Дмитрий ГаньжаНа рынке структурированных кабельных систем время как будто остановилось. Еще в 1996 году в своей статье «Жизнеспособны ли кабельные системы Категории 6?» Давид Гальперович задавался вопросом, а нужна ли вообще Категория 6. Может быть, вполне достаточно Категории 5 (и сменившей ее Категории 5е)? И вот более 20 лет спустя ответ наконец-то получен. Таким специфическим приложением, для поддержки которого характеристик кабеля Категории 5е будет, скорее всего, не хватать, обещает стать 5 Gigabit Ethernet. Впрочем, есть риск того, что Категория 6 так и не дождется «своего» приложения, поскольку рабочая группа IEEE P802.3cb делает все возможное, чтобы обеспечить передачу 5 Гбит/с по кабелям Категории 5е.

Те, кто на рубеже веков установили в своем офисе и сертифицировали «улучшенную» Категорию 5е, могут ею пользоваться до сих пор (у большинства производителей сертификация подразумевает системную гарантию не менее 15 лет). И хотя за это время сменилось три — пять поколений активного оборудования, старая проводка все еще способна его эффективно поддерживать (зачастую даже 1 Гбит/с оказывается избыточной скоростью). Если что-то и может заставить поменять проводку в офисе, то это не ее моральное устаревание, а перепланировка.

Безусловно, Категория 6 имеет гораздо больший допуск «на дурака»: некоторые ошибки при монтаже прощаются благодаря значительному запасу по характеристикам. К тому же за прошедшие годы затраты на ее производство практически сравнялись с затратами на выпуск кабелей Категории 5е, так что некоторые производители отказались от изготовления последних. Однако многие заказчики, по крайней мере российские, до сих пор предпочитают устанавливать системы Класса D, не видя особого смысла в улучшенных характеристиках пусть и за небольшую дополнительную плату. Впрочем, Категория 6 имеет шанс не мытьем, так катаньем получить статус основной офисной проводки, поскольку в третьей редакции стандарта ISO/IEC 11801 проводку Класса D (с кабелями Категории 5е) планируется исключить из списка рекомендуемых для подобных применений.

Исторически сегмент СКС рос гораздо медленнее, чем ИТ-рынок в целом. Это явление было характерно как для мирового, так и российского рынка. Объяснение этому, собственно, дано выше: поскольку проводка способна поддерживать несколько поколений активного оборудования, продажи/закупки происходят реже. Вот только, увы, умеренный рост не избавляет от столь же стремительного падения, которое характерно для ИТ-рынка в целом. По предварительным данным BSRIA, за 2015 год спад российского рынка СКС достиг 30% (в валюте). Однако многие участники рынка считают эту цифру чересчур оптимистичной.

Как и в других сегментах, на рынке СКС происходили слияния и поглощения. Причем многие из тех, кто формировал российский рынок 20 лет назад, по-прежнему играют на нем заметную роль, хотя некоторые компании сменили и владельца, и название (а кое-кто успел уйти и вернуться обратно). Но текущий год может стать еще более серьезным испытанием, чем предыдущий. «Шансы 50:50 на то, что через год, когда мы встретимся, нас будет ровно половина», — заявил во время круглого стола по проблемам рынка СКС один из его участников (см. подробнее статью «Российский рынок СКС: нам бы год продержаться»).

Остается надеяться, что мрачные прогнозы не сбудутся, тем более что участники рынка собираются приложить для этого максимум усилий. И рынок снова успокоится, а на первый план выйдут технологические вопросы, ведь отсутствие изменений в технологиях только кажущееся.