На размышления об использовании облачных вычислений в здравоохранении и их эволюции на протяжении последних года-полутора меня навела тематика двух декабрьских конференций. Конференция IBM Analyst Insights 2010 в Мадриде была посвящена разъяснению для аналитиков долгосрочной стратегии действий корпорации IBM в различных отраслях и секторах бизнеса, включая здравоохранение, а задачей брюссельского Microsoft Health User Group European Summit было сопоставление мнений участников отрасли здравоохранения региона EMEA о развитии медицинских инфокоммуникационных технологий.

В докладе IDC "Predictions 2011: Welcome to the New Mainstream" коллеги пишут: «В 2010 году все крупные поставщики начали энергично вводить облачную доставку сервисов в свои долгосрочные стратегии, в предлагаемые продукты и, конечно, в маркетинг». В здравоохранении эта тенденция прослеживается особенно четко благодаря непрерывному появлению новых отраслевых решений от поставщиков ИКТ. Например, в октябре IBM анонсировала стратегию «трансформации бизнеса посредством облака», направленную на идентификацию бизнес-задач, которые можно решить с помощью облачных платформ (общедоступных, частных, гибридных), поиск способов интеграции облаков с существующими инфраструктурами и решение проблем, связанных с выбором бизнес-моделей и управлением рисками. Microsoft, в свою очередь введя в действие платформу Health Vault, продемонстрировала стремление строить долгосрочную стратегию в области ИТ для здравоохранения, опирающуюся на облака. Корпорация создает расширенную облачную среду, которая в числе прочего включает в себя потребительские сервисы, помогающие вести здоровый образ жизни, и полагается на технологии, разрабатываемые для горизонтальных решений Microsoft, таких как Business Productivity Online Suite и Azure.

В Европе последствиями экономического кризиса стали серьезные сокращения государственного финансирования, в том числе в области здравоохранения. Из-за ужесточения бюджетных ограничений в EMEA особую актуальность приобрело обеспечение долгосрочной выживаемости информационных систем, внедряемых в сфере здравоохранения. Потребность в повсеместно применяемых гибких и экономически эффективных информационных решениях, которые бы гарантировали непрерывность обслуживания при традиционной модели доставки услуг, обусловлена стремлением сделать здравоохранение больше ориентированным на пациента. Первостепенную важность приобрела возможность кооперации между различными ветвями медицинской отрасли, однако традиционные ИТ-модели не всегда эфффективны для решения этой задачи из-за недостаточной гибкости, а также больших затрат денег и времени на разработку.

Сами пациенты пользуются облачными платформами, когда запускают медицинские приложения на смартфонах или делятся информацией о своих болезнях и рентгеновскими снимками в социальных сетях. Руководителям, которые стремятся создать пациентоориентированную систему здравоохранения, следует обратить внимание на изменение отношения самих пациентов к медицине и воспользоваться появляющимися преимуществами, а также свести к минимуму возникающие риски.