Владимир Макаров зам руководителя ДИТ Москвы
Владимир Макаров: "В течение трех лет планируем все стационары превратить в цифровые"

Технологии «умного города» предназначены не только для тех, кто непосредственно вовлечен в процесс инновационного развития, но и для огромного количества тех, кто желал бы сохранить традиционный уклад своей жизни. Выступая на международной конференции Startup Village, Владимир Макаров, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы, подчеркнул, что «умный город» подразумевает не только использование всевозможных технологий, но и психологическое спокойствие человека в среде, где он живет. И чтобы добиться этого, нужно найти правильный баланс между инновациями и сохранением старого, привычного пространства.

Произошедший технологический скачок огромен: если в 2010 году только 2% госуслуг предоставлялись дистанционно, то сейчас таковых уже 62%. При этом около 40% записи на прием к врачу до сих пор идет через информационные терминалы, так как людям хочется иметь в руках бумажный талон. В то же время коллапс с отключением на несколько недель Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) в 2016 году и вынужденный возврат к прежним способам записи на прием вызвал огромную волну негатива.

«Без ИТ сегодня системе здравоохранения невозможно достичь целевых показателей по продолжительности жизни и доступности медпомощи и сохранить то, что уже достигнуто», – уверен Макаров. По мере старения населения востребованность медицинской помощи будет только расти. В ближайшие 10-15 лет необходимо в разы повысить эффективность системы здравоохранения. Однако ресурсы, особенно человеческие, соответствующими темпами расти не смогут. А потому придется прибегнуть и к технологиям на стыке телеметрии и телемедицины, и к носимым устройствам, и к распределенным вычислениям, и к анализу Больших Данных.

Информатизацией столичного здравоохранения занимается центр, насчитывающий 381 сотрудника, включая специалистов по системному анализу. «Мы полностью меняем модель производства, чтобы четко понимать, чего хотим добиться, внедряя те или иные технологии», – говорит Макаров. – Например, с помощью машинного зрения возможно удастся решить проблему нехватки радиологов, чтобы проводить массовый скрининг и таким образом выявлять рак молочной железы, который стоит на первом месте по смертности среди других онкозаболеваний».

Ежегодно примерно 2 тыс. пациентов с раком молочной железы ходят в поликлиниках от врача к врачу, теряя драгоценное время и шансы на выздоровление. От первого обращения за помощью до постановки окончательного диагноза проходит 8-11 месяцев. Проблема понятна, но решить ее без информационных технологий невозможно. В борьбе с раком молочной железы планируется выстроить информационную цепочку, начиная от популяционного анализа и прицельной работы с группами риска с целью ранней диагностики и выявляемости, обеспечения маршрутизации пациента, установки жестких процессов, устранения ассимметрии информации между врачами и пациентом, которые должны одинаково понимать, что будет происходить дальше и в какие сроки, и заканчивая системой поддержки принятия врачебных решений с понятным алгоритмом назначения дорогостоящей терапии и закупки дорогостоящих препаратов.

Аналогичные концепции разрабатываются для борьбы с раком желудка, раком легких и колоректальным раком.

Неоценимое качество

Основной акцент в развитии ЕМИАС на ближайшее время – качество. Кропотливая работа по повышению качества менее заметна, чем рывок на начальной стадии проекта, но она затрагивает сотни тысяч москвичей, оказавшихся по разным причинам за бортом тех или иных возможностей системы здравоохранения. «Благодаря ЕМИАС мы сделали огромный рывок в повышении доступности медпомощи, но те люди, которые и сегодня не имеют возможности попасть к врачу в разумный срок, будут самыми тяжелыми — потребуется тонкий 'тюнинг' каждого конкретного медучреждения и терапевтического участка», – пояснил Макаров.

Что касается доступности узких специалистов, то она определяется не столько желанием пациента, сколько медицинской необходимостью. Качество помощи конкретному пациенту можно оценить, накладывая друг на друга паттерны, основанные на доказательной медицине, планы ведения больного врачом и фактические данные. Эти паттерны необходимо написать, и такие пилотные проекты ведутся в нескольких клиниках, но о результатах говорить еще рано.

«Без имплементации протоколов ведения больных мы не сможем понять, насколько соблюдаются стандарты качества при оказании медпомощи по конкретным нозологическим группам», – говорит Макаров. По его словам, пока ни в одной стране мира этого никто не сделал: «Есть отдельные клиники, где что-то получилось, но это не уровень системы общественного здравоохранения в огромном мегаполисе. И над этим мы сегодня работаем».

