Дмитрий ГаньжаЦентры обработки данных в привычном понимании как место сосредоточения оборудования уходят в прошлое — они все в большей степени становятся виртуализированными и программно определяемыми. Однако смещение акцента на сервисы и приложения хотя и затеняет, но не отменяет значения инженерной и вычислительной инфраструктур — без их высокого технического уровня развития такое изменение парадигмы было бы просто невозможно.

Прежде всего необходимо обеспечить эффективную физическую инфраструктуру, при этом ее инженерная и вычислительная части представляют собой все более тесно интегрированный комплекс архитектурных, механических, электрических и электронных элементов. Одно из частых следствий такой тенденции состоит в том, что серверная (а тем более ЦОД) больше не может рассматриваться как еще одно помещение в здании, где просто установлены компьютеры. Осознание этого факта нашло отражение в проекте первого отечественного стандарта на ЦОД «Центр обработки данных. Инженерная инфраструктура. Стадии создания», где делается акцент на порядке, составе и содержании работ при построении инженерной инфраструктуры (см. подробнее новостной материал Александра Барскова «Первый национальный»).

С повышением вычислительной плотности и, как следствие, ростом тепловыделения возрастает потребность в охлаждающих мощностях. Для минимизации затрат проектировщики центров обработки данных прибегают порой к весьма экзотическим решениям — например, размещают ЦОД на глубоководье, чтобы охлаждение осуществлялось морской водой, или в шахтах и штольнях, где не требуется возводить стены (см. подробнее статью Александра Барскова «Этот чудесный подземный и подводный мир… ЦОДов»).

В наибольшей степени тенденция к интегрированному подходу проявляется, естественно, на уровне вычислительных систем в виде конвергентных решений, дальнейшим развитием которых являются гиперконвергентные устройства. Если конвергентные решения имели по сути традиционную архитектуру и представляли собой конгломерат из обычного оборудования и программного обеспечения, то гиперконвергентные объединяют вычислительные ресурсы и ресурсы хранения в общий пул, при этом они изначально рассчитаны на поддержку виртуальных сред и флеш-технологий. В результате вычисления и хранение составляют один общий уровень, а масштабирование может осуществляться небольшими блоками путем увеличения узлов в кластере (см. подробнее статью автора «Гиперконвергенция: ИТ-инфраструктура на раз, два, три»).

Шумиха вокруг гиперконвергентной инфраструктуры отражает стремление распространить подход, который принес успех Amazon, Google и Facebook, на ЦОДы меньшего размера. К этому подталкивает желание предприятий иметь гибкую ИТ-среду, которую можно было бы легко наращивать (или при необходимости свертывать). Если гиперконвергенция является своего рода «вариацией на тему», учитывающей такие специфические требования, как высокая надежность, то обобщенные серверные системы — это непосредственное воплощение подхода Facebook, который нашел отражение в спецификациях Open Compute Project (см. подробнее статью Сергея Орлова «Серверы для телекома»).

Насколько же российские ЦОДы отвечают современным требованиям? Об этом подробнее в статье Александра Барскова «Инженерная инфраструктура российских ЦОДов» и на очередном форуме «МИР ЦОД – 2016», который пройдет 24 мая в Event-холле «Инфопространство».