mhealth
Фото: Thinkstock

Уровень развития рынка мобильной медицины (mHealth) уже вполне соответствует рекламе, развернутой производителями, дальнейшие же его перспективы зависят от меняющихся потребностей отрасли здравоохранения.

Число приложений mHealth для iOS и Android за два с половиной года выросло более чем в два раза. Как показало четвертое ежегодное исследование research2guidance, в 2014 году опубликовано свыше 100 тыс. различных приложений mHealth. Объем продаж в 2013 году составил 2,4 млрд долл., а к 2017 году, по прогнозам, он достигнет 26 млрд долл.

Это отнюдь не означает, что все выпущенные приложения пользуются успехом. «Бестселлеров» на рынке mHealth не так уж много. Согласно результатам исследования research2guidance, 68% разработчиков приложений mHealth получили доход менее 10 тыс. долл. и лишь 5% компаний, сумевших занять ведущие позиции, собрали более миллиона долларов. В 2013 году у 82% разработчиков число загрузок не превышало 50 тыс., и только 5% лидеров могут похвастаться тем, что их программы были загружены на устройства более 500 тыс. раз.

«Рынок по-прежнему лихорадит, – отметил Ричард Гликлих, один из руководителей венчурного фонда General Catalyst Partners. – Создать приложение mHealth для карманного устройства не так сложно. Вопрос лишь в том, окажется ли оно полезным с точки зрения клиентов и будет ли существенно отличаться от множества других. Рынок еще не сформировался окончательно. Инвесторы ищут приложения, решающие различные задачи и базирующиеся на надежной бизнес-модели, то есть программы, за которые многие заинтересованные люди готовы платить».

Приложения, востребованные уже сейчас

«Эта бизнес-концепция объединяет группу приложений, создающих дополнительные ценности для клиентов за счет установления связи с другими используемыми ими приложениями», – пояснил Ральф Янс, управляющий директор research2guidance.

Программы такого рода обращаются к общим данным. В качестве примера можно привести счетчик калорий My Fitness Pal. Программа My Fitness Pal устанавливает связь с приложением контроля тренировок My Run Keeper и по подсчетам этого приложения получает информацию о том, сколько калорий израсходовал пользователь. Это помогает обоим приложениям не теряться среди других даже в условиях насыщения рынка, оставаясь в поле зрения целевой для них группы.

Будущее mHealth

Впрочем, проведенный опрос показал, что со временем бизнес-потенциал приложений для фитнеса начнет снижаться. Вместе с тем в ближайшие пять лет стоит ожидать появления успешных приложений mHealth, предназначенных для удаленного мониторинга и консультаций.

Издатели приложений mHealth рассчитывают, что главной движущей силой рынка станет растущее распространение совместимых с ними устройств и спрос пользователей и пациентов на интересующие их данные.

«Новые приложения будут отслеживать состояние пациентов, страдающих диабетом, хроническими заболеваниями легких и астмой, – отметил Янс. – И если они начнут поддерживать эти функции прямо сейчас, потенциал для дальнейшего роста окажется у них значительно выше, чем у приложений для фитнеса».

Следует учитывать и стоимость медицинских услуг. Программы, снижающие эту стоимость, будут пользоваться успехом, поскольку благодаря им пациенты смогут сократить общие расходы. К этой категории относятся приложения телемедицины и программы, помогающие пациентам, страдающим хроническими заболеваниями, следить за своим состоянием.

«Отрасль здравоохранения традиционно не приемлет быстрых перемен, – заметил Гликлих. – Но многие изменения подстегиваются консьюмеризацией медицины. Если медицинская страховка не покрывает всех затрат пациентов или они пользуются персональными услугами, у них возникают дополнительные стимулы к сокращению расходов. Сложившееся положение дел заставляет людей искать более удобные или более выгодные решения».

Возможности роста обусловлены и выводом данных на новый качественный уровень. Появятся носимые устройства и приложения, которые будут использовать эти данные. Следующее поколение устройств сможет отслеживать больше различных показателей и поддерживать постоянную обратную связь с пользователями. Возникает тенденция, при которой пациент становится не только источником, но и поставщиком информации.

«Сегодня мы формируем новый мир, в котором все больше информации начнет поступать непосредственно от пациента, а не от систем ЭМК, – подчеркнул Гликлих. – Возникнет потребность в облачных сервисах, которые будут черпать данные из обоих источников, предоставляя потребителям интересующие их сведения».