Энцо Ханке, InterSystems
Энзо Ханке: «Концепция  Connected Health хорошо  реализуется  в странах с централизованной системой здравоохранения, где ведущая роль принадлежит государству.»

Медицинские данные каждого пациента формируются в разных лечебных учреждениях в результате работы множества врачей и используемых ими медицинских приборов. Интеграция этих данных важна как для качественного оказания медицинской помощи, так и для экономии средств в системе здравоохранения.

Ключевая тенденция в области медицинских информационных технологий — интеграция в здравоохранении (Connected Health), стала главной темой беседы Computerworld Россия/MedIT с Энзо Ханке, директором по маркетингу в Центральной и Восточной Европе корпорации InterSystems.

Какие тенденции в развитии информационных технологий для здравоохранения вы считаете наиболее важными?

В первую очередь – развитие технологии Connected Health,  поскольку  в ней сводятся воедино такие важные тенденции, как стремление к повышению качества медицинского обслуживания и  усилению  взаимодействия между всеми участниками лечебного процесса. Кроме того, в тех странах, где медицинские услуги предоставляют в основном частные учреждения, по-прежнему активно идут слияния и поглощения, укрупнение поставщиков медуслуг, поэтому вопросы интеграции сохраняют свою актуальность.

Почему вы не назвали одну из самых модных тенденций – Большие Данные?

Не думаю, что Big Data – это значимая тенденция в сегменте здравоохранения. Потребности отрасли в «больших данных» являются результатом общего развития рынка, а не какой-то специфической тенденцией. Для нас важны концепции «стратегическое взаимодействие» (Strategic Interoperability) и «интеграция в здравоохранении» (Connected Health), а также все, что нужно для создания среды, которая позволит их реализовать.

Connected Health — популярное словосочетание, под этим флагом продвигают свои технологии для здравоохранения Cisco, Microsoft и ряд других вендоров. В чем состоит суть концепции Connected Health в понимании InterSystems и почему именно она выбрана слоганом, с которым компания идет на рынок?

Мы начали развивать эту концепцию много лет назад. Конечная цель ее реализации – предоставление пациентам более качественного и оптимального медицинского обслуживания. Для этого в сотрудничество должны быть вовлечены не только врачи того медицинского учреждения, где лечится пациент. Необходимо взаимодействие специалистов, к которым он обращался до того, как попал в данное учреждение, врачей профилактических медучреждений, реабилитационных клиник. Суть концепции Connected Health – соединить пациента с медработниками лечебного учреждения и медицинским сообществом за его пределами.

Так в чем заключаются особенности Connected Health от InterSystems?

Общая идея концепции едина для всех вендоров рынка медицинских ИТ. Для нас большее значение имеет то, как мы  воплощаем  ее в конкретные подходы к реализации на практике. А реализуются они c помощью наших технологий, которые и отличают нас от конкурентов.

Какие это технологии?

У нас есть интеграционная платформа Ensemble, объектно-ориентированная СУБД Caché. Мы можем осуществлять сбор данных от внешних специалистов и лечебных учреждений и хранить их в едином репозитории. Мы предлагаем средства оперативной аналитики DeepSee, позволяющие анализировать эти данные в реальном времени, средства доступа к неструктурированным данным и их анализа – iKnow.
Собственно, основное наше отличие от других – это архитектура и технические возможности, предоставляемые нашими технологиями. Например, у нас наработан огромный опыт по сбору данных из большого количества разнородных систем. У нас реализовано очень быстрое управление данными, поскольку оно организовано в оперативной памяти.

В каких проектах концепция Connected Health реализована полнее всего?

У нас много проектов, основанных на идеях этой концепции. Мы оцениваем успешность проектов по тому, каких революционных изменений удается добиться заказчикам. Так, в больнице Род-Айленда удалось резко сократить число повторных обращений больных благодаря тому, что врачи стали получать исчерпывающую информацию о состоянии пациентов и принимать более точные решения при  назначении  лечения. Мы делаем ставку на Breakthrough Applications – прорывные, революционные приложения, которые меняют способ работы организации. Когда заказчик начинает с нами работать, в первую очередь он реализует проекты по созданию интегрированной информационной среды, укладывающиеся в концепцию Strategic Interoperability. И уже на основе этой среды он получает возможность  внедрять решения,  которые позволяют ему полностью изменить подход к работе и оптимизировать свою деятельность.

Какие типичные цели ставят перед собой медучреждения, внедряя технологии InterSystems?

Обычно лечебные учреждения ставят две основные цели — снизить затраты (либо удержать их на существующем уровне) и повысить качество медицинского обслуживания. Первую задачу решает повышение операционной эффективности и возможность внедрения новых, более эффективных бизнес-процессов. Анализ полной информации в реальном времени помогает повысить качество принимаемых решений,  тем самым решается вторая задача. 

