Реклама

Переход развитых стран к новой, цифровой экономике для нашей страны совпал с очень непростым экономическим периодом. Из-за дефицита средств многие компании сокращают расходы на ИТ. Но вместе с тем именно Более того, ИТ являются основой цифровизации бизнеса и реализации новых бизнес-моделей, способных повысить конкурентоспособность компаний и обеспечить им процветание.

 

Современные ИТ могут помочь решить такие типичные для кризиса задачи, как сокращение офисных площадей, расходов на командировки и пр. Эту тему мы планируем продолжить в следующих номерах «Журнала сетевых решений/LAN», в том числе приводя примеры проектов, которые рассчитываем получить от вас, наших читателей.

 

Руководство по выживанию (процветанию) с помощью ИТ

 

КАК ИЗМЕРИТЬ (ПОВЫСИТЬ) ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Одна из самых значимых статей расходов, особенно в крупных городах, связана с арендой офисов. Как повысить эффективность используемых площадей и/или снизить расходы на их содержание?

В идеале, чтобы повысить отдачу от чего бы то ни было, для начала не мешает определить текущие показатели — другими словами, оценить, насколько эффективно используются арендованные площади. Для этого на рынке имеются инновационные инструменты, правда, их внедрение потребует дополнительных расходов, что может оказаться невозможным в нынешних условиях. Тем не менее о наличии таких инструментов полезно знать.

Развернув в офисе сеть датчиков присутствия и установив ПО для анализа собираемой информации, можно будет точно установить, в какой степени загружено то или иное рабочее место. Датчики могут быть интегрированы в светодиодные светильники, которые будут получать электропитание по технологии PoE через структурированную кабельную систему. По тем же каналам Ethernet будет собираться информация с датчиков.

Более того, имеющиеся на рынке решения предполагают интеграцию в такие светильники и других датчиков — например, температуры, влажности, освещенности. Собираемая ими информация может использоваться различными системами, в частности интеллектуальными средствами освещения, для регулировки мощности отдельных светильников или их отключения в случае, если комната пуста или рабочее место, находящееся у окна, в дневное время получает достаточно света для комфортной работы.

Кроме того, собираемая информация может использоваться для регулирования системы кондиционирования. Когда по завершении рабочего дня комната пустеет, температура может снижаться, а, скажем, за полчаса до начала рабочего дня — повышаться до уровня, который будет комфортен для сотрудников. Примеры внедрения подобных решений за границей показывают, что экономия электричества достигает 70–75%, а в некоторых случаях 90%. Поэтому расчет общей стоимости владения (TCO) может показать существенное снижение затрат на содержание помещения в течение нескольких лет, что оправдает первоначальные затраты на внедрение подобных систем.

ИТ ВМЕСТО КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ

Но, хотя тема экономии электричества тоже весь актуальна, мы несколько отвлеклись от заявленной темы экономии средств на аренду площадей. Предположим, что экономическая ситуация вынуждает вас сократить арендуемые площади или вообще закрыть офис. Современные ИТ-технологии позволят вашим сотрудникам работать из дома или из любого другого места точно так же, как из офиса. Например, технологии виртуального рабочего места — «рабочее место как сервис» (Desktop as a Service, DaaS) — дают возможность получить весь необходимый функционал офисного ПО в любом месте. При этом в качестве клиентского устройства может выступать устаревший ПК, недорогой мини-компьютер (ценой 4–5 тыс. руб.) либо планшет с ОС iOS, Windows или Android. Основные вычислительные мощности для такого рабочего места обеспечиваются виртуальным сервером, на который и устанавливается набор наиболее востребованного лицензионного офисного программного обеспечения.

Реализация такого рабочего места может пригодиться не только при сокращении офисных площадей и переводе части сотрудников на надомную работу, но и в других ситуациях — скажем, вместо того чтобы модернизировать компьютеры для поддержки новых приложений. Дорогостоящее обновление компьютерного парка можно будет отложить, дав морально устаревшим ПК «новую жизнь» с помощью технологий виртуализации. Кроме того, виртуализация рабочего места эффективна при найме нового сотрудника на испытательный срок: он может использовать свой планшет или ноутбук либо поработать за пустующим рабочим столом с устаревшим ПК. Еще одно очевидное применение — для мобильных сотрудников, работающих «в поле» или находящихся в командировке.

