Как построить СКС на летающей тарелке? Вопрос кажется абстрактным только на первый взгляд. Основные отечественные, американские и международные стандарты в области структурированных кабельных систем ориентированы на офисную и аналогичную ей недвижимость. Между тем разнообразие объектов, где требуется современная информационная проводка, этим далеко не исчерпывается: начиная c жилого фонда, образовательных и медицинских учреждений и заканчивая промышленными предприятиями, центрами обработки данных и, если уж зашла речь об НЛО, транспортом — везде нужна инфраструктура для передачи данных.

«Классические» стандарты на СКС, такие как ISO/IEC 11801, ANSI/TIA/EIA-568-C и 569-C, не говоря уже о российском ГОСТ Р 53246, не учитывают всех особенностей применения кабельных систем на упомянутых объектах. Только для некоторых них выпущены отдельные стандарты — например, ANSI/TIA-942-A на телекоммуникационную инфраструктуру для центров обработки данных или ANSI/TIA-570-C на телекоммуникационную инфраструктуру для жилых зданий. Однако множество других типов объектов как бы попадают в «слепую зону» органов стандартизации.

Что же делать проектировщику и монтажнику структурированной кабельной системы в подобной ситуации? Общий подход к проектированию СКС для таких «нетипичных латентных объектов» был рассмотрен на примере гостиниц Игорем Дорофеевым, экспертом-консультантом компании «АйКорд»: его мастер-класс «Особенности проектирования СКС для различных отраслевых решений» прошел в рамках «Ethernet-форума — 2015». О построении ИТ-инфраструктуры в отелях более детально рассказывалось в докладе «Специфика проектирования и построения ИТ-инфраструктуры гостиничного комплекса», с которым выступил Роман Федотов, технический директор компании «2В Сервис». Данная статья базируется на материале этих двух докладов.

Как построить СКС на летающей тарелке? Вопрос кажется абстрактным только на первый взгляд. «Классические» стандарты на СКС не учитывают всех особенностей применения кабельных систем на таких объектах, как гостиницы, спортивные сооружения, образовательные учреждения и т. д.
Как построить СКС на летающей тарелке? Вопрос кажется абстрактным только на первый взгляд. «Классические» стандарты на СКС не учитывают всех особенностей применения кабельных систем на таких объектах, как гостиницы, спортивные сооружения, образовательные учреждения и т. д. 

 

ГДЕ ВЗЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ?

Прежде всего, советует Игорь Дорофеев, необходимо выяснить, какие бизнес-процессы используются, насколько они зависят от информационных технологий и какова потребность ИТ в СКС. Вопрос только в том, найдется ли у заказчика сотрудник, который смог бы прояснить требования к будущему решению. Постороннему человеку не так-то просто разобраться во внутренней структуре компании, чтобы найти тех, кто отвечает за принятие важных ИТ-решений. По словам Романа Федотова, большая удача, если такие люди находятся, берут на себя ответственность, вникают в задаваемые исполнителем вопросы и сопровождают данный проект. Но даже если вам в этом повезет, надо еще провести правильно интервьюирование, чтобы получить всю необходимую информацию.

Помимо заказчика, свое видение того, каким должно быть решение, могут предлагать и смежники, и соисполнители проекта. Наличие множества участников процесса постановки задачи (в случае отелей это инвестор, строители, будущий оператор, провайдеры гостиничных услуг) приводит к необходимости согласования зачастую противоречивых требований, поскольку у разных участников проекта — разные задачи. Например, у инвестора — минимизация вложений для начала работы предприятия, у оператора — соблюдение корпоративных стандартов и т. д.

Наличие корпоративных стандартов (обычно они имеются только у крупных гостиничных сетей) было бы несомненным подспорьем для проектировщика. Помимо них, будут полезны любые руководства, инструкции, технические документы, где отражена специфика объекта. Кроме того, у вендора может иметься опыт поддержки соответствующих проектов, которым также можно воспользоваться. Наконец, при наличии хороших отношений с коллегами по отрасли можно попросить совета у них. Как бы то ни было, всю необходимую информацию нередко приходится собирать по крохам, поскольку она нигде не аккумулирована.

Игорь Дорофеев предлагает следующий алгоритм действий:

  • идентифицировать функциональные зоны, которые существуют в здании;
  • выделить возможные приложения, сервисы, типы подключаемого оборудования;
  • определить требования, предъявляемые к СКС, и возможности ее реализации;
  • составить топологию системы, определить ее технические характеристики и особенности построения;
  • рассмотреть варианты расположения оборудования, трасс кабелей и кабельных каналов в функциональных зонах.

Однако предварительно необходимо тщательно изучить объект, где планируется развернуть СКС.

Помимо оказания стандартных услуг, гостиницы стремятся принимать конференции и семинары, для которых требуется соответствующая ИТ-инфраструктура. Так, в «Рэдиссон Блю Шереметьево» имеется 40 конференц-залов различной емкости
Помимо оказания стандартных услуг, гостиницы стремятся принимать конференции и семинары, для которых требуется соответствующая ИТ-инфраструктура. Так, в «Рэдиссон Блю Шереметьево» имеется 40 конференц-залов различной емкости

ГОСТИНИЦЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Для мини-отеля, гостиницы среднего класса или гостиничного комплекса могут быть востребованы совершенно разные решения, к тому же в каждом случае при проектировании и реализации возникают свои проблемы и трудности.

Мини-гостиница — это, как правило, небольшой частный бизнес. К СКС и ИТ его владельцы относятся, скорее всего, утилитарным образом, ориентируясь на распространенные способы подключения к Интернету или прокладки сети в квартире. Свое понимание технологий они проецируют на мини-гостиницу, предъявляя простейшие требования и рассчитывая на минимальные затраты, однако зачастую ожидают от решения слишком многого, и прежде всего речь идет о степени его надежности и автоматизации. Дело в том, что мини-гостиница не может себе позволить содержать в штате хотя бы одного ИТ-сотрудника — в лучшем случае это будет приходящий специалист, который к тому же не всегда обладает достаточной квалификацией.

У гостиниц среднего класса возникают другие проблемы. В западных странах заказчик, нанимая профессионалов, полностью им доверяет, контролируя лишь достижение требуемого результата. Российские же инвесторы вмешиваются в процесс создания решения, постоянно ищут какой-то подвох и пытаются произвести оптимизацию на ходу со всеми очевидными последствиями: как говорится, скупой платит дважды, а недоверчивый дурак — трижды.

Крупные гостиницы — это зрелые в бизнес-плане предприятия, а то и целые сети. В их бизнес-процессах больше порядка, а сами процессы документально формализованы. Масштабный гостиничный комплекс представляет собой многофункциональное предприятие, где имеется множество зон различного назначения: помимо собственно номерного фонда, таковыми могут быть зоны отдыха и спорта, инфраструктура питания, конференц-залы и бизнес-центр, коммерческие площади, отданные под магазины и сервисные точки, служебные и офисные зоны, технические помещения. Сетевой оператор зачастую применяет жесткие корпоративные стандарты, отступать от которых нельзя ни на шаг.

Корпоративный стандарт — документ, где в подробностях описывается, что и как должно быть сделано. Эти нормы необходимо строго соблюдать, иначе сдать объект и получить правильно настроенную — по стандартам данной гостиницы — сеть будет очень сложно. (Впрочем, при франчайзинге могут быть послабления для технических решений.) Как вспоминает Роман Федотов, однажды им пришлось покупать подходящие коммутационные шнуры у стороннего производителя, потому что у выбранного поставщика не было шнуров пяти-шести разных цветов, как того требовал стандарт: зеленого — для гостевого сегмента, синего — для административного, оранжевого — для Wi-Fi, желтого — для телефонии, черного — для видеонаблюдения и т. д.

Кроме того, необходимо учитывать не только размер гостиницы, но и ее тип: обычный отель, загородный, клубный или капсульный, хостел или мотель и т. п. Так, в случае загородного отеля возможно кампусное построение сети. На предъявляемые требования к техническому решению могут оказывать влияние сервис гостиницы («звездность», категория), способ управления (сетевая, частная, франшиза) и т. п. Все это говорит о том, что типовых решений без учета конкретного назначения отеля по выполняемым функциям не существует.

