Дмитрий Попов замминистра здравоохранения Красноярского края
Дмитрий Попов: «Все блага информатизации мы получим, когда система будет содержать требуемую информацию и начнет работать с ней, но это следующий этап».

Красноярский край – один из немногих регионов, где к информатизации здравоохранения относятся не формально, понимая важность и сложность этого долгосрочного проекта. Серьезный подход к информатизации начал приносить первые плоды. С региональной медицинской информационной системой (РМИС) края сегодня работает около 2 тыс. врачей. Интенсивно развиваются телемедицинские технологии. О своем видении процесса информатизации отрасли в регионе рассказал Дмитрий Владимирович Попов, заместитель министра здравоохранения Красноярского края. Врач, заместитель главного врача, замминистра, на каждом этапе профессионального пути он мог видеть проблемы этой сферы в определенном масштабе, что дает возможность оценить изменения, происходящие на всех трех уровнях системы здравоохранения, и ему хорошо понятны проблемы, возникающие на пути к благам информатизации.

Как распределена ответственность в проекте информатизации здравоохранения края?

За информатизацию отвечает Министерство здравоохранения Красноярского края, но мы уже многие годы работаем совместно с Территориальным фондом ОМС. У нас в регионе создана хорошая команда управленцев, которые друг друга понимают и разделяют цели каждого.

Какая первичная информация необходима для принятия решений на уровне региона?

В первую очередь нам нужно получать аналитическую информацию о работе учреждений здравоохранения, чтобы правильно использовать кадровый потенциал, видеть, где у нас «провалы», дефицит кадров, чтобы именно туда направлять свои усилия. Чтобы контролировать работу системы, управленцам необходимо иметь возможность проводить анализ деятельности крупных учреждений, определять их материально-технические возможности, потребности в оборудовании, оценивать, способна ли клиника оказывать тот или иной вид медицинской помощи.

Как бы вы охарактеризовали стадию, на которой сегодня находится информатизация здравоохранения в регионе?

Мы находимся в начале пути, пока нам необходимо наполнить систему информацией о пациенте. Все блага информатизации мы получим, когда система будет содержать требуемую информацию и начнет работать с ней, но это следующий этап.

Можно ли сказать, что внедрение ИТ коренным образом изменило процессы в здравоохранении?

Коренным образом – нет, но система меняется. Например, в лекарственном обеспечении информатизация приносит положительные изменения, в том числе и финансовые. В информационной системе формируются заявки медицинской организации на лекарственные препараты по потребности. Принимая эти заявки, мы теперь можем на уровне региона сказать: вы неправы, анализ показывает, что данный препарат в таком количестве вам не нужен или вы должны перейти на другие схемы лечения. В масштабе региона это может сэкономить миллионы рублей.

Какие проблемы здравоохранения края удалось решить с помощью информатизации уже сегодня?

В медицине всегда остро стоит проблема оказания скорой и неотложной помощи. Территория Красноярского края протянулась на 2,5 тыс. км с юга на север и на 1,26 тыс. км с запада на восток. Медицинскую помощь мы должны оказывать независимо от того, где человек находится, но специалистов, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, в районных больницах нет. Поэтому первая задача, которую мы перед собой ставили, – для всех пациентов c острой патологией обеспечить возможность получить консультацию квалифицированного врача. Сегодня эта задача уже решается на достаточно высоком уровне по направлениям кардиологии, травматологии, акушерства и гинекологии.

По результатам телеконсультации может быть принято решение об эвакуации пациента в краевой центр с привлечением санитарной авиации. Если пациент находится, например, в Норильске, то это требует 2,5-часового полета Boeing, который фрахтуется для оказания необходимой помощи. В некоторых случаях удаленная консультация показывает, что в такой перевозке нет необходимости. Таким образом, дистанционная поддержка принятия решений районного врача со стороны высококвалифицированных специалистов частично закрывает и проблему экстренной помощи.

Вторая задача, которая сейчас решается, это формирование потока пациентов на плановую госпитализацию, чтобы пациент получил качественную медпомощь, если в районной больнице нет необходимой технологии. Для определения показаний для госпитализации мы создали межрайонные организационно-методические центры в Ачинске, Канске, Лесосибирске, Минусинске, Норильске и Красноярске, закрепив за ними определенные группы районов.

