Александр Гусев
Александр Гусев: «Текущие результаты автоматизации говорят сами за себя»

. Его основными тенденциями являются выход на тендерный рынок финансовых «тяжеловесов», смещение идеологии информатизации в сторону управления, а интересов заказчиков — к внедрению систем регионального уровня, отметил Валерий Пулит, ведущий системный аналитик компании «СП.АРМ», выступая на конференции «Информационные технологии в медицине».

Федеральный проект информатизации здравоохранения впервые принес в этот доселе небольшой сегмент рынка ИТ большие деньги и вызвал передел рынка. Вслед за госинвестициями сюда нагрянули крупные игроки, предварительно укрепившие свою компетенцию в области МИС: «Армада» пришла с «Пост Модерн Текнолоджи», IBS — с компанией БФТ, «Ростехнологии — со «Сван». Но самым драматичным образом сказался на рынке альянс компании «Ростелеком», создателя электронного правительства, с двумя казанскими разработчиками МИС — «Барс Груп» и «Корпоративные информационные рутины».

Закон о госзакупках, призванный защищать от коррупции в органах власти, на практике вынуждает заказчика делать выбор в пользу самого дешевого предложения. Но в отличие от «Ростелекома», выигравшего конкурсы Минздравсоцразвития РФ на разработку электронной регистратуры и интегрированной электронной медкарты (ИЭМК) за символическую цену в 1 руб., компании, не имеющие подобной финансовой «подушки», могут позволить себе снижать цену только в разумных пределах. Поэтому ожесточенная борьба за сохранение места на рынке развернулась не столько на финансовом поле, сколько на юридическом и идеологическом — за влияние на заказчиков. Когда проект создания единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) вошел в стадию проведения конкурсных процедур субъектами РФ, в ход пошли обращения в антимонопольные службы и судебные иски. «Ростелеком» в ряде случаев пытается в судебном порядке принудить региональные Минздравы к заключению госконтракта.

Чтобы заказчик мог выбирать качественные решения, конкурсное законодательство требует серьезной доработки. «ФЗ-94 себя полностью дискредитировал, побеждает по нему тот, кто даст цену в один рубль», — отметил Олег Симаков, ИТ-директор МИАЦ РАМН.

Подписав договоры с поставщиками, компетенции которых недостаточно для их выполнения, заказчики оказываются меж двух огней: акты о выполнении работ приходится закрывать под угрозой наказания «сверху». «Выкручивание рук медицинским организациям недопустимо», — заявил Роман Сафронов, замдиректора департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ, пообещав, что «никто огульно наказывать не будет».

Кроме того, по его словам, при составлении технических заданий «надо думать и извлекать уроки из ошибок». Участники рынка смотрят на этот вопрос иначе. Необходимо разработать и утвердить типовое техзадание, в котором выдвигаются требования к уровню информационного обеспечения, а не настоятельные подсказки по его достижению, полагает Пулит. Ведь каждый из 83 регионов тратит ресурсы на решение однотипных задач.

Интеграция c ресурсами ОМС

Реализуя дорожную карту, регионы практически не используют существующие базовые государственные регистры и реестры, а пытаются формировать свои, что порождает дополнительную задачу по их интеграции. «Нужно уходить от региональных справочников и классификаторов к федеральным стандартам», — подчеркнул Юрий Нечепоренко, зампредседателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Он обратился к представителям регионов с просьбой качественно проводить интеграцию систем здравоохранения с системами сферы медицинского страхования: единым регистром застрахованных и инфобазами реестров счетов, хранящихся в территориальных фондах ОМС, включая для этого их представителей в рабочие группы по автоматизации.

Если обеспечить интеграцию по утвержденным правилам информационного обмена не удается, регионам следует обращаться с предложениями в ФОМС и Минздрав. «Мы готовы оперативно менять нормативные документы, чтобы обеспечить интеграцию систем», — заявил Нечепоренко. В то же время он отметил, что многочисленные просьбы медучреждений передать им регистр застрахованных из ТФОМС не могут быть выполнены: по закону передача баз данных исключена, но к ним можно организовать удаленный доступ для идентификации пациентов.

