Когда три года назад с Лео Дефо случился сердечный приступ, грозивший самыми тяжелыми последствиями, жизнь ему спас случайный прохожий, владевший навыками реанимации и непрямого массажа сердца. А после того как Лео был доставлен в муниципальную больницу, за дело взялся врач-реаниматолог, находившийся на расстоянии 40 км от больного и использовавший удаленную ИТ-систему.

Система электронной интенсивной терапии (electronic Intensive Care Unit, eICU), с которой работает доктор Джеймс Шеффер, снабжена всем необходимым, чтобы в удаленном режиме инструктировать врачей служб неотложной помощи и наблюдать за их действиями. Дефо был подвергнут терапевтической гипотермии и введен в состояние искусственной комы. Его мозг охладили до 33 гр. Цельсия, с чем чтобы минимизировать повреждения, полученные вследствие недостатка кислорода.

"Этот человек не просто упал и ударился головой, – заметил Шеффер. – По сути, он был уже мертв. Но, к счастью, нам удалось оперативно научить медицинский персонал всем необходимым процедурам. Наши рекомендации были выполнены без задержки. В результате сегодня Лео чувствует себя хорошо".

Введя пациента в кому, Шеффер на протяжении 10 дней наблюдал за его состоянием с помощью монитора eICU высокой четкости. Роботизированная камера выдавала масштабируемое изображение, позволявшее наблюдать за состоянием капилляров в зрачках Дефо. Специальное программное обеспечение контролировало все жизненно важные параметры здоровья пациента, предупреждая доктора о малейших изменениях количества белых кровяных телец и уровня кислорода в крови, а также о возникновении сердечной аритмии.

Сближение медицины и технологий

В процессе медико-технологической конвергенции все больше и больше врачей прибегают к методам, которые Шеффер успешно применил для удаленного лечения, спасшего жизнь его пациенту, и дистанционного наблюдения за состоянием больного. Развитие телемедицины облегчает жизнь и членам семьи пациента.

Жена Дефо Барбара сохраняла душевное спокойствие благодаря круглосуточному доступу к монитору службы неотложной помощи, посредством которого она могла следить за состоянием мужа. "У меня появилась возможность оставить его и вернуться домой, – призналась она. – При этом я непрерывно получала информацию о том, что с ним происходит, как будто с мужем постоянно находилась сиделка. Мне до сих пор трудно поверить в то, что такое возможно".

Помимо Дефо, Шеффер и две медсестры осуществляли удаленное наблюдение еще за 60-80 пациентами, которые находились в пяти отделениях интенсивной терапии трех больниц системы Health First. "Роботизированные камеры позволяют нам видеть и слышать все происходящее, а при необходимости и общаться с пациентами, – сообщил Шеффер. – По сути, никаких барьеров между нами не существует".

В состав системы входят пять мобильных тележек eICU. На одной из таких каталок в больнице перевозили Дефо. В апреле к системе планируется подключить четвертую больницу и еще одно мобильное устройство. Таким образом, удаленный мониторинг будет осуществляться в общей сложности за 102 койками и шестью мобильными каталками.

В обычном отделении интенсивной терапии врачи во время ночного дежурства реагируют лишь на вызовы ответственных медсестер. Сама же медсестра мало что в состоянии сделать при нарушении, скажем, сердечного ритма, представляющем угрозу для жизни пациента. "Медсестра без указания не может даже подсоединить мочевой катетер, – признал Шеффер. – При наличии же электронной системы она, вместо того чтобы вызывать врача (а на это может уйти до получаса), нажимает кнопку или поднимает телефонную трубку, и, даже если аритмия мною еще не обнаружена, я узнаю об этом уже через 15 секунд".

"Мне все очень понравилось, – заявил Лео Дефо, имея в виду технологию eICU. – Это лучшее изобретение человечества со времен появления нарезанного и упакованного батона хлеба. Оно спасло мне жизнь. И не использовать его просто глупо".

Поход в Wal-Mart

26 июня 2008 года Дефо, которому на тот момент было 68 лет, пошел в супермаркет Wal-Mart, находящийся напротив его дома. И там с ним случился сердечный приступ. Дефо так сильно ударился об пол, что сломал себе челюсть, и поначалу все сочли его мертвым. Шансы на то, что инженер-строитель, вышедший на пенсию, сможет выбраться из такой ситуации без серьезного повреждения мозга, были минимальны.