Для мини-отеля, гостиницы среднего класса или гостиничного комплекса могут быть востребованы совершенно разные решения. Так, в случае загородного отеля возможно кампусное построение сети
Для мини-отеля, гостиницы среднего класса или гостиничного комплекса могут быть востребованы совершенно разные решения. Так, в случае загородного отеля возможно кампусное построение сети

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

Несмотря на наличие корпоративных стандартов (а зачастую и вследствие их наличия) одним из самых сложных вариантов объекта для проектировщика и интегратора является стандартный сетевой отель гостиничного комплекса, где имеется множество помещений различного функционального назначения. В этом состоят и сложность, и привлекательность задачи (если отвлечься от финансовой стороны вопроса).

Зачастую единственный администратор обслуживает одну, а то и две расположенные рядом гостиницы
Зачастую единственный администратор обслуживает одну, а то и две расположенные рядом гостиницы

Номерной фонд — то, ради чего строится гостиница. Большинство номеров в таких отелях стандартные. Кроме них, могут быть выделенные, президентские, сдвоенные и прочие. Отдельная инженерная задача — выполнение требований, предъявляемых к номерам для маломобильных групп населения (МГН). При подготовке сочинской Олимпиады произошла настоящая революция в отечественных стандартах, и все требования в области МГН были подтянуты к зарубежным практикам.

Нередко на момент проектирования известна лишь планировка номеров. Все остальные данные появляются позже, причем иногда работы уже идут полным ходом и стены возведены. В результате готовый проект приходится переделывать или дополнять, чтобы каким-то образом устранить возникшие расхождения. Например, заранее может быть известно лишь то, что в номере должно быть три порта локальной сети, но где именно они должны находиться, исполнитель узнает, только когда проект реализован на 80–90%.

Обычно все этажи (за исключением тех, где находятся служебные помещения) являются типовыми, что сильно упрощает задачу проектировщика. В целом, как отмечает Игорь Дорофеев, номерной фонд делается достаточно просто: «типовые номера расставляются как кубики». Это упрощает задачу. А усложняет ее наличие множества разных многофункциональных зон. Топология кабельной системы зависит от особенностей каждой функциональной зоны. В таком случае хорошим решением является зонирование — одна распределительная область (Zone Distribution Area, ZDA) на один номер или несколько номеров.

Кроме того, повышенное внимание заказчик уделяет входной группе, включая фойе и лобби, и местам отдыха — это визитная карточка отеля. Как говорится, по одежке встречают: каким будет первое впечатление гостя, таким во многом и останется память об отеле.

В гостинице все делается для удобства и комфорта клиента, поэтому особое значение придается дизайну всех зон, где бывают посетители: инфраструктурные помещения для питания, спорта и отдыха, конференц-залы, бизнес-центр и т. п. Что же касается служебных и технических помещений, то для них площадь выделяется по остаточному принципу, и, поскольку места обычно не хватает, возникают дополнительные трудности. Так, кросс порой приходится устанавливать в закутке, используемом горничной, а значит, необходимо компактное и удобное в эксплуатации решение.

Характерным примером трудностей, возникающих из-за нехватки места, является обустройство инженерных коммуникаций (как проводных, так и Wi-Fi), которые должны располагаться в коридорах, поскольку гостиничные номера — это территория, недоступная для сервиса и обслуживания в процессе эксплуатации. Коридор обычно достаточно узкий — от 1,2 до 1,5 м. Запотолочное пространство тоже не очень просторное: архитекторы стремятся «открыть» воздух и стараются сделать потолок выше. Поэтому за пленумное пространство идет настоящая битва между смежными проектными организациями, а в дальнейшем и между различными эксплуатирующими службами, а плотная набивка кабелями затрудняет эксплуатацию систем.

