26.05.2016 12:12 Автор: Ирина Шеян Источник: «Директор информационной службы»

3025 прочтений

Страховая телемедицина: первые ласточки

Олег Меркулов замдиректора по развитию ВТБ Страхование
Олег Меркулов: «Я не вижу здесь юридических рисков»

«ВТБ Страхование» и компания «Мобильные медицинские технологии», разработавшая онлайн-сервис «Педиатр 24/7», запустили в продажу страховой полис «Детский доктор», который дает возможность удаленно консультироваться с педиатром в любое время суток. Это не слишком значимое на первый взгляд событие может стать поворотным для зарождающегося российского рынка телемедицины. «ВТБ Страхование», входящая в десятку крупнейших страховых компаний страны, – первый игрок такого масштаба на телемедицинском рынке. Это позволяет надеяться, что в случае успеха проекта компания начнет продвигать и другие технологичные страховые продукты, а ее примеру последуют другие страховщики.

Кто ответит за онлайн?

Телемедицина в России до сих пор не легализована. Законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» предусмотрен лишь один вид дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи – врачебный консилиум. Поправки в законодательство, которые позволят врачам удаленно общаться не только с коллегами, но и с пациентами, прошли только стадию общественного обсуждения и еще не вынесены на утверждение Госдумы. Отсутствие нормативной базы и приемлемых механизмов оплаты за последнее десятилетие успели погубить немало телемедицинских проектов.

Тем не менее многие врачи давно на свой страх и риск поддерживают пациентов по телефону, электронной почте и скайпу. При этом грань между рекомендациями, которые допустимо давать заочно, и советами, выполнение которых может оказаться небезопасным, очень тонка. К тому же разница между информационной услугой, оказываемой врачом, и медицинской услугой для большинства пациентов неочевидна. Врач ходит «по минному полю», а потому для него самого и его пациентов крайне важно, чтобы подобная деятельность была отлажена и регламентирована.

Без диагнозов и назначений

Правовую ответственность за результат онлайн-консультаций в сервисе «Педиатр 24/7» несут медицинские организации, где работают участвующие в проекте врачи. В числе официальных партнеров сервиса – НИИ неотложной детской хирургии и травматологии и компания «Инпромед». В ближайшее время будут заключены соглашения еще с тремя клиниками Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения об опыте, квалификации и профессиональных достижениях консультирующих специалистов указаны на сайте pediatr247. «Основой нашего сервиса является доверие к врачу», – отметил Денис Юдчиц, генеральный директор компании «Мобильные медицинские технологии».

Организаторы и партнеры сервиса подчеркивают его сугубо рекомендательный характер: консультирующие врачи не ставят диагнозы и не выписывают лекарства. «Я не вижу здесь юридических рисков», – заявил Олег Меркулов, первый заместитель генерального директора «ВТБ Страхование». По его мнению, в телемедицине остро требуется «позитивный прецедент» – пример успешного частно-государственного партнерства. Не случайно менторскую поддержку при создании онлайн-сервиса оказывали эксперты одного из авторитетнейших медицинских центров – НИИ НДХиТ. Без участия руководителя НИИ, Леонида Рошаля, проект бы не состоялся, уверены его участники. «Я прекрасно понимаю, что проект не решит всех проблем детского здравоохранения в России, но расширит возможности тех, кто нуждается в дополнительной информации», – отметил Рошаль.

Социальный бизнес

Полис добровольного медицинского страхования «Детский доктор» позволит родителям получить рекомендации по уходу за ребенком и его развитию, профилактике заболеваний и реабилитации после тяжелой болезни, поможет в расшифровке анализов, а также обеспечит «второе мнение» – независимое экспертное заключение профильного специалиста о поставленном диагнозе и назначенной терапии. Дистанционная помощь также пригодится, чтобы избежать визита в поликлинику во время эпидемии или подготовиться к приему у специалиста, заранее выяснив, какие обследования следует пройти и какие анализы сдать. Услуга может оказаться даже спасительной, поскольку родители порой не могут самостоятельно оценить серьезность состояния ребенка и принять решение об обращении к врачу, не всегда знают, куда обратиться после постановки серьезного диагноза или что делать в ожидании «скорой помощи».

Кроме того, далеко не во всех населенных пунктах есть возможность быстро попасть на очный прием к квалифицированному доктору. «Я вижу в этой инициативе очень важную социальную составляющую, сейчас не каждый может получить консультацию специалиста высшей категории», – подчернкул Оганес Саруханян, заместитель директора НИИ НДХиТ по науке.

«Мы посмотрели, как стартап «Педиатр 24/7» работает на тысяче клиентов, и поняли, как его можно масштабировать, – рассказал Меркулов. – Наша задача — сделать так, чтобы высококлассный медицинский сервис был доступен в любом регионе страны». Он уверен: это только первый шаг компании в сфере телемедицины, за которым последуют и другие, в том числе, возможно, и упрощающие удаленную диагностику. В «ВТБ Страховании» внимательно отслеживают стартапы в области дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов.

На дежурстве в Интернете

В основе сервиса «Педиатр 24/7» – технология WebRTC, позволяющая совершать видеозвонки прямо из браузера. Чтобы проконсультироваться с педиатром, необходимо зарегистрироваться на сайте или скачать мобильное приложение, выбрать специалиста и предпочтительный способ общения: по аудио- или видеосвязи либо посредством текстовых сообщений.

Для пользования услугой нужен доступ в Интернет, а на случай его отсутствия предусмотрена возможность коммуникации по мобильному телефону, указанному при регистрации. Существующее мобильное приложение предназначено для iOS, появление версии для Android намечено на июнь.

Дежурный педиатр отвечает на запрос в течение трех минут, а специалист связывается с клиентом в указанное в запросе время. После завершения консультации клиент получает заключение врача в электронной форме. При необходимости проводящий дистанционную консультацию доктор поможет организовать и очный прием. Сервис позволяет сохранять данные для врача в личном кабинете пациента.

Благодаря неограниченному количеству контактов с педиатром страховой полис может оказаться более выгодным для клиентов, чем разовые платные онлайн-консультации. В базовом варианте годовая страховка на ребенка в возрасте от года до 17 лет обойдется в 5 тыс. руб. В премиальную версию стоимостью 12 тыс. руб. дополнительно включены три дистанционные консультации профильных специалистов НИИ НДХиТ и одна очная консультация.

Полисы «Детский доктор» продаются во всех отделениях Банка ВТБ24, а вскоре появятся и в других партнерских сетях. Продажи стартовали в середине мая, и в первый же день было приобретено 85 полисов, во второй – 129. Ожидается, что в дальнейшем будет продаваться 10-20 тыс. полисов ежемесячно. За время кризиса спрос на медицинские услуги только вырос, люди готовы инвестировать в свое здоровье, заметил Меркулов.

 

blog comments powered by Disqus