Но Дефо повезло. Больница Palm Bay Hospital находилась всего в нескольких минутах езды от Wal-Mart. В больнице, входящей в систему Health First, имелась каталка, оборудованная средствами удаленной связи eICU. На тележке были смонтированы камера, обеспечивающая двунаправленную передачу изображения и звука, компьютерный монитор высокого разрешения и оборудование медицинского мониторинга, подключенное к локальной сети. С его помощью Шеффер, находившийся в центре Health First eICU VitalWatch, смог быстро оценить ситуацию и дать врачам больницы инструкции по проведению незнакомой им процедуры терапевтической гипотермии.

Центр eICU, в котором постоянно дежурят врач неотложной помощи и две медсестры, способен эффективно обслуживать до 120 пациентов. Это стало возможным благодаря специальному программному обеспечению eCareManager, которое отслеживает параметры состояния каждого пациента, выдавая уведомление в случае любых отклонений, угрожающих их здоровью.

По словам представителей компании Philips Healthcare, их клиенты уже используют модель eICU для поддержки телемедицинских систем в кабинетах неотложной помощи, хирургических отделениях и отделениях длительной терапии. Рассматривается возможность передачи телемедицинских систем в помощь медсестрам и даже установки их у пациентов дома.

"Если частота сердцебиения у пациента в течение трех часов меняется на величину, превышающую 15 ударов, врач или медсестра получают соответствующее уведомление, – пояснил генеральный директор подразделения Philips tele-ICU Фрэнк Сэмпл. – Программное обеспечение мониторинга выдает краткий одностраничный отчет, в котором отражены график частоты сердцебиения, показатели кровяного давления и прочие жизненно важные параметры".

Панель пациента

Если здоровье пациента ухудшается, врачи и медсестры центра eICU могут затребовать страницу профиля и более глубоко ознакомиться с историей болезни. В этом случае врач, как правило, включает удаленную камеру и начинает наблюдать за пациентом, давая указания медсестрам. "Создаются условия для их продуктивного взаимодействия", – заметил Сэмпл.

Если у пациента произошла остановка сердца, а медсестра приступила к реанимационным мероприятиям, врач eICU следит за показаниями электрокардиограммы и настройками аппарата искусственной вентиляции легких, оценивая эффективность проводимых процедур.
Каждый командный центр eICU имеет пять-шесть рабочих станций, оборудованных мониторами и позволяющих следить за состоянием множества пациентов. Врачи и специально обученный медицинский персонал командного центра поддерживают связь с удаленным персоналом отделений интенсивной терапии, обсуждая клиническую картину и получая снимки, характеризующие состояние пациентов.

Непосредственное лечение осуществляется врачами и медсестрами больниц, не имеющими специальных навыков проведения процедур интенсивной терапии. Это очень важно, потому что в последние годы количество людей, нуждающихся в интенсивной терапии, постоянно растет, тогда как число специалистов, владеющих навыками проведения соответствующих процедур, остается на прежнем уровне.

В настоящее время 40 систем eICU обслуживают около 300 больниц в 30 штатах США. Удаленному мониторингу с помощью систем eICU подвергаются более 300 тыс. человек – примерно 10% общего числа пациентов отделений интенсивной терапии. И популярность систем eICU продолжает расти. В прошлом году к ним было подключено еще 500 больничных коек.

Стоимость предлагаемого Philips программного обеспечения для систем eICU составляет 2-3 млн долл. Больницы отвечают за закупку всего необходимого оборудования и организацию сетевых подключений.

Дорого, но эффективно

Получаемый результат, по словам Шеффера, окупает понесенные затраты. Центр Health First VitalWatch уже спас не одну жизнь и помог сэкономить медицинским учреждениям немало денег, а количество исков, предъявляемых пациентами больнице, за прошедшие с момента установки системы eICU семь лет приблизилось к нулю. "Расходы на развертывание системы, которые укладываются в пару миллионов долларов, вполне сопоставимы с потенциальными убытками от одного предъявленного судебного иска, – заметил Шеффер. – Средства удаленного мониторинга помогли сократить число случаев сепсиса, представляющего серьезную проблему для больниц США, а также уменьшить время, проводимое пациентами под аппаратом искусственной вентиляции легких. Как правило, заражение крови возникает ночью, когда врачей в больнице остается мало".

По признанию Дефо, даже если бы он очутился в самой современной больнице крупного города, ему все равно хотелось бы оставаться подключенным к системе eICU. "Если инфаркт случается с вами на 24-м этаже, к моменту, когда вас доставят на 17-й этаж, где можно оказать помощь, будет уже поздно, – заметил он. – Благодаря системе удаленного лечения я обрел вторую жизнь. Даже не знаю, какой еще более высокой похвалы ее можно удостоить".