МЫ СТРОИЛИ-СТРОИЛИ

Отсутствием технического задания и актуальных данных трудности проектирования не исчерпываются (см. также врезку «Специфика проектирования гостиниц»). Однако, несмотря на все сложности, если исполнитель хочет реализовать проект, работы по проектированию желательно выполнить как можно более качественно. Важно составить максимально полное ТЗ и понять, что же реально требуется гостинице. Но как бы тщательно ни была выполнена предварительная подготовка, это не гарантирует отсутствия изменений впоследствии, иногда уже в ходе выполнения работ.

 

Специфика проектирования гостиниц

Гостиница, конечно, не центр обработки данных, но тоже работает в круглосуточном режиме семь дней в неделю. Чтобы неожиданно не отказал сервер, что помешает поселить гостей, при проектировании следует предусмотреть необходимые элементы для обеспечения резервирования, отказо-

устойчивости и надежности реализуемого решения. Так, если коммутатор на магистрали локальной сети выйдет из строя на неопределенный срок, работа гостиницы застопорится. Поэтому в ядре необходимо предусмотреть несколько коммутаторов, чтобы доступ был возможен по нескольким соединениям, у сетевого оборудования имелось несколько блоков питания, питание подавалось от разных вводов и т. д.

Помимо стандартных услуг по размещению гостей, все гостиницы стремятся проводить у себя конференции и семинары с большим количеством участников, которые заполняют залы, рестораны и переговорные. При строительстве отелей количество точек доступа рассчитывается приблизительно, что впоследствии затрудняет эксплуатацию. К тому же на стадии проектирования обычно отсутствует возможность провести полноценное тестирование предполагаемого решения. Даже если выездное тестирование, например Wi-Fi, осуществить удается, то условия, в которых оно выполняется (только голый бетон и опалубка), не соответствуют тем, которые будут на готовом объекте. В результате потом начинаются проблемы с сигналом: или стена возведена не там, где предусматривалось, или вместо гипса использовался бетон и т. д.

Проблема усугубляется тем, что до ввода гостиницы в эксплуатацию проходит несколько лет. За это время могут смениться стандарты и технологии. Например, в соответствии с корпоративным стандартом гостиничного оператора на момент проектирования было запланировано создание беспроводной сети на базе точек доступа стандарта 802.11g, но за время проектирования и строительства актуальным стал стандарт 802.11n. Если есть возможность, желательно согласовать с заказчиком изменение корпоративного стандарта, что позволит ему получить современную сеть на момент начала эксплуатации.

Впоследствии операторам приходится привлекать специализированные компании для расстановки дополнительных точек доступа. Многие гостиницы уже через год-два после завершения строительства начинают модернизировать свои сети Wi-Fi в этих помещениях. Это касается не только вновь построенных: некоторые отели, по словам Романа Федотова, модернизировали свои сети Wi-Fi уже по три-четыре раза.

Устанавливаемое оборудование должно быть рассчитано на долговременную работу в неизменной конфигурации, поэтому требуются проверенные решения с большой наработкой на отказ и с поддержкой передовых технологий. Как правило, после инсталляции и конфигурации устройств изменения вносятся очень редко. Однако, если что-то случается, нужно быстро локализовать проблему и оперативно ее устранить, поэтому желательно наличие договора о расширенной поддержке оборудования. Между тем очень часто бывает, что через год после сдачи объекта, когда стандартная гарантия заканчивается, гостиница остается без какого-либо сервисного обслуживания, и если что-то ломается и оборудование нужно заменить, возникают немалые трудности.

Даже крупные отели располагают крайне ограниченным количеством специалистов, обслуживающих ИТ-системы. Зачастую единственный администратор обслуживает одну, а то и две расположенные рядом гостиницы. Поэтому функционал решения должен быть простым.

 

От подготовки проекта до сдачи объекта в эксплуатацию проходит в среднем от трех до пяти лет. За это время инвестор может сменить назначение здания, у гостиницы поменяется оператор и т. д. Как рассказывает Роман Федотов, был случай, когда отель перепроектировали четыре раза: изначально планировалась большая плотность номеров, потом пять верхних этажей инвестор решил переделать в апартаменты, затем пришлось вносить изменения с учетом требований нового оператора (заказчик захотел продать гостиницу) и т. д.

