По мере того, как аппаратное обеспечение становится массовым, а ключевым дифференцирующим фактором для интеллектуальных устройств все чаще оказывается программное обеспечение, разработчики традиционного оборудования сосредоточивают свои усилия на создании необходимых для его функционирования программ, которые все в большей степени определяют ценность интеллектуальной собственности (IP) на их продукты. Став действующими лицами этого эволюционного процесса, производители оборудования сталкиваются с теми же задачами, что и разработчики традиционного ПО: необходимо обеспечивать защиту интеллектуальной собственности, контролировать соблюдение лицензионных соглашений и отслеживать жизненный цикл продукции. А для управления всеми этими процессами им требуется масштабируемая внутренняя система.

Всеобщая связность Интернета вещей привела к появлению новых угроз, в связи с чем защита интеллектуальной собственности от краж, компьютерного пиратства, неправомерного использования или обратного инжиниринга (это важнейшие аспекты в монетизации программного обеспечения) становится одним из ключевых приоритетов для производителей оборудования. Однако наряду с новыми рисками Интернет вещей создает и новые возможности. В частности, поддержка средств соединения позволила реализовать инновационные бизнес-модели и предложить заказчикам сервисы самообслуживания с возможностью контроля за их использованием. Благодаря подключению устройств к сети, производители могут осуществлять доставку программного обеспечения и управлять регистрацией пользователей без необходимости делать это вручную и без дополнительных расходов на лицензирование. В итоге им удается еще быстрее и проще выводить на рынок новые продукты и представлять новые функции.

Вездесущее программное обеспечение

Пока производители оборудования примеряли на себя роль разработчиков программного обеспечения, их заказчики превратились в опытных пользователей Интернета, которые на основании личного опыта убедились в удобстве систем самообслуживания (Self-Service Software) и модели оплаты по фактическому использованию (Pay-For-What-You-Use). Теперь они хотят, чтобы все используемое ими программное обеспечение не отличалось — с точки зрения развертывания и лицензирования — от ПО потребительского класса. Производители «умных» устройств уже поняли, что практикуемая ими ранее модель лицензирования One-Size-Fits-All Licensing, когда вид использования не учитывался, утратила свою актуальность и фактически лишает их конкурентоспособности. Поэтому они начали изыскивать альтернативные возможности повышения степени удовлетворенности клиента и создания новых источников увеличения доходов.

Производители «умных» устройств могут почерпнуть немало идей у разработчиков программного обеспечения, успешно внедряющих лучшие практики монетизации ПО для защиты своей интеллектуальной собственности и увеличения доходов. Связность Интернета вещей позволяет реализовать новый потребительский опыт с использованием программного и аппаратного обеспечения, уже установленного у заказчиков. Лицензирование отдельных функций (Feature-based Licensing) и управление правами (Entitlement Management) позволяют поставлять разным категориям заказчиков один и тот же продукт с разной функциональностью и по разным ценам, а затем в удаленном режиме осуществлять модернизацию своих продуктов. Кроме того, возможность удаленного обновления уже установленного у заказчика продукта и расширения его функциональности приводит к постепенному отказу от привычки устанавливать продукты «раз и навсегда» и помогает уменьшить негативный эффект от...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.
Купить номер с этой статьей в PDF