HIMSS
Слева направо: Крис Росс, Mayo Clinic, ИТ-директор; Венк Редди, старший директор направления Connected Health в сети аптек Walgreens; Шахид Шах, Netspective Communications, генеральный директор; Том Скелтон, Surescripts, генеральный директор.

В ходе обсуждения на конференции HIMSS (Healthcare Information Management Systems Society) отраслевые эксперты согласились с тем, что проблемы интероперабельности систем электронных медкарт лежат не в технической плоскости, а связаны с нежеланием поставщиков и учреждений совместно использовать информацию.

Пять лет назад системы электронных медицинских карт (Electronic Medical Records, EMR) использовали только 20% врачей. Сегодня к ним обращаются уже 80% медицинских работников.

С момента вступления в силу закона о применении информационных технологий в сфере здравоохранения (HITECH Act), который требует, чтобы системы электронных медкарт имелись у всех поставщиков медицинских услуг, федеральное правительство направило на его поддержку 28 млрд долл. И тем не менее процесс обмена данными между системами EMR, созданными на различных платформах, между географически удаленными ресурсами и не связанными друг с другом медицинскими институтами, по-прежнему не может сдвинуться с места.

На конференции HIMSS эксперты отмечали: проблема носит не технологический характер – все упирается в деньги, и в отрасли это понимают. Сохраняя несовместимость своего программного обеспечения с другими продуктами и не поддерживая возможность обмена данными, активно блокируя протоколы, которые могли бы помочь наладить обмен, поставщики тем самым препятствуют выходу конкурентов на рынки, где им самим удалось занять выгодное положение.

По словам ИТ-директора Mayo Clinic Криса Росса, ситуация с интероперабельностью в сфере здравоохранения напоминает скорее не кризис, а «беспросветный пасмурный день под унылый аккомпанемент дождя». Все это, безусловно, расстраивает врачей, которые не могут получить вовремя лабораторные анализы и рентгеновские снимки и не имеют полного доступа к информации электронных медкарт. «У нас есть пациенты, которые вынуждены таскать за собой горы различных бумаг, – подчеркнул Росс. – А все работы считаются выполненными. С этим надо как-то бороться».

Примерно 30% средств в сфере здравоохранения потрачены напрасно, потому что в отрасли не используется передовой опыт, а усилия дублируются. Генеральный директор исследовательской фирмы Netspective Communications Шахид Шах указал, что после публикации отчета, в котором вина за происходящее возлагается на поставщиков систем EMR и медицинские институты, о существующих проблемах стало известно даже в конгрессе. «В отчете говорится, что в цепочке создания добавленной стоимости присутствуют элементы, которые активно блокируют обмен данными, – подчеркнул Шах. – И это совершенно очевидно… Всем известно, что есть люди, противодействующие этому процессу. Надеюсь, они будут названы, что станет первым шагом. Нужно иметь четкое представление о происходящем. Не имея его, мы не сможем ничего решить».

Управление Национального координатора по использованию информационных технологий в медицине (Office of the National Coordinator for Health Information Technology, ONC) направило в конгресс материалы, в которых говорится, что, несмотря на наличие технической возможности, обмен данными между поставщиками различных медицинских систем до сих пор так и не организован. «В нынешних экономических и рыночных условиях у отдельных лиц и компаний возникает желание организовать управление электронными медкартами с неоправданными ограничениями на их использование», – говорится в отчете ONC. Вмешательство этих людей и предприятий в процесс обмена информацией и использования электронных медкарт противоречит целям, которые преследует HITECH Act, и препятствует более широкому проведению реформ. Возможность обмена данными между медицинскими системами обеспечит не только мобильный доступ к информации, но и гораздо более серьезные преимущества. Анонимные сведения о пациентах можно будет использовать, в частности, для ускорения научных исследований и отслеживания тенденций в отрасли.

Национальный координатор по использованию ИТ в медицине Карен де Сальво анонсировала новые инициативы, которые помогут избежать блокировки данных. По ее словам, управление ONC сосредоточится на вопросах интероперабельности. В марте Управление ONC опубликовало «Критерии сертификации ИТ медицинского назначения» – набор правил для оценки систем электронных медкарт. До 29 мая проводится публичное обсуждение этих правил. Кроме того, Управление ONC представило проект правил для третьего этапа определения эффективности использования систем EMR. Основное внимание здесь уделялось улучшению совместного использования данных и в конечном счете повышению качества медицинского обслуживания.