В будущем реестры счетов должны быть интегрированы с МИС ЛПУ, и формироваться они будут на основании данных электронных медкарт (ЭМК). При этом позиции реестров должны однозначно соответствовать позициям ЭМК, чтобы проверяющие с определенными правами могли работать с первичными документами без выездных проверок, как это делается сейчас.

Не регистратурой единой...

До тех пор пока реализуемые проекты не затрагивают лечебно-диагностический процесс, все происходящее — лишь прелюдия к полноценной информатизации отрасли, в сердце которой лежит взаимодействие врача с пациентом. Миссия информатизации невыполнима без МИС. Паспорта ЛПУ, программы для формирования статталонов и реестров на оплату услуг, а также электронные регистратуры таковыми не являются, отметил Александр Гусев, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы».

Медицинская информационная система предназначена в первую очередь для автоматизации обследования и лечения пациентов и позволяет вести электронную медкарту. В общем объеме программного обеспечения для здравоохранения доля МИС, по данным АРМИТ, составляет 19%. Наилучшие показатели в отрасли имеют 16 решений, каждое из которых внедрено не менее чем в 80 ЛПУ. Минимальное время вхождения на рынок МИС составляет, по оценке Гусева, около шести лет.

Внедрение не всегда эквавалентно использованию системы. В настоящее время МИС инсталлированы в 36% государственных лечебных учреждений, но количество ЛПУ, где ими пользуются врачи и медсестры, не превышает 5%. «Текущие результаты автоматизации говорят сами за себя: можно поставить МИС в ЛПУ, но невозможно заставить обычных пользователей массово применять системы, которые им ничего не дают», — подчеркнул Гусев. Впрочем, положительная динамика отмечается для обоих показателей: в 2011 году охват ЛПУ не превышал 15%, а доля организаций, где в МИС работает медперсонал, не дотягивала и до 2%.

«Мы не питали иллюзий, что 31 декабря все медучреждения будут иметь ЭМК, это задача на длительный период», — заявил Сафронов. То есть к окончанию проекта ЕГИСЗ к информатизации ядра системы здравоохранения еще не приступали. С этой точки зрения стенд «Ростелекома» на выставке «ИТ в медицине» довольно точно отражал текущее содержание ЕГИСЗ: оформленная по международным стандартам интерактивная витрина, рисующая красивые перспективы.

Но путь в «прекрасное далеко» будет долог и тернист. Про доступ пациентов к совокупной информации об их здоровье внедряющие ЕГИСЗ на конференции даже не упоминали. Для врачей интегрированная ЭМК малопригодна, так как на федеральный уровень поднимается не вся информация, а только часть, интересующая Минздрав. Механизм ввода информации в ней не предусмотрен, так что без полноценной МИС, из которой можно извлечь данные, она просто бесполезна. А свою региональную МИС «Ростелеком» продает уже не по «социальным» ценам, в качестве бонуса обещая заказчикам отсутствие проблем при интеграции с федеральным сервисом. Так, Нижегородской области услуги по созданию регионального сегмента ЕГИСЗ обойдутся в 504,6 млн руб. Регионам, выбравшим МИС других поставщиков, придется заплатить за интеграцию с ИЭМК. Например, Ульяновская область объявила конкурс на разработку модуля интеграции МИС «Витакор Сервер» с сервисом ИЭМК на 1,2 млн руб.

«Разработчикам не хватает четкого понимания конечной цели информатизации и критериев, определяющих цели ее достижения, а также методики оценки влияния функционала МИС на повышение эффективности работы ЛПУ», — отметил Пулит. Думается, этого не хватает всем заинтересованным в результате. Москва даже объявила конкурс на разработку и апробацию системы показателей результативности внедрения ИКТ в городе на сумму 26 млн руб. Его итоги подведут в начале ноября.