляндии во многом сходны. "Мы считаем, что уже существующие законы о непристойности применимы также и к Internet", - заявил представитель Департамента торговли и промышленности, правительственного органа, регулирующего вопросы конфиденциальности и защиты в сети Internet. В Великобритании существуют два закона, касающихся владения порнографическими и другими непристойными материалами и их распространения.

Один из них - Protection of Children Act (PCA), от 1978 г., объявляет незаконным обладание изображениями детей моложе 16 лет (или на вид меньше 16) в сексуально компрометирующих позах. В конце 80-х гг. этот закон был обновлен; по словам Мартина Джоча, сотрудника подразделения Clubs and Vice Unit столичной полиции (Metropolitan Police) в Лондоне, в него были включены и электронные изображения.

В соответствии с другим законом - Obscene Publications Act (OPA), - принятым в начале 50-х гг.. преступлением является публикация фотографий или печатного материала, который полиция считает "непристойным". При трактовке этого закона основной проблемой была следующая: как определить, что является непристойным, а что - нет. Metropolitan Police хотела бы иметь более четкие определения, в соответствии с которыми можно преследовать нарушителей ОРА. Поэтому, как объясняет Джоч, совместно с Internet-провайдерами и представителями законодателей столичная полиция учредила рабочую группу, призванную определить необходимые поправки к закону.

До сих пор процессы над Internet-провайдерами не проводились. Провайдеры обычно сотрудничают с полицией при возникновении у нее подозрения, что какой-либо Web-узел или новостная группа нарушает OPA или PCA, указывает Джоч. По его словам, провайдеры также соглашаются закрывать узлы или новостные группы, которые полиция считает непристойными. "Ответственность лежит на человеке, который помещает информацию в Сеть, а не на провайдере, - считает Джоч. - Мы не собираемся бороться с провайдерами".

Ирландия

PictureВ Ирландии ситуация во многом сходна с ситуацией в Великобритании, считает Дэйв Уолш, член группы по обеспечению свободы в киберпространстве общества Elec-tronic Frontier Ireland (EFI). Ирландия имеет собственный свод законов о непристойности, которые распространяются и на Internet. Кроме того, в Министерстве юстиции была создана рабочая группа по новым средствам массовой информации, которая попросила представителей промышленности и частных лиц предоставить свои соображения относительно проблем, с которыми сталкиваются при использовании новых средств массовой информации и киберпространства, сообщает Уолш.

В целом, обществу EFI нравится то, как ирландское правительство и полиция относятся к случаям порнографии в Internet. В соответствии с нынешними законами Internet-провайдеры не несут ответственности за размещение непристойного материала в их сетях. "Никто не закрывает Internet-провайдеров", - утверждает Уолш. Правительство не спешит принимать новые законы. "Они не хотят столкнуться с тем, что закон будет принят в штыки, как CDA", - объясняет Уолш.

Германия

PictureКажется вполне логичным, что страна, где регламентировано все - от того, когда дети могут играть на улице и до дня недели, в который можно мыть свой автомобиль, - одной из первых примет закон, регламентирующий использование Internet. В законе, принятом в июне 1997 г., утверждается, что Internet-провайдеры ответственны за создаваемое ими содержимое Сети, утверждает Кристофер Кунер, американский юрист, работающий во Франкфурте и изучающий местное законодательство.

В законе также говорится, что Internet-провайдеры должны предпринимать соответствующие действия, чтобы блокировать известные им предосудительные материалы, созданные другими, если это технически возможно. Как будет интерпретироваться это положение - пока никому не ясно.

Закон не определяет, какие типы изображений или текстов заведомо являются незаконными. Скорее, он констатирует, что являющееся незаконным вне Cети незаконно и в Cети. Соответственно, сюда входят детская порнография и пропагада нацизма. Германия также имеет строгие законы, защищающие личные данные, что делает незаконным, например, распространение списков подписчиков на журналы или любых медицинских сведений о конкретных людях.

Наблюдатели не убеждены, что этот закон позволит достичь всех поставленных целей; они сомневаются, что вообще возможно создать законодательство, регламентирующее ту свободу высказываний, которая характерна для Internet и очень импонирует многим пользователям.

Ведущие Internet-провайдеры Германии, в том числе T-Online, CompuServe и AOL Bertelsmann Online, весьма прохладно отозвались о положениях закона, трактующих их ответственность. Новый закон требует, чтобы провайдеры назначили ответственное лицо, которое действовало бы как "чуткое ухо", отслеживая, что может оказаться вредным для детей и юношества. Это лицо будет облечено правом внесения предложений по ограничению деятельности определенных служб. "Закон распространяет на Internet германскую концепцию о необходимости защиты от определенной информации", - объясняет Кунер.

Менее спорным является положение закона об использовании цифровых подписей. "Оно действительно кажется вполне разумным, - объясняет Кунер. - Можно предположить, что следование ему создаст условия для безопасного использования и защищенности инфраструктуры Internet".

Италия

PictureВ Италии не принято никаких специальных законов для регламентации Internet. Ее можно считать страной, где осуществляется преимущественно либеральная политика по отношению к работе в Сети. В мае 1997 г. министр коммуникаций Италии издал проект Закона о поведении, написанный в сотрудничестве с итальянской Ассоциацией Internet-провайдеров и другими заинтересованными сторонами. Частично из-за правительственного кризиса в Италии осенью 1997 г. (правительство ушло в отставку) окончательная версия закона еще не принята.