Есть ли заказчики, которым не удалось достичь поставленных целей?

Я не знаю ни одного заказчика, который не высказал бы удовлетворения полученным результатом. Но, разумеется, перед ними все время встают новые задачи. Нас выбирают в качестве стратегического партнера на долгий срок, а не как поставщика точечных решений. У нас есть заказчики, с которыми мы работаем 30 лет и больше.

Как особенности организации здравоохранения в разных странах влияют на реализацию концепции Connected Health?

Концепция  хорошо  реализуется  в странах с централизованной системой здравоохранения, где ведущая роль принадлежит государству. Например, в Великобритании или Шотландии,  там  национальные службы здравоохранения централизованно решают все вопросы медобслуживания населения. У нас много заказчиков, которые являются элементами централизованной системы.
В Германии, напротив, разнородная система здравоохранения, объединяющая множество медицинских организаций и страховых компаний – как частных, так и государственных, – и очень жесткие правила неразглашения информации о пациентах. Это ограничивает наши возможности реализовать концепцию Connected Health комплексно и в полной мере. Поэтому все ограничивается локальными проектами интеграции, и заказчиков не так много.
Защита данных пациента – общая тема, но в некоторых странах процедуры обеспечения этой защиты оказываются  чересчур  сложными для организации доступа к электронной медкарте. Этот вопрос связан с процессом и организацией управления.

Кто должен продвигать решение этой проблемы?

Это интересный вопрос: кто здесь заказчик? В Германии уже много лет обсуждается создание единой базы данных электронных медицинских записей, но до сих пор не  решено,  как пользоваться такой базой, кто и в каком режиме должен иметь к ней доступ. Мне кажется, отчасти решение лежит в политической плоскости, но у этого вопроса даже нет лобби. Правительство должно принять решение, но заинтересованность необходимо проявить и самим пациентам. А на это трудно рассчитывать, поскольку люди не организованы,  разрозненны. 

Какие типичные препятствия приходится преодолевать при внедрении концепции?

Отсутствие денег у лечебного учреждения и неготовность рынка.

Как вы оцениваете готовность рынка?

Для нас готовность рынка определяется спросом на наши решения. В США, Великобритании, Италии, Нидерландах и Швеции у нас долгая история работы на рынке, много заказчиков, которые относятся к нашим предложениям с высоким доверием.
На готовность рынка воспринять концепцию влияет, во-первых, позиция государства, и во-вторых – наличие соответствующих бюджетов. В США Обама объявил много программ, в  их  рамках выделяются средства на информатизацию здравоохранения, и спрос на подобные решения там выше.

Выделяете ли вы в концепции медицину как отдельную область из всей сферы здравоохранения?

Этот вопрос предполагает разные ответы, в зависимости от того, кто выступает нашим заказчиком. Если это медицинские организации, выстраивание сообщества и взаимодействия с другими участниками они начинают с себя и в тех рамках, которые считают значимыми для обслуживания пациентов.

В какой-то момент понадобится включать в общую среду страховые компании, так как именно они платят деньги и заинтересованы в интеграции хотя бы с целью экономии на издержках. C этой точки зрения идея Connected Health не установилась окончательно, она будет развиваться и расширяться. Страховая компания заинтересована в снижении своих издержек, соответственно ей хотелось бы иметь возможность следить за рекомендациями врачей, и, может быть, страховщик будет настаивать на применении более дешевых аналогов лекарственных препаратов, если есть такие варианты. А это противоречит интересам лечащего медперсонала. Такие противоречия  интересов  могут помешать реализовать концепцию целостно, в том идеальном виде, в  каком  она провозглашена.

Сейчас активно формируется рынок технологий для здоровья, онлайн-сервисов для пациентов. Включает ли его компания в сферу своих интересов?

Мы рассматриваем этот сегмент как один из целевых, но работаем в более широком контексте. У нас есть решения, ориентированные на другие отрасли, например,  рассчитанные на страховые компании, на клинические исследования  в фармацевтической индустрии. Но эти решения пока не полностью вписываются в концепцию Connected Health. Cо временем они будут развиваться.

Есть ли у компании партнеры, которые предлагают решения, позволяющие включить в интегрированную среду различные устройства, в том числе и носимые пациентами?