Решение DaaS может быть реализовано в частном облаке самой компании, однако для развертывания такого облака потребуются немалые средства. В условиях кризиса может оказаться привлекательнее получить DaaS как услугу от провайдера, благо таких предложений на рынке немало. Стоимость DaaS с типовым набором офисного ПО (Microsoft Office) — 1–2 тыс. руб. в месяц. Ну а клиентское устройство в этом случае можно вообще не приобретать, задействовав имеющийся ПК или разрешив сотруднику использовать его собственный ноутбук.

Кстати, возможность экономии за счет использования сотрудниками собственных устройств для рабочих целей (например, в рамках концепции BYOD) также не стоит сбрасывать со счетов. По прогнозу Gartner, к 2017 году 38% компаний вообще перестанут закупать технику для своих сотрудников. Мало того, столь любимые молодежью гаджеты по своим вычислительным возможностям зачастую не уступают настольным «ветеранам» — молодые сотрудники часто требуют от работодателей разрешить использовать их для работы вместо «нелюбимых» ПК.

Помимо существенного снижения расходов (на закупку/модернизацию оборудования, его администрирование и обслуживание), возможности оперативной организации новых полноценных рабочих мест и обеспечения мобильности сотрудников, технологии виртуализации рабочих мест дают еще ряд преимуществ. Чаще всего это повышение надежности ИТ-сервисов (отказоустойчивость ЦОДов, где развернуты обеспечивающие услугу серверы DaaS, как правило, гораздо выше, чем серверных комнат и обычной офисной ИТ-системы), удобство администрирования, а также возможность оперативно установить дополнительное ПО или обновить используемое. Обычно провайдер может обеспечить и более высокий уровень информационной безопасности, правда, «обратная сторона медали» — повышение рисков при передаче информации по каналам связи до провайдера.

АТС В ОБЛАКЕ

Помимо собственно офисных приложений, для нормальной работы также необходимы расширенные коммуникационные средства, особенно функции бизнес-телефонии. В кризис привлекательной выглядит возможность получения таких функций из облака, например с помощью облачной АТС. Соответствующих предложений на рынке достаточно — на разный вкус и кошелек. Если взять, например, наиболее популярное предложение компании «Манго Телеком» (одного из лидеров на рынке услуг облачных АТС) — виртуальную АТС Mango Office, вариант «Расширенный», то приблизительно сотня различных функций обойдется в 1500 руб. ежемесячно.

В эту сумму входит поддержка трех профилей сотрудников, каждый дополнительный профиль обойдется еще в 70 руб. Получается, что для офиса с 10 сотрудниками облачная АТС выйдет примерно в 2000 руб. в месяц. К этому еще надо добавить ежемесячную плату за выделенные городские номера (от 150 руб. в месяц с подключением от 990 руб.), а также оплату самих звонков (пакеты от 300 руб. в месяц). Но последние два пункта не зависят от модели получения сервиса: на базе своей собственной или облачной АТС.

Согласно расчетам, которые в изобилии имеются в Интернете, по совокупной стоимости владения (TCO) вариант с облачной АТС выгоднее установки собственной АТС только первые два-три года. Такой результат легко объяснить, учитывая, что стоимость офисной АТС составляет 50–100 долларов за порт, но при этом важно иметь в виду ряд моментов. Во-первых, при колебании курсов валют у поставщиков облачных сервисов гораздо больше возможности сохранять рублевые цены на прежнем уровне, чем у поставщиков оборудования. Как показало исследование, проведенное OSP Data в начале 2015 года, 56% поставщиков облачных сервисов оставили рублевые цены без изменения, а еще 7% заверили, что не будут менять их в течение года. И только 18% сервис-провайдеров проиндексировали цены с учетом резко изменившегося курса рубля относительно доллара и евро.

Во-вторых, подобные расчеты обычно не учитывают ту дополнительную гибкость, которую предоставляет облачный сервис. Эта гибкость обеспечивает возможность беспроблемного масштабирования сервиса, причем не только при увеличении числа сотрудников и расширении потребности в новых сервисах, но и в случае сокращений, часто случающихся — увы! — в условиях нестабильной экономической ситуации. Кроме того, облачный сервис чрезвычайно удобен при разного рода перемещениях и переездах компании в новый офис, что в наше время тоже не редкость. При использовании традиционной АТС переезд в новый офис означает необходимость ее демонтажа и развертывания на новом месте, что требует дополнительных временных и денежных трат. Облачный сервис «прозрачно» переезжает вместе с компанией.

Все вышеперечисленные преимущества относятся ко всем типам облачных сервисов, включая и сервис видео-конференц-связи. Однако количество таких предложений существенно меньше числа предложений по использованию виртуальных АТС. Нельзя сказать, что облачные ВКС получили большую популярность в России. Причин тому немало. Это и значительно большие инвестиции, необходимые на развертывание облачной платформы ВКС, и более высокие требования к каналам связи для получения качественной видеосвязи и т. д. Тем не менее сервис ВКС, по оценкам аналитиков OSP Data, имеет хорошие перспективы.

(НЕ)ДОРОГОЕ ВИДЕО

В сложные экономические времена, в кризис, все больше заказчиков обращают внимание на базовые преимущества видеосвязи: возможность проводить совещание удаленно позволяет существенно снизить расходы на командировки. Здесь следует отметить, что за последние два-три года системы ВКС стали в целом существенно более доступными, в том числе при развертывании собственной системы, а не только при обращении к облачной модели. Во многом это связано с появлением и все более широким использованием программных серверов многоточечной видеосвязи (MCU), в том числе развертываемых в виртуализированной среде.

Ранее для организации многоточечных ВКС использовались дорогие и сложно масштабируемые аппаратные комплексы, на которые приходилась значительная доля стоимости решений ВКС. Как показывает исследование OSP Data, популярность программных MCU стремительно растет: примерно 40% компаний, эксплуатирующих системы ВКС, уже используют программные MCU (остальные 60% по-прежнему ориентируются на традиционные аппаратные серверы). И это при том, что еще несколько лет назад программных MCU не существовало вовсе!

Помимо облачной модели, существуют и другие варианты, позволяющие пользоваться качественной видеосвязью при минимизации расходов. Это, в частности, аренда оборудования и использование студий ВКС. Согласно опросу, проведенному OSP Data в 2015 году, около 6% компаний планируют арендовать оборудование, включая терминалы, для проведения разовых организаций сеансов ВКС (два года назад таковых был только 1%). В 2015-м появились и желающие использовать услуги студий ВКС (Telepresence) — 2,3%, тогда как в опросе 2013 года данный вариант не выбрал ни один из респондентов.

Современная видеосвязь, безусловно, помогает решить и задачу сокращения расходов на офисные площади, которая обсуждалась выше. С помощью такой связи работник, находящийся дома, и его коллега или начальник в офисе смогут общаться так, как будто находятся в одной комнате. Видео в другой ипостаси, в системах Digital Signage, также может способствовать снижению затрат на аренду площадей, например, для предприятий розничной торговли.

ЦИФРОВЫЕ МАГАЗИНЫ

В качестве примера можно взять виртуальные примерочные. Если еще несколько лет назад соответствующие решения выглядели как «опытные образцы», то сегодня с развитием технологий формируемые ими изображения все больше и больше приближаются к реальному отображению человека в зеркале обычной примерочной. Такие системы распознают человеческое тело и поверх него «накладывают» трехмерные модели одежды, что позволяет пользователю виртуально примерить и оценить планируемую обновку. Они способны анализировать тип фигуры покупателя и выдавать рекомендации, подбирать одежду по стилю, марке, цене и другим характеристикам.

Новых возможностей для бизнеса, открывающихся благодаря появлению виртуальных примерочных, масса. Например, бутик в центре города может отказаться от большей части площади, оставив лишь небольшой зал или даже витрину с встроенной виртуальной примерочной. С помощью этой системы покупатель или покупательница подбирают нужные вещи, которые затем забирают в пункте выдачи товара, или же товары напрямую отправляются по указанному адресу. Таким образом сочетаются преимущества классического магазина (как, например, точки присутствия бренда) и интернет-торговли. При этом магазин существенно экономит на площадях, которые стоят совсем недешево (особенно в центре города).