Программа модернизации отрасли завершена. За счет каких источников будет финансироваться информатизация в 2015 году и далее?

Информатизация учреждений здравоохранения будет финансироваться за счет текущих расходов: в бюджет каждого медучреждения внесены средства для обеспечения бесперебойной работы его информационных систем.

Сейчас мы рассматриваем пути дальнейшего развития информатизации и понимаем, что нужны дополнительные ресурсы для компьютеризации рабочих мест врачей. Эта задача требует решения на уровне ТФОМС, так как система здравоохранения в настоящее время финансируется только за счет средств фонда. Проведенная модернизация дала возможность обновить парк оргтехники, приобрести информационные системы, а сейчас необходима постоянная, скрупулезная работа врачей и внедренцев на местах.

В Красноярском крае информатизация начала развиваться задолго до программы модернизации. Как ранее сделанные разработки вписываются в новый ИТ-ландшафт?

Действительно, и в регионе, и в медучреждениях существовали разные системы, разработанные инициативными людьми, что говорит об актуальности проблемы, о том, что медики хотят этим заниматься.

Сейчас идет постепенная замена ранее используемого ПО на комплексную систему qMS. Но некоторые службы продолжат работать с прежними информационными системами. К примеру, нет смысла отказываться от ПО для управления кадровым обеспечением на уровне региона. Финансово-экономические службы больниц также работают с отдельным программным продуктом.

Как организована обратная связь с пользователями?

Проблемы с МИС в конкретном учреждении решаются ИТ-специалистами, которых мы обучаем. Что касается проблем системного характера, то у нас есть группа людей, которые аккумулируют предложения врачей по внесению изменений или дополнительных возможностей в РМИС, а затем формулируют и направляют запрос разработчику.

Врачи с трудом принимают ИТ-нововведения. Вопросы стимулирования медиков к использованию РМИС решаются главврачами самостоятельно или у региона есть общий подход?

Перед руководителями медучреждений ставится задача по внедрению информационной системы. Дальше руководитель должен мотивировать сотрудников на внедрение, и выбор способов зависит от его заинтересованности и вовлеченности в процесс. Наиболее успешны те учреждения, где работают более заинтересованные главврачи, которые сумели создать команду, нашли инициативных людей. Они всегда есть, их надо просто найти. И каждый день главный врач этим занимается, сам инициирует какие-то изменения, интересуется процессом. Для подчиненного очень важно понимать, что его работой интересуются.

C какими основными проблемами приходится сталкиваться при внедрении ИТ на уровне региона?

Основная проблема, требующая решения на уровне региона, – объяснить, зачем мы это делаем, мотивировать главных врачей. Информатизация сродни некой вере, если ты не веришь в ее возможности, то не будешь этим заниматься. Когда руководители мотивированы, им горы свернуть – задача по плечу, они ищут способ сделать, а не повод не выполнить. Они позаботятся о мотивации персонала. Остальные проблемы — текущего характера.

А дефицита ИТ-специалистов не наблюдается?

Есть и такая проблема. Конечно, в районных больницах нет квалифицированных ИТ-специалистов, поэтому на уровне ТФОМС был организован отдел, специалисты которого будут помогать внедрять систему вплоть до выездов в больницы: обучать персонал, ставить задачи и контролировать исполнение.

Врачи жалуются, что заполнять документы в электронном виде дольше. И это характерно не только для первого этапа внедрения ЭМК и не только для России.

Как врач, работавший в поликлинике, могу сказать, что для меня заполнение информации о пациенте в системе оказалось быстрее. Я разработал шаблоны своего приема, так как в 95-98% случаев пациенты имеют типичные жалобы, и врач видит типичную клиническую картину.

Количество АРМ и электронных медкарт имеет опосредованное отношение к качеству медицинской помощи. Как оценить качественно влияние информатизации сейчас и как это будет в перспективе?

Думаю, качественное влияние информатизации будет зависеть от количества информации о пациентах, занесенной в систему. Если к 2016 году в системе будет информация о 60% пациентов, это будет уже хорошо.

Это и будет качественным показателем?

Да, это может привести к качественным результатам. Ведь информацию в истории болезни может использовать врач любого уровня. К примеру, диспансеризация пациента в Дудинке выявила заболевание, требующее оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Эта информация поступает в краевое медучреждение, где помощь должна быть оказана. На ее основе выстраивается лист ожидания этого вида помощи, а краевая больница формирует документы на приобретение расходных материалов. Например, эндопротезирование тазобедренного сустава требует штучных и дорогих материалов.

В показатели качества медицинской помощи это как-то транслируется?

Оценить связь информатизации с показателями качества медпомощи, такими как смертность, сложно. Но можно попытаться. На примере ЭКГ-мониторинга можно оценить качество лечения пациентов врачами краевой больницы, отслеживая летальность, и сравнить с показателями тех пациентов, кто не получал телемедицинских консультаций. Но пока этого никто не анализировал.

На сегодня еще накоплено недостаточно информации, чтобы проводить такой анализ?

Конечно.

Как отслеживается восприятие информатизации пациентами и популяризируется проект?

Для пациентов возможность оценить блага информатизации предоставляет, конечно, регистратура: по количеству обращений на прием в поликлинику – порядка 30 млн в год. Мы видим, что интерес к сервису растет. Пациент понимает, что теперь не очередь решает, когда он попадет в кабинет врача, а он сам может выбрать время.

Аналогичные разработки внедрены в банках, в регистрационной палате. Сталкиваясь с подобным сервисом в других отраслях, человек предъявляет те же требования к здравоохранению. Сегодня мы можем предоставить ему такую возможность, а он волен выбрать, пользоваться ею или нет.

Проблемы, конечно, есть. Территория большая, где-то плохо работает Интернет, но это технический вопрос, который постепенно будет решаться. Главное, чтобы была заинтересованность.

Поликлиники края еще не охвачены информатизацией?

Мы сначала запустили пилотные проекты в пяти медучреждениях, имеющих в своем составе и поликлиники, и стационары. Они наработали базу знаний, шаблоны. Когда мы будем подключать поликлиники Красноярска, врачи смогут заходить в систему и работать, поскольку в ней уже есть содержание в виде шаблонов исследований, назначений врача, лекарственного обеспечения, диспансеризации. Многое из того, что необходимо в повседневной работе врача, уже настроено в РМИС. А это потребовало двух лет работы. С декабря 2014 года мы начинаем поэтапно подключать поликлиники Красноярска. А в 2015 году пойдем в межрайонные центры и дальше – в районы.

Какой самый ценный управленческий опыт вы приобрели в этом проекте?

Опыт создания команды единомышленников. Если она создана, абсолютно все проблемы решаемы. На уровне региона эта задача становится более глобальной, но и здесь на первое место я бы поставил команду людей, готовых разделить с тобой цели и задачи.

Что бы вы посоветовали коллегам, которые хотят создать такую команду?

Находить и не «давить» инициативу на местах. Когда начинаешь что-то новое, оказывается, многие этим занимались и раньше, имеют свои, пусть небольшие, наработки, и это важно. В первую очередь надо такого человека похвалить, и он будет твоим первым союзником среди главных врачей. Говоря медицинским языком, надо распространить информатизацию как вирус среди медицинского сообщества, заразить всех этой идеей.

В Красноярском крае реализована централизованная архитектура регионального сегмента ЕГИСЗ: единая РМИС и региональная интеграционная шина размещены в ЦОД. В качестве основы региональной медицинской информационной системы выбрана система qMS, разработанная компанией СП.АРМ на платформе InterSystems Caché. К ней подключаются поликлиники и больницы края. В 25 медицинских учреждениях идет комплексное внедрение qMS. РМИС интегрирована с единой региональной электронной регистратурой для записи к врачу, а также с региональным архивом медицинских изображений. Региональная интеграционная шина построена на базе платформы InterSystems HealthShare. Она обеспечивает передачу данных и документов, получаемых от РМИС, в федеральную интегрированнную ЭМК. Кроме того, HealthShare отвечает за обмен данными с федеральной электронной регистратурой (ФЭР, ФЭР2), на ней создан единый информационный ресурс Красноярского края «Очередь на госпитализацию».