Закон призывает Internet-провайдеров и издателей содержимого Сети самостоятельно регламентировать свою деятельность в соответствии с положениями этого закона. В нем также предлагается учредить жюри, которое будет рассматривать жалобы на тех, кто отказывается действовать по установленным правилам. Закон обязывает провайдеров услуг сигнализировать о содержании, которое может рассматриваться как оскорбительное. Однако его положения гласят и о необходимости уважать право на конфиденциальность и позволяют пользователю отказываться от предоставления личных данных в Internet.

Чешская Республика

PictureПо сравнению с США или Западной Европой, использование Internet в Чешской Республике еще не получило такого широкого распространения, чтобы законодатели начали заниматься вопросами регламентации или введения цензуры. Хотя часть местной бульварной прессы пытается представить Internet как канал связи, используемый в целях терроризма, распространения порнографии или рекламы наркотиков, здесь, как реакция на "старые добрые дни" коммунизма, царит глубокое отвращение к цензуре любого типа.

В настоящее время вопрос о цензуре в Internet не является предметом политических дебатов; на чешской политической сцене доминирует тема экономических преобразований. Однако по мере нарастания роли Internet вопросы цензуры станут актуальными.

Некоторые университеты каким-то образом регламентируют деятельность своих студентов в Сети (например, содержание Web-страниц на академических серверах), но коммерческие провайдеры этого не делают. Михаэль Хартман, менеджер по продажам и маркетингу компании Internet CZ s.r.o. (часть многонациональной сети Euronet), говорит: "Вопрос о цензуре на том уровне, на котором он обсуждается в США, для нас не актуален. Реальную проблему представляет электронная почта, рассылаемая без запроса адресата, содержание которой может быть нежелательным. Мы предпринимаем шаги по защите пользователя".

Россия

PictureПо словам Михаила Новикова, специалиста по Internet и инвестициям петербургского центра недвижимости Chance Real Estate Center, в России немного или совсем нет государственной цензуры в Internet. Однако недавно российская Дума совместно с отраслевыми официальными лицами Internet организовала конференцию на данную тему.

"На них произвело неизгладимое впечатление отсутствие границ в этом сообществе, - говорит Новиков о Думе, нижней палате российского парламента. - Однако конференция дала официальным представителям Internet возможность показать государственным мужам, что происходит в этой области и почему над содержанием Internet нельзя установить контроль. В результате они решили отложить реализацию своих намерений по регламентации Internet, но такой вопрос несомненно встанет позже".

Дума рассматривала предложение о создании правительственных организаций, следящих за российскими Web-узлами по политическим соображениям, указывает Новиков. Через Internet "каждый волен высказать свое собственное мнение, которое может быть совершенно противоположным государственной политике". Но в настоящее время огромное число пользователей Internet в России использует Internet в своей работе, а не для политических целей, указывает Новиков.

Александр Галицкий, президент и генеральный директор компании Elvis+ (которая, по его словам, четыре года назад создала первый российский Web-узел), утверждает, что правительство больше опасается внешних источников информации, чем внутренних. Тем не менее недавно правительство образовало Государственный комитет по связи и информации, который будет осуществлять надзор за деятельностью в Internet.

По словам Евгения Пескина, менеджера проекта Russia-On-Line московской компании Sovam Teleport, в январе 1996 г. был пересмотрен российский уголовный кодекс, что приведет к последствиям и для Internet. Прежде, например, распространение порнографии любого типа было наказуемо по закону. Теперь наказуемо только незаконное распространение порнографии, хотя правительству еще предстоит сформулировать, какое распространение законно, а какое - нет, отмечает Пескин. В России пользователи Web, которые хотят найти порнографические материалы, как правило, посещают узлы, находящиеся за границами страны, считает Пескин. Следовательно, проблемы контроля за распространением порнографии или политической пропагандой нельзя решить, просто контролируя Web-узлы на национальной территории.

Российские Internet-провайдеры предпочитают следовать практике самоцензуры, а не ждать, когда правительство предпримет какие-либо действия, объясняет Пескин. Например, распространение нацистских материалов в России противоречит закону, и Russia-On-Line будет блокировать или удалять такие материалы сама, а не призывать правительство принять меры.

Венгрия

PictureВосточно-европейские страны, такие как Венгрия, не очень озабочены проблемой контроля за распространением порнографии в Internet, утверждает Стивен Карлсон, главный специалист по стратегии будапештской компании iSYS Hungary Kft., занимающейся дизайном и программированием. "Пока мы придерживаемся моральной цензуры, проблема не состоит в нажатии кнопки, - говорит Карлсон. - Люди в этой части мира общаются со своими детьми, и они не пуритане. Здесь не нужно суетиться. Конечно, если что-то происходит вразрез с законом, действующим вне Сети, то это противозаконно и в Сети".

Как и в России, основной заботой в Восточной Европе является политическая цензура. Показ коммунистических символов незаконен, подчеркивает Карлсон, добавляя, что "рабочая партия имеет в сети свой узел, однако никто не бьет тревогу по этому поводу". В восточных странах с более репрессивными режимами сильнее выражены все формы цензуры, говорит он, ссылаясь на Словакию и балканские страны, и "здесь с большей вероятностью будет введена цензура в Internet".


Сообщения из Азии: Клэр Хейни, глава Азиатско-тихоокеанского бюро; Роб Гас, корреспондент в Токио; Терхо Уимонен, корреспонден в Пекине; Дэвид Леджард, независимый автор из Сингапура.
Сообщения из Европы: Жанет Борзо, глава парижского бюро; Джоан Таафе, парижский корреспондент; Кристи Эссик, корреспондент в Великобритании; Маргарет Джонстон, корреспондент в Мюнхене; Элизабет Дебони, корреспондент в Брюсселе; Марк Ферранти, глава бюро в Нью-Йорке; Павл Хоузер из Computerworld Czech Republic; Лизбет Эгесков из Computerworld Denmark.