Еще один пример экономии дорогостоящего места в городских центрах с помощью технологий Digital Signage — цифровые автосалоны. В таких салонах «живьем» выставляются всего одна или две машины, а весь ассортимент представлен посредством видео. Клиент может досконально изучить понравившуюся ему модель виртуально, а затем заказать уже реальное авто. В таких виртуальных выставочных залах установлены презентационные панели, показывающие авто во всех деталях, а также конфигурационные панели для подбора необходимых опций. Подобные салоны уже развернуты в Европе компанией Audi.

В целом системы Digital Signage способны кардинально изменить места взаимодействия с покупателем или клиентом, будь то магазин, банк, офис страховой компании, медицинское учреждение и пр. При этом могут быть решены не только задачи сокращения или повышения эффективности использования имеющихся площадей, но и множество других, включая автоматизацию и повышение качества обслуживания с попутным сокращением персонала.

 

А как вам помогли ИТ?

В этой статье мы приводим ряд примеров того, как современные ИТ могут помочь решить такие типичные для кризиса задачи, как сокращение офисных площадей, уменьшение расходов на командировки и пр. Предлагаем вам прислать примеры из вашей практики, показывающие, как ИТ помогли бизнесу «выжить», позволив решить острые проблемы, вставшие перед компанией.

Всем, кто поддержит этот проект и пришлет информацию, — презенты от редакции (сертификаты на подписку, приглашения на профессиональные мероприятия и другие приятные бонусы). Самые поучительные примеры мы обязательно представим в следующих номерах журнала.

Вопросы и информацию присылайте Екатерине Данильченковой по адресу: evv@osp.ru ( c пометкой «Выживание»).

 

КАК НЕ ПРОСПАТЬ ЦИФРОВУЮ РЕВОЛЮЦИЮ

Виртуальная примерочная и тем более цифровой автосалон — решения недешевые, поэтому их внедрение требует тщательного расчета и сопоставления затрат с экономией (на площадях) и выгодой. Но это как раз примеры той самой цифровой трансформации, которая охватывает мировую экономику. По прогнозу большинства экспертов, мы на пороге появления новой экономики — цифровой экономики данных, а те компании, которые не сумеют перестроиться, просто исчезнут с рынка. Например, по прогнозам Cisco, цифровизация бизнеса приведет к закрытию многих компаний: 4 из 10 лидеров рыночных сегментов будут вытеснены в ближайшие три года вследствие цифровой революции.

Каковы доказательства важности цифровой трансформации? Приведу лишь один факт. Широко известный теперь сервис Uber произвел настоящую революцию в такой, казалось бы, консервативной области, как услуги такси, в результате бизнес компании растет стремительно и на конец 2015 года ее капитализация оценивалась в 62,5 млрд долларов. Это больше, чем капитализация «Газпрома» — 54,8 млрд долларов (на конец 2014 года). К слову, за 2014 год капитализация газового гиганта упала примерно в два раза.

Как подготовиться к цифровой трансформации сегодня, когда большинство предприятий испытывают серьезные экономические трудности? Возможно, ответ лежит в предложенной Gartner концепции бимодальных ИТ, в основе которой — «раздвоение» ИТ-службы. Часть ресурсов (сотрудников и пр.) необходимо оставить для поддержания существующей (традиционной) ИТ-системы, а часть — выделить для внедрения инновационных решений, в том числе по цифровизации бизнеса. Традиционные решения должны обеспечить стабильность, или, в терминах этой статьи, выживание, а инновации — перспективу развития, или процветание в будущем.

В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые технологии и решения, которые могут оказаться тем «спасательным кругом», что не позволит вашей компании утонуть в бурлящем 2016-м. И не забывайте про новые подходы и модели внедрения ИТ, включая бимодальные ИТ и гибридные схемы, которые дадут возможность в рамках ограниченных бюджетов задействовать наиболее передовые решения, чтобы «не проспать» новую эру цифровой экономики.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.

Купить номер с этой статьей в PDF