В минувшую среду прошло очередное, 4-е заседание Экспертного совета Министерства здравоохранения по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на период отпусков, собралась большая часть Совета, поэтому кворум вполне был. Вел заседание Роман Михайлович Ивакин.

Темой заседания стали 2 вопроса: обсуждение перспектив развития региональных фрагментов ЕГИСЗ и доклады руководителей рабочих групп Совета по текущим результатам работы.

По первому вопросу – был доложен результат анализа проектов региональных программ развития здравоохранения на 2013-2020 гг. в части подпрограмм информатизации. На основе анализа всех 83 региональных программ было сделаны обобщенные выводы о текущих результатах информатизации, об имеющихся проблемах и рисках развития проекта ЕГИСЗ, на основе этих выводов – сформулировано следующее заключение:

  1. В программах используются разрозненные критерии эффективности, нередко базирующиеся на процессных (а не результативных) критериях выполнения программ информатизации. Такой подход препятствует эффективному контролю и сравнению между собой результатов информатизации в регионах.
  2. Высока вероятность разнонаправленной работы регионов в части создания своих рег.фрагментов ЕГИСЗ. В этом смысле должны быть выработаны решения и мероприятия, направленные на консолидацию работы регионов – чтобы наиболее важные задачи выполнялись в одном общем понимании терминов, целей и задач, требований к ПО,  чтобы обеспечить однонаправленное создание и развитие региональных фрагментов.
  3. Недостаточная целевая эффективность информатизации для практического звена (врачей и медсестер). Предусмотренные мероприятия в первую очередь направлены либо в сторону контрольных функций, либо задач управления и ресурсного контроля работы системы здравоохранения, а также, отчасти, в сторону пациентов (при этом – пассивной формы участия пациентов в охране собственного здоровья). Нужно усилить федеральный фрагмент ЕГИСЗ и региональные фрагменты путем включения простой, явно эффективной и востребованной практическим звеном (врач/медсестра) компоненты (сервиса).
  4. Недостаточная гармонизация мероприятий по информатизации с основными векторами государственной программы развития здравоохранения. Пересечение есть лишь по отдельным направлениям (учет высокорисковых групп населения, паллиативная помощь, телемедицина). В целом региональные программы информатизации – это частично развитие «Концепции» и «Базовой информатизации» 2011-2012 гг, частично –  мероприятия, предусмотренные федеральной госпрограммой развития здравоохранения. В этой связи нужен анализ данной госпрограммы, вычленение всех приоритетных направлений развития здравоохранения из нее – и рекомендации по учету каждого направления в части информатизации, чтобы определенный вектор, заложенный в госпрограмме, не был оставлен без поддержки в программах информатизации.

На основе этого заключения были сделаны 3 предложения, которые собственно и обсуждались на Совете. Предложения такие:

  1. Нужна разработка и законодательное закрепление общего набора критериев эффективности информатизации. Необходимо выработать один, единый для всех регионов, набор критериев и именно по нему построить систему контроля реализации проектов. Тогда результаты можно будет сравнивать, можно будет популяризировать наиболее успешные проекты, организовать программу мониторинга, стимулирования и поощрения результативных регионов, создать систему конкуренции – как метод управления проектом. Возможно, после этого нужно будет доработать региональные программы информатизации под данный единый набор критериев.
  2. Нужна разработка методических рекомендаций по основному набору мероприятий информатизации с тщательным изложением – что должно представлять собой каждое мероприятие, какие базовые требования к нему предъявляются, какие результаты оно должно обеспечить, как следует лучшим образом выполнять внедрение и т.д. Рекомендации эти должны быть выполнены в форме простых, понятных и лаконичных документов.
  3. Нужна методическая поддержка создания и развития ИТ-службы медицинских организаций, включая описание действующего законодательства, на основе которого можно данные службы создавать и финансировать. В такой методическое поддержке должны быть предусмотрены типовые должностные инструкции, рекомендации по количество штатных должностей и их составу, типовые требования к персоналу и т.д.
  4. Нужно переосмысление федеральных сервисов ЕГИСЗ в части создания условий, когда практическое звено (МО, врачи/медсестры) будут существенно заинтересованы в информатизации. Наилучшим решением выглядит программа постепенного отказа от бумажной статистической отчетности в сторону перехода ее централизованного формирования на основе первичной медицинской информации, собираемой в МИС МО (РМИС). Освобождение МО от большого объема статистической отчетности, справок, сводок, оперативных отчетов и т.д. – позволит МО повысить эффективность управления и создать условия, когда информатизация будет восприниматься обязательным, но при этом и эффективным инструментом работы.
  5. Нужны «Методические рекомендации» по образованию и развитию компьютерной грамотности медицинских сотрудников.

 По высказанным предложениям состоялась вполне конструктивная и предметная дискуссия. По ее результатам было принято решение принять доклад к сведению, продолжить анализ региональных программ и сформулировать конкретные предложения по разработке документов, которые на самом деле в большей части уже предусмотрены планами рабочих групп. Насколько я понял, дальнейшая работа выстраивается так: какие документы и по каким темам нужны – понятно. Эти документы будут разрабатываться внутри Совета и затем, после обсуждения вначале внутри рабочих групп – выносится на обсуждение и голосование всем членам Совета. Если предложенные проекты документов будут приняты – то они будут направлены в Минздрав для придания официального статуса – возможно, это будут приказы Министерства, возможно – выпущены как официальные министерские «Методические рекомендации» - все это будет зависеть уже от каждого конкретного документа.

Во второй части заседания были краткие доклады руководителей рабочих групп (Б.В. Зингерман, М.М. Эльянов, О.В. Симаков, Н.В. Ушакова, О.С. Медведев) – в которых они напомнили о принятых планах работы, рассказали – какие мероприятия были проведены, какие документы готовы и степень их готовности.

По результатам докладом было обсуждение – что делать дальше. В итоге решили, что готовые проекты документов, если они уже признаны рабочей группой законченными – будут направлены руководителями членам Совета для изучения. Если будут какие-то существенные, принципиальные замечания или расхождение мнений – то руководителями должна быть подготовлена сводная информация по таким проблемам. И затем эти проекты документов с имеющимися замечаниями будут представлены на одном из следующих заседаний Совета уже  для финального очного обсуждения и голосования по их принятию.

 

Личный комментарий: несмотря на то, что заседание было непродолжительным (чуть менее 2 часов), общее впечатление состоит в том, что с каждым разом работа Совета становится все предметнее  и конструктивнее. Люди открыто высказываются, даже по острым вопросам. Никакого формализма или излишней чопорности нет. Никаких разделений на «правильное» или «неправильное» мнение нет, никакого давления со стороны председателя заседания тоже. Вполне конкретное обсуждение вполне конкретных вопросов, затем – обмен мнениям и формирование проекта решения. Очень и очень достойно. При этом, обращу внимание, эта комфортность работы – имеет место быть на фоне действительно непростых злободневных тем – о которых так или иначе мы говорим постоянно. Но сейчас – уже становится виден вполне реальный переход от разговоров к каким-то результатам и решениям.