Приведу в качестве примера сотрудничество с компаниями WelVU и Ricoh. В обоих случаях для интеграции с электронной  медицинской картой  (ЭМК) использовалась платформа InterSystems HealthShare. WelVU освоила технологию повышения информированности пациентов, в которой используются персональные данные из ЭМК. Обычно после визита к врачу пациенты забывают около 80% того, что им было сказано. Платформа WelVU позволяет создавать по запросу пользователя видеофильмы непосредственно в процессе общения врача с пациентом – в палате, смотровом кабинете, по месту консультации через  Интернет.  Средствами WelVU общение записывается, запись может демонстрироваться пациентам в любом месте на любом мобильном устройстве с программой-обозревателем в защищенном от несанкционированного доступа режиме.

Совместная разработка Ricoh Americas Corporation и InterSystems предназначена для врачей экстренной медицинской помощи.  Камерой  Ricoh Healthcare Camera можно сфотографировать травму поступившего пациента и автоматически вставить снимок в ЭМК, не отходя от постели больного. Вместе со снимком передается описание травмы, которое может идти в виде тегов («рваная рана», «левая нога»), данных, напрямую вводимых врачом, и даже голосовых записей.

Оба решения – наглядные примеры создания прорывных приложений. Они позволяют повысить качество  оказываемых  медицинских услуг, оперативно получая полную информацию о состоянии пациента и назначая адекватное лечение.

Тем временем в России

Ситуация в нашей стране отличается от западноевропейской, однако в последние годы произошли весьма значимые изменения. Перспективы реализации концепции интегрированного здравоохранения в России прокомментировал Владимир Островский, руководитель проектов по медицинским информационным системам корпорации InterSystems.

Владимир Островский, InterSystems
Владимир Островский: «Теперь информатизируется сам процесс оказания медицинской помощи»

Какова готовность российского рынка к внедрению Connected Health? Какие тенденции характерны для российского рынка здравоохранения?

Во-первых, наблюдается устойчивый переход от устаревшей модели информатизации лечебных учреждений (когда внедряется программа, позволяющая упростить сбор статистических данных и формирование отчетности) к внедрению новых технологий. Теперь информатизируется сам процесс оказания медицинской помощи: отслеживаются все основные события, возникающие в процессе подготовки и проведения лечения, в том числе появление пациента в медицинском учреждении, консультации специалистов и  назначение  лечения, оказываемые услуги, поступление и выписка из стационара и т.д. Во-вторых, все больше внимания уделяется внедрению стандартов оказания медицинской помощи. В-третьих, создаются единые региональные решения в области здравоохранения, где консолидируется информация из различных источников.

Все это  помогает решить две основные задачи: снизить расходы  и  повысить качество оказываемой  медицинской помощи. Информационные технологии становятся инструментом управления здравоохранением. Они обеспечивают эффективное использование имеющихся медицинских данных и  дают  возможность принимать управленческие решения на всех уровнях: от врача-специалиста до главврача и министра здравоохранения. Все эти изменения на нашем рынке – слагаемые успешного внедрения концепции Connected Health.

Какие примеры практической реализации Connected Health есть в нашей стране?

Примером регионального проекта, в котором воплощаются перечисленные выше тенденции, является создание региональной медицинской информационной системы (РМИС) Красноярского края. Проект выполняется InterSystems совместно с нашим партнером – компанией СП.АРМ.  Планируется  провести комплексную информатизацию всех 160 лечебных учреждений края с помощью медицинской информационной системы qMS, а также построить региональный уровень системы.

Особенность этого проекта заключается в том, что региональная система строится на единой базе. Все основные региональные справочники, шаблоны медицинских записей ведутся на верхнем уровне, а потом наследуются на уровне медицинской организации. Типовые настройки, шаблоны и формы, утвержденные на уровне края, используются максимально широко. Интеграция с краевыми информационными системами, а также с федеральными сервисами выполняется через региональную интеграционную шину, в качестве которой используется платформа HealthShare. В марте 2014 года Красноярский край успешно выполнил интеграцию с сервисом ИЭМК.

Первый этап проекта, стартовавшего в конце 2012 года, заключался в информатизации восьми крупнейших и наиболее подготовленных к внедрению лечебных учреждений края. Одной из основных задач этого этапа была отработка принципов выполнения проекта, определение основных типовых региональных настроек, доработка системы под региональные требования. На  сегодня  к РМИС подключены все восемь учреждений, использующие систему во многих  подразделениях  и активно расширяющие ее применение.

Следующим этапом проекта стало массовое подключение к РМИС типовых медицинских организаций. Всего определено шесть типов: городская поликлиника, городская детская поликлиника, стоматологическая поликлиника, городская больница, межрайонный центр и родильный дом. Сейчас идет настройка типовых организаций в системе и начинается массовое внедрение.

Важной частью проекта также является реализация в системе общерегиональных задач, в том числе управление потоками пациентов, внедрение стандартов оказания медицинской помощи и разработка единой управленческо-аналитической системы здравоохранения края.