Карты на стол

Примерно в 95% столичных поликлиник врачи уже ведут медкарты в электронном виде, к настоящему времени в ЕМИАС заведено 4,5 млн медкарт. Доступ к ним также получили бригады скорой и неотложной помощи, их оснастили планшетами, чтобы врачи могли ознакомиться с историей болезни и узнать жизненно важную информацию по пути к пациенту. Однако нельзя сказать, чтобы этой возможностью активно пользовались, признает Макаров, поскольку изучать всю карту у врачей «скорой» нет времени, а правильно собирать нужную им краткую «выжимку» ЕМИАС пока не научили. «Это очень непростая задача – определить, что именно 'вытаскивать' из документов ЭМК», — заметил он

Планшеты с доступом к ЕМИАС планируется выдать и врачам, оказывающим помощь на дому. Соответствующий модуль готов, но врачи не горят желанием его осваивать. Плюсы доступа к медкарте, возможности сразу выписывать рецепты и больничные листы не перевешивают главного минуса – усиления контроля. Впрочем, когда пилотные проекты войдут в стадию промышленной эксплуатации, работать с планшетами участковым докторам все равно придется.

Что касается доступа пациентов к своей медицинской информации, то этот сервис технологически будет готов к концу 2017 года. Необходимые поправки в нормативные акты правительства Москвы тоже готовятся. Сегодня 28 компаний, включая «Яндекс» и Mail.Ru, имеют доступ к API ЕМИАС в части записи на прием. Видимо, эти же компании будут развивать сотрудничество с ДИТ и в отношении доступа пациентов к электронным медкартам. Пациенту нужно будет выбрать оператора, с помощью которого он хотел бы просматривать свою медкарту, и написать заявление на портале госуслуг, чтобы доступ к его медицинским данным был предоставлен конкретной интернет-компании.

На очереди цифровые больницы

Стационары, которые еще в прошлом году намечено было интегрировать с ЕМИАС, чтобы обеспечить преемственность медпомощи, пока к системе не подключены. Ликвидировать отставание в технологической инфраструктуре в больницах гораздо сложнее и дороже, чем в поликлиниках: каждая из них имеет собственную специфику, многие расположены в исторических зданиях и требуют особого подхода. Поэтому ИТ-оснащение стационаров пойдет по другой модели – для каждой больницы разрабатывается проектно-сметная документация и выбранный по конкурсу подрядчик создает индивидуальное проектное решение. «Мы в течение трех лет планируем все стационары превратить в цифровые», – сообщил Макаров.

Параллельно на базе найденного в одном из регионов комплексного решения создается медицинская информационная система, которая будет единой для всех стационаров Москвы. В стационарах предполагается сделать слошное покрытие Wi-Fi, реализовать поддержку носимых устройств и отслеживание перемещений персонала с помощью умных часов, разработать специализированные рабочие интерфейсы для каждой роли медработника.

О телемедицине

Телемедицина абсолютно необходима регионам с низкой плотностью населения, полагает Макаров. «Личный контакт с врачом всегда лучше любых суррогатов, – говорит он. – Но в ближайшие 10-15 лет при нашей экономике мы не сможем себе его позволить. И тогда для сохранения трудовой функции человека как можно дольше понадобится либо в разы увеличить ресурсы системы здравоохранения, в том числе количество врачей, либо использовать суррогаты».

О целеполагании

Конфликта целеполагания между системой здравоохранения в целом и отдельными медучреждениями нет, так как чем больше человек болеет, тем больше поликлиника вынуждена тратить на него ресурсов, по-прежнему получая лишь подушевую норму финансирования: «Хотя эта модель тоже не лишена изъянов, так как, по сути, подушевое финансирование представляет собой страховой взнос, а оценивать страховые риски и предотвращать страховые случаи медицинские организации не умеют, – заметил он. – Но рано или поздно научатся».

За бортом ЕМИАС

За пределами ЕМИАС пока остаются многие сложные части системы городского здравоохранения: кожно-венерологические и психиатрические диспансеры, спортивная и школьная медицина. Для школ сейчас разрабатывается макет решения, которое поможет избежать визитов здоровых детей в поликлиники за справкой об отсутствии контактов, а также оптимизирует цепочку оказания помощи ребенку, заболевшему в школе.