Активно обсуждаемая в ИТ-отрасли тема Интернета вещей не осталась без внимания организаторов конференций. Форум Connected Russia, прошедший в Москве 24 апреля с участием зарубежных спикеров, был посвящен использованию и применению разработок и решений в области IoT/M2M.

По словам участников форума, среди которых были докладчики из разных стран, в России в развитии IoT/M2M могут быть заинтересованы предприятия розничной торговли, государственные организации, академические учреждения. Бизнес еще только присматривается к этой сфере. Между тем, как считает Роберт Минерва, председатель рабочей группы IEEE по тематике IoT, распространение Интернета вещей ведет к снижению затрат. Его развитие требует создания стандартов для IoT и доступности платформ для разработки. Саверио Ромео, главный аналитик Beecham Research, отметил, что сейчас IoT применяется главным образом в транспортной отрасли, для задач обеспечения безопасности и в ЖКХ — в мире на эти направления приходится три четверти рынка M2M. IoT предполагает взаимодействие разных источников данных и сервисов. Один из примеров — «умный город» (Smart City).

IoT уже здесь. Согласно данным ABI Research, медицинские смарт-устройства и фитнес-трекеры являются главным драйвером роста мирового рынка высокотехнологичных носимых устройств — в 2014 году продано 90 млн единиц такой продукции
IoT уже здесь. Согласно данным ABI Research, медицинские смарт-устройства и фитнес-трекеры являются главным драйвером роста мирового рынка высокотехнологичных носимых устройств — в 2014 году продано 90 млн единиц такой продукции

 

Технологии M2M быстро развиваются, однако объем генерируемого ими трафика пока невелик. Тем не менее операторы связи пытаются предлагать дополнительные услуги, чтобы зарабатывать на передаче данных M2M. При этом, помимо доминирующей сейчас централизованной модели, может использоваться децентрализованная — с «распределением интеллекта». Однако отрасли еще только предстоит понять, как выработать успешную бизнес-модель для IoT и увеличить доходы, считает Александр Герасимов, директор направления ИТ и облачных ресурсов J’son & Partner Consulting. В итоге может появиться новая экономика с новыми механизмами формирования добавочной стоимости в виде облачных сервисов. Именно такие перспективы должны закладываться в основу бизнес-моделей IoT. Экосистема сервисов IoT постепенно формируется.

Большая часть форума была посвящена различным вертикальным направлениям, рассматриваемым в контексте IoT. Так, Ауромита Бадра, менеджер по продуктам PSIPENTA Software System, рассказала о потенциальных возможностях использования новых технологий в дистанционном образовании и мобильном обучении. Роберто Сиагри, президент и главный исполнительный директор Eurotech, свое выступление посвятил «умному производству» и «новой индустриальной революции, совершаемой посредством IoT». Светлана Хадонова, директор по маркетингу холдинга SpaceTeam, рассказала о том, как рынок Интернета вещей развивается в России благодаря телематике, системам управления транспортом (Fleet Management) и «умному» страхованию, а Игорь Гиркин, системный инженер-консультант Cisco Systems, познакомил аудиторию с концепцией расширения облачных вычислений и сервисов до границ сети (Fog Computing).

Обсуждались не только перспективы IoT, но и конкретное применение Интернета вещей. Алексей Чурин, директор по развитию бизнеса по направлению телекоммуникаций SAP CIS, рассказал об «умном» управлении транспортной инфраструктурой на примере проекта оптимизации трафика и операционной логистики гамбургского порта, а Олег Василенко, старший менеджер по архитектуре решений Ericsson, — об использовании приложений IoT в «интеллектуальной энергетике».

По мнению Михаила Натензона, председателя совета директоров Национального телемедицинского агентства, в России IoT можно с выгодой использовать в сфере здравоохранения — мобильной медицине и телемедицине, и инвестиции в эту область позволят получить существенную экономию.

Стремительное развитие Интернета, возможности передачи информации от одного объекта другому, готовность участников рынка говорить об индустрии, делиться опытом и разработками вызывают интерес специалистов к подобным форумам. Однако, как это бывает при появлении любой новой концепции или технологии, пока доминирует «маркетинговая составляющая»: вендоры стремятся соответствовать очередному модному тренду, а организации — получить гранты и инвестиции. Должно пройти время, чтобы рынок отделил зерна от плевел.