Эндрю Хаг, вице-президент по системному инжинирингу в регионе ЕМЕА, PolycomВидеоприложения получают прописку на все большем числе настольных систем и мобильных устройств. А распространение таких технологий, как WebRTC, способно сделать видеосвязь действительно повсеместно доступной, в том числе для огромного числа сотрудников различных предприятий. Однако в корпоративной среде очень высоки требования к качеству и функциональности видео-конференц-связи, которая к тому же все чаще реализуется не сама по себе, а как один из интегрированных инструментов унифицированных коммуникаций и совместной деятельности (Unified Communications and Collaboration, UCC). В результате интеграции видео-средств функциональность рабочего места значительно повысится. О том, какие еще изменения видеотехнологии способны привнести в деловую жизнь и как изменятся они сами, мы поговорили во время форума «Бизнес-Видео – 2015» с Эндрю Хагом, вице-президентом компании Polycom по системному инжинирингу в регионе ЕМЕА.

Журнал сетевых решений/LAN: Каким вам видится будущее видео-конференц-связи? Продолжит ли ВКС развиваться как отдельное самостоятельное направление или полностью интегрируется в комплексные решения для объединенных коммуникаций (Unified Communications, UC)?

Эндