Константин Чеботаев Медстрах
Константин Чеботаев: "Все идет к тому, чтобы медицина оказалась рядом с нами как McDonald's или Uber"

Конференция Общества медицинских и управленческих информационных систем (Healthcare Information and Management Systems Society, HIMSS) – одно из самых значимых событий в мире медицинской информатики. В конце 2015 года HIMSS mHealth Summit в Вашингтоне собрал 38 тыс. участников. Ход национального проекта информатизации здравоохранения США влияет на весь рынок медицинских ИТ и служит ориентиром для подобных проектов в других странах. На заседании рабочей группы ИТ-специалистов РАМН Константин Чеботаев, менеджер по работе с международными клиентами компании «Медстрах», поделился впечатлениями о конференции, а также интересными статистическими данными.

Откупиться штрафами

Текущий этап информатизации американского здравоохранения требует установки систем электронных медицинских записей (Electronic Health Record, EHR), соответствующих определенным требованиям. На стимулирование медиков к внедрению EHR в 2014 году было потрачено 14,6 млрд. долл., теперь же введена система штрафов за задержку внедрения. Примерно половину медицинских практик уже оштрафовали на 1% суммы возмещения по госпрограмме медицинского страхования Medicare.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются медицинские организации, – нескоординированность требований, отставание либо непродуманность нормативной базы, а также несоответствие информационных систем их потребностям. С 2010-го по 2014 год количество медицинских организаций, меняющих EHR-решения, выросло втрое. По данным опросов, 30% поставщиков медуслуг не устраивает установленная система электронных медкарт; число судебных исков, связанных с EHR, за последние два года удвоилось. Заказчики недовольны защитой данных, недостатком предупреждений, поддержкой принятия решений, отсутствием поддержки нужной документации, отказами систем, недоступностью инструментов интеграции – особенно сейчас, когда обеспечения совместимости жестко требует регулятор. С 2017 года обязательными станут обмен данными, облачные технологии, аналитика и защита данных.

Между тем ввод данных в информационную систему превратился в крайне сложную для врача процедуру: те 30-40 полей, которые на бумаге можно было быстро пробежать глазами, теперь требуют 200-300 кликов. Среднестатистический врач ежедневно тратит на ввод данных три-четыре часа и вынужден работать с медицинской документацией в выходные дни. Поэтому многие предпочитают просто заплатить штраф и вовсе не участвовать в программе информатизации.

Интернет медицинских вещей, «миллениумы» и уберизация

На саммите отмечено лавинообразно растущее применение Интернета вещей в здравоохранении и рождение Интернета медицинских вещей (Internet of Medical Things, IoMT). Основной акцент мобильного здравоохранения – на управлении хроническими заболеваниями. Но особое внимание уделяется растущей потребности пациентов во «втором мнении». В среднем 20% пациентов в США готовы воспользоваться услугой «второе мнение», а среди онкологических больных таких желающих уже половина. У 5-20% обратившихся за этой услугой в результате меняется основной диагноз, а у 70-90% изменяется терапия.

Кроме того, за прошедший год значительно вырос интерес к применению комплексных mHealth-продуктов с набором включенных услуг: медицинской аналитики, обучения, Больших Данных, страховой телематики, навигационных, правовых, финансовых и др.

Страховые компании активно осваивают mHealth, изучая новый тип застрахованных, так как им предстоит привести свои предложения в соответствие с изменившимися приоритетами трудоспособного населения. Мобильная медицина нацелена прежде всего на поколение «миллениумов», которое составит основную рабочую силу в 2015-2025 годах. Это поколение качественно отличается от предыдущего по мышлению и мировоззрению. Если в тройке приоритетов людей старше 45 лет на первом месте стоит зарплата, на втором — медицина и на третьем – баланс работы и личного времени, то в возрастной группе от 18 до 24 лет баланс находится на первом месте, медицина – на втором и лишь на третьем — зарплата. Это важно учитывать в управлении рисками при расчете программ медицинского страхования.

Примечательно, что среди компаний, которые в ближайшее время будут задавать тон на американском рынке цифровой медицины, в списке Fortune 500 в тройку лидеров входят cеть CVS Health (8 тыс. аптек и 900 клиник в торговых центрах), страховой концерн UnitedHealth Group и торговый альянс Walgreens Boots. К 2020 году Walgreens Boots намерен стать основным поставщиком первичной медицинской помощи в США, открыв в каждом магазине клинику, куда может зайти любой пациент без всякого прикрепления.

«Все идет к тому, чтобы медицина оказалась с нами рядом, как McDonald’s или Uber, который, возможно, скоро будет привозить врача к нам домой», – полагает Чеботаев.

Автономия пациентов и медсестер

Несмотря на нехватку специалистов, ИТ становится одной из основных компетенций медицинских учреждений, отметил Чеботаев. Доля медучреждений, готовых отдать ИТ на аутсорсинг, снизилась с 93% в 2013 году до 70% в 2014-м. Открыто очень много вакансий на ИТ-позиции в медицинских организациях, и после короткой стажировки с молодыми специалистами сразу заключают долговременный контракт – ситуация, неслыханная для других отраслей.

Наряду с усилением дефицита врачей растет автономия их заместителей – ассистентов, медсестер, физиотерапевтов и работников аптек, имеющих достаточную квалификацию, чтобы в определенных ситуациях заменить доктора. По статистике, 75% потребителей согласны получать услуги от заместителей врача, и 35% врачей полагают, что на плечи заместителей можно переложить половину всех обращений за медицинской помощью.

Пациенты тоже становятся все более информационно автономными. Число госпиталей, которые предоставляют пациентам возможность просматривать, загружать и передавать персональные данные, растет стремительно – с 10% в 2013 году до 64% в 2014-м. В 80% госпиталей сегодня имеется три способа электронного взаимодействия с пациентами: запись к врачу, оплата счетов и обновление рецептов. 57% частнопрактикующих врачей передают цифровые данные пациентам и 46% обмениваются персональными данными с другими врачами. Доля пациентов, имеющих доступ к своим данным, составила в 2014 году 38%, на 10% больше чем в 2013-м.

Интересно, что вопросы конфиденциальности и защиты информации стали волновать пациентов заметно меньше: в 2014 году эта проблема была актуальна лишь для 18% пациентов, тогда как годом ранее ею были озабочены 28%.

Финансовый прорыв

Настоящий прорыв произошел в финансировании телемедицины. В 2015 году было разрешено параллельное лицензирование врачей в 11 штатах, и практически сразу появилась новая категория врачей, которые работают только дистанционно в системах удаленного мониторинга пациентов на несколько штатов. И этот класс специалистов будет очень быстро разрастаться, отметил Чеботаев. Подавляющее большинство телемедицинских услуг, оказанных врачами общей практики в прошлом году, – это управление назначениями и обновление рецептов (86%), неотложная медпомощь, консультации беременных и патронаж новорожденных, наблюдение на дому, управление хроническими заболеваниями и психиатрическая помощь.

C 2015 года началась выплата страховых возмещений Medicare за телемедицинские услуги и услуги мобильного здравоохранения: за 20 минут интерактивного общения с пациентом, не присутствующим в кабинете врача, один раз в квартал доктор вправе получить 46 долл. Оплата остальных сеансов производится из других источников по договоренности с пациентом. Кроме того, с 2016 года намерен оплачивать сеансы виртуального обращения к врачу и крупнейший конгломерат частных страховщиков Blue Cross and Blue Shield, что внушает надежду клиникам, не имеющим достаточно средств на развитие мобильной медицины и не участвующим в программе Medicare. В списке возмещаемых телемедицинских обращений – восстановление после сотрясения головного мозга, выявление реакции пациента на назначенное лекарственное средство, мониторинг пациента после выписки из стационара и др.

Помимо этого, крупные страховщики продолжают эксперименты по финансовому стимулированию пациентов, ежедневно начисляя им вознаграждение за пользование носимыми устройствами и передачу данных. Накопленную сумму можно вычесть из ежемесячного страхового платежа или использовать в программах лояльности торговых сетей.

Контакт-центры и аутсорсинг

Практика показала, что врачи в амбулатории или стационаре не успевают после очного взаимодействия с пациентом обработать еще и данные mHealth и пообщаться с пациентами удаленно. Поэтому пациент, чтобы получить дистанционные услуги, взаимодействует с медицинским контакт-центром.

Одно из наиболее развитых направлений удаленных медицинских услуг – телерадиология. В США работает более 500 телерадиологических центров, однако дистанционное консультирование, анализ медицинских изображений и гистологических препаратов проще развивать в менее дорогих странах. Растущий поток пациентов и дефицит специалистов порождает рост спроса на телерадиологов вне страны и тех, кто может работать ночью. Заключения и решения может выносить только врач с местной лицензией, а удаленные центры делают лишь предварительный анализ. Поэтому поставщики диагностических услуг, требующих мнения высококвалифицированных экспертов, прибегают к аутсорсингу либо вывозят своих специалистов в другие страны, где вокруг них формируется коллектив местных врачей.

В числе крупнейших участников рынка аутсорсинга в телерадиологии американские компании Nighthawk Radiology Services и Teleradiology Solutions и индийская Wipro, занимающаяся круглосуточной интерпретацией снимков для 30 неспециализированных и четырех специализированных больниц.

Советы бывалых
При разработке подходов к внедрению телемедицинских технологий специалисты Массачусетского госпиталя рекомендуют сразу выстраивать стратегические приоритеты и начинать внедрение с менее сложных и более востребованных клинических профилей, выбирая те, которые готовы воспринять mHealth, и департаменты, где применение этих технологий будет обосновано. Тщательно подобранный инструментарий следует внедрять в тесном сотрудничестве с клиницистами и специалистами по качеству, а также выделять постоянный телемедицинский персонал, не дробя смену врача на очный и заочный прием. Получение регулярной обратной связи от пациентов стоит планировать заранее. Кроме того, необходимо внимательно следить за рынком цифровой медицины и искать современных интеграторов.