По словам начальника управления стандартизации и регулирования технологий ONC Стива Позняка, правила будут предусматривать надзор за активным блокированием. Надзор этот планируется осуществлять в двух формах — изучение жалоб и случайное обращение к отдельным функциям систем EMR с проверкой качества их реализации.

HIMSS
Национальный координатор по использованию информационных технологий в медицине Карен де Сальво (справа) анонсировала новые инициативы, которые помогут избежать блокировки данных отраслевыми игроками. Слева от нее: начальник управления планирования политики ONC Джоди Дэниел, начальник управления программ ONC Ахмед Хак, руководитель направления конфиденциальности ONC Люсия Сэвидж и начальник управления стандартизации и регулирования технологий ONC Стив Позняк

Министерство здравоохранения и социальных служб США анонсировало новые гранты в размере 1 млн долл., которые будут направлены на улучшение обмена медицинской информацией в сельской местности и бедных регионах, а также в областях, не подпадающих под действие правил определения эффективности использования систем EMR (например, при предоставлении дополнительных услуг). Начальник управления планирования политик ONC Джоди Дэниел сообщила, что агентство займется новыми стандартами медицинских словарей и контента, а также вопросами доступа к данным поставщиков медицинских услуг, пациентов и их доверенных лиц – авторизованных друзей и членов семьи.

Де Сальво предупредила, что ONC не является ни исследовательским институтом, ни непосредственным регулятором, но поддерживает отношения с другими агентствами, в том числе с Федеральной комиссией по торговле и с конгрессом, которые обладают правом налагать штрафы и принимать другие меры к организациям, практикующим недобросовестную конкуренцию. «Мы работаем в тесном контакте с федеральными органами, обладающими полномочиями административного воздействия на представителей частного сектора, в том числе на поставщиков и разработчиков систем EHR, обеспечивая соответствие контрактов предъявляемым к ним требованиям и добиваясь большей прозрачности, – пояснила де Сальво. – В случае необходимости мы можем обращаться и к конгрессу».

В январе управление ONC представило план решения вопросов, связанных с интероперабельностью. Однако сообщения о том, что поставщики активно блокируют совместное использование данных в отрасли, может побудить его занять более жесткую позицию. По мнению экспертов в сфере здравоохранения, дело сейчас не в стандартах и не в технологиях. «У нас нет никакого кризиса интероперабельности», – лаконично заметил Шах.

Поставщики все чаще используют существующие стандарты, в том числе стандарт Health 7 International (HL7) Fast Healthcare Interoperable Resource (FHIR), для обмена информацией с пациентами. Рост популярности стандарта FHIR объясняется простотой его применения. В основе стандарта лежит интерфейс API RESTful, использующий протокол Интернета HTTP и другие привычные веб-стандарты, в частности XML и JSON. Поддерживаются также основные спецификации безопасности и конфиденциальности.

Среди других спецификаций, помогающих наладить обмен информацией в сфере здравоохранения, можно выделить Direct Project – простой, безопасный, базирующийся на стандартах метод совместного обращения доверенных получателей к данным через Интернет. Программное обеспечение с открытым кодом Connect использует стандарты и технологии управления Национальной информационной медицинской сети (Nationwide Health Information Network, NHIN) для совместимости с другими средствами обмена данными, которые применяются в США.

«Вариантов для выбора много, – указал старший директор направления Connected Health в сети аптек Walgreens Венк Редди. – Компания Walgreens уже поддерживает Connect, Direct, а вскоре будет поддерживать и FHIR».

Брюс Бруссар, генеральный директор компании Humana, гиганта медицинского страхования, выступая в аудитории, где присутствовало много технических специалистов, отметил, что причина не в них. «Надо брать технологии, которыми мы уже располагаем, и предпринимать необходимые шаги, – подчеркнул он. – Интероперабельность откроет перед нами возможность работать в единой команде». Бруссар проиллюстрировал переход к интероперабельности в других отраслях. И хотя процесс этот зачастую был трудным и болезненным, конечный результат, безусловно, заслуживал потраченных усилий. Показателен пример отрасли финансовых услуг и таких поставщиков, как компания Charles Schwab, которая стала первым предприятием, предложившим свои продукты конкурентам. «Сегодня запрет на поставку своих продуктов другим организациям воспринимается уже как нечто неслыханное», – указал Бруссар