Железная дорога — зона повышенной опасности, причем это касается не только пассажиров. Ежедневно по всей сети железных дорог доставляются тонны грузов, включая дорогостоящее технологическое оборудование, взрывчатые материалы, нефтепродукты и другие номенклатурные грузы. Для предотвращения и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе стихийные бедствия и аварии с опасными грузами, необходимо оснащение территориально распределенной ЖД-инфраструктуры современными надежными средствами передачи информации.

Виды связи на железной дороге делятся по назначению (общетехнологическая и оперативно-технологическая); по району действия (местная и магистральная); по типу используемых линий (проводная, радио-, радиорелейная и спутниковая связь). Российские железные дороги отличают широкая территориальная распределенность и большая протяженность магистральных линий, что накладывает определенные требования на обеспечение железнодорожных объектов. На текущий момент типичными технологическими проблемами являются:

  • использование устаревшего оборудования;
  • отсутствие единой централизованной системы управления;
  • высокие эксплуатационные затраты при низких показателях эффективности;
  • отсутствие единого стандарта для оборудования.

Следует отметить, что причиной большинства перечисленных сложностей становятся проблемы с оборудованием.

Так, однажды мы реализовывали проект для крупного ведомства, где на каждом объекте в локальной телефонной сети использовалось собственное оборудование. На части объектов были установлены небольшие УАТС, подключаемые к внешним телефонным сетям с помощью обычных двухпроводных линий. На других объектах двухпроводные линии были разведены по кабинетам и рабочим местам сотрудников учреждения. И лишь в одном из подразделений была частично организована компьютерная сеть передачи данных (КСПД) с IP-телефонией.

Очевидно, что подобное разнообразие негативно сказывалось на эффективности коммуникаций между сотрудниками подразделений, особенно в условиях их широкой географической распределенности. К том же структура организации предусматривала вертикальное управление — от головного предприятия до региональных и локальных управлений и совсем мелких объектов.

В условиях широкого географического распределения единая корпоративная сеть передачи данных помогает обеспечивать безопасную и бесперебойную связь между отделениями и интегрировать локальные сети объектов в общую инфраструктуру.

В качестве примера приведем структуру одного из ведомственных учреждений, для которого инженеры компании «КРОК» создали корпоративную сеть передачи данных (КСПД) — более 500 объектов и 5000 абонентов. Организация единой корпоративной сети передачи данных позволила интегрировать локальные сети площадок в общую среду, ставшую основой для работы прикладных сервисов, в том числе телефонии.

Помимо очевидного преимущества IP-телефонии — экономии на звонках и городских линиях, можно отметить, что благодаря использованию единого номерного плана сокращается время дозвона (менее 1 с) и повышается оперативность взаимодействия между подразделениями: больше нет необходимости использовать мобильную связь или внешние городские телефонные сети – достаточно нажать пару клавиш на стационарном телефоне. Во всех локальных отделениях установлено одно и то же оборудование, благодаря чему связь организуется единообразно и везде доступен одинаковый телефонный функционал (аналоговые и SIP-абоненты, внешние интерфейсы FXO и PRI для соединения с городскими сетями).

Отдельно стоит обратить внимание на принцип обработки вызовов: не всегда целесообразно проводить их через центральный объект, особенно если объекты раскиданы от Калининграда до Сахалина. В таком случае лучшим вариантом будет архитектура распределенной обработки — от локальных объектов к региональным. А оснащение малых объектов аналоговыми голосовыми шлюзами позволяет минимизировать количество обрывов связи на линии.

В принятой архитектуре обработка вызовов происходит независимо в управлении каждого из региональных подразделений. Оборудование локальных отделений подключается к оборудованию подразделений в режиме Local Regeneration Mode. В этом режиме управление вызовами между SIP-телефонами и аналоговыми линиями локального отделения осуществляется в управлении регионального подразделения, а при обрыве связи с ним автоматически передается оборудованию локального отделения.

По оценкам Accenture Consulting и Всемирного экономического форума, именно транспортная отрасль в будущем станет главным бенефициаром цифровизации экономики и внедрения новых технологий. По данным исследования, проведенного в 2016 году, до 2025 года потенциал экономического роста этой отрасли превышает 1,5 трлн долларов, а положительный эффект для общества может достигнуть 2,4 трлн долларов.

Очевидно, что достичь таких впечатляющих результатов сегодня возможно только с помощью модернизации привычных бизнес-процессов и внедрения новейших технологий — систем интеллектуального видеонаблюдения и видеоаналитики, центра оперативного реагирования на внештатные ситуации (сбои в движении транспорта, поломки билетопечатающих автоматов, нетипичное поведение пассажиров), систем внутренних коммуникаций и пр.