Чтобы неожиданно не отказал сервер, что помешает поселить гостей, при проектировании следует предусмотреть необходимые элементы для обеспечения резервирования, отказоустойчивости и надежности реализуемого решения
Чтобы неожиданно не отказал сервер, что помешает поселить гостей, при проектировании следует предусмотреть необходимые элементы для обеспечения резервирования, отказоустойчивости и надежности реализуемого решения

Уже в процессе реализации проекта могут добавиться летнее кафе, помещение для спортинвентаря, хозяйственные блоки, которые необходимо объединить в одну сеть; для охраны понадобится сделать периметральное видеонаблюдение и т. д. Проект расширяется, и это хорошо, поскольку появляется дополнительная возможность заработать, но те решения, которые были рассчитаны для определенного объекта, могут оказаться недостаточными или неподходящими. Например, для ядра сети могут потребоваться более мощные коммутаторы, потому что иначе не хватит оптических магистральных портов или пропускной способности.

Отдельную проблему представляет стыковка с подсистемами, которые проектировались другими подрядчиками, что зачастую не учитывается ни одной из сторон. Помимо информационных систем, имеется много других: пожарная и охранная сигнализация, система оповещения при нештатных ситуациях, шлагбаумы на воротах и т. д. — все это может делать другая компания. При этом для их поддержки могут потребоваться соединения или порты, которые не были предусмотрены. На такие случаи должно иметься определенное количество дополнительных портов (а таких ситуаций почти наверняка не избежать): для СКС Игорь Дорофеев рекомендует иметь в запасе 15–20% портов. Сделать это нужно обязательно, несмотря на желание инвестора сэкономить, потому что после отделки замена уже будет невозможна: «Заделают стены и потолки номера, и проводка, декларируемая сменяемой, станет несменяемой».

Наличие множества смежников ставит интегратора в зависимость от их действий. Так, понятие «строительная готовность» стало едва ли не ругательным выражением. Часто строители работают неритмично, поскольку, например, им вовремя не заплатили. Как бы то ни было, приходится подстраиваться, и количество людей на площадке может быть разным: от одного-двух человек до нескольких десятков, особенно если подходит срок сдачи объекта.

Как заключает Роман Федотов, нужно максимально «погрузиться в проект» — формальный подход не подойдет, потому что перестроить гостиницу или даже проложить дополнительный провод станет уже невозможно. А обвинять будут исполнителя: что-то не заложил, не предусмотрел, не договорился. Поэтому проектировщики должны очень внимательно осуществлять подготовку проекта.

КЛИЕНТ ХОЧЕТ РАССЛАБИТЬСЯ

Какие бы сложности ни возникали у проектировщика и исполнителя, постоялец не должен ощущать неудобств, а предоставляемые сервисы должны соответствовать его ожиданиям: надежный доступ к сервисным услугам, простое и понятное пользование сервисами.

Придя в номер, гость хочет расслабиться, если нечем больше заняться: включить телевизор или войти в Интернет (причем доступность последнего через Wi-Fi превратилась за последние годы в ключевой критерий выбора отеля при прочих равных условиях). Таким образом, ИТ-технологии и их доступность приобретают все большее значение. Поскольку клиента нельзя беспокоить эксплуатационными или ремонтными работами, решение должно быть максимально надежным.

Де-факто информационные системы и сервисы гостиницы делятся на клиентский и служебный сегменты. Если гостям достаточно предоставить телефонную связь, телевидение и доступ в Интернет, то для обеспечения функционирования гостиницы в служебном сегменте наряду с телефонной связью и передачей данных необходимо реализовать системы безопасности и диспетчеризации, автоматизации и управления, в том числе сейфом, холодильником, замками, а также мультимедийной системой (рекламно-цифровые вывески).

Все чаще эти сервисы — как клиентские, так и служебные — базируются на IP, поэтому кабельная система должна быть способна поддерживать их.

Дмитрий Ганьжа — главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: diga@lanmag.ru.