Ввиду слабого развития здравоохранения и законодательства о конфиденциальности информации внедрение бизнес-моделей мобильной медицины в государствах Африки может пойти быстрее, чем в развитых странах.

Операторы мобильной связи предсказывают: в развитых странах пройдет по меньшей мере пять лет, прежде чем будут приняты необходимые законы и разработаны действенные бизнес-модели мобильной медицины, в то время как в Африке такие проекты уже осуществляются.
Пилотные проекты в Индии и Африке реализуются с участием таких крупных компаний, как Accenture, Qualcomm, Orange и MTN, а также ассоциации mHealth Alliance, созданной при содействии Организации Объединенных Наций.

«Нет никаких сомнений в возможностях мобильной медицины для наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями и передачи сигналов раннего предупреждения, — полагает Лайза Митник, исполнительнй директор Accenture Mobility Practice. — Однако пройдет не меньше пяти лет, прежде чем будут решены проблемы соответствия нормативным актам и разработки бизнес-моделей».

Sanlam, один из крупнейших южноафриканских поставщиков медицинских услуг, совместно с телекоммуникационным оператором MTN развертывает сервисы мобильной медицины в 22 африканских странах. Для этих сервисов в Sanlam разработали свыше 3600 диагностических профилей. Пользуясь новыми услугами, люди смогут с помощью мобильных телефонов выполнять симптоматическую самодиагностику, прописывать себе лекарства и консультироваться с врачами.

«Мы начнем с ввода в действие упрощенной программы для беременных женщин 'Мой малыш' уже в ближайшее время, — сообщил Грант Ньютон, генеральный директор Sanlam. - Платить за пользование можно будет ежемесячно или разово за девять месяцев».
Требование соблюдения конфиденциальности и защиты информации создает серьезные проблемы на Западе, где законы ограничивают доступ к электронным медицинским картам. В странах же, где законы о конфиденциальности и медицинское законодательство развиты плохо, приоритет может быть отдан необходимости расширения доступа к медицинским услугам.

«В странах с развитыми законами необходимо следовать установленным процедурам и подчиняться множеству нормативных актов, а в государствах со слабым здравоохранением и меньшим количеством законов все проще, — считает Ньютон. — В ЮАР нам пришлось выполнять массу бюрократических требований, но в других странах Африки, где нет законов о конфиденциальности, внедрение происходило быстрее».
Проекты мобильной медицины рассматриваются в качестве новых источников дохода для операторов и их партнеров, в особенности в регионах мира, где нет медицинских учреждений и люди обычно занимаются самолечением.

«Плюс мобильных телефонов в том, что информацию на них можно доставить мгновенно, независимо от того, смартфон у вас или обычный аппарат, — продолжает Ньютон. — Вы можете сидеть под пальмой в сельской местности и пользоваться услугами городского медицинского центра или сможете самостоятельно определить, что ваши симптомы требуют немедленного обращения к врачу или приема лекарств».
Qualcomm провела пилотный проект мобильной медицины в ЮАР и Кении. Результаты убедили руководство компании в необходимости расширять охват и на другие территории.

«Мне звонили из различных провинций ЮАР с просьбой ввести в действие сервис на пока не обслуживаемых территориях, — сообщила Элизабет Мигвалла, старший директор Qualcomm по связям с правительством. — Главная проблема для многих африканских стран состоит не в обеспечении конфиденциальности, а в том, чтобы сделать здравоохранение более доступным людям. Да, конфиденциальность имеет большое значение, но на сегодня здесь есть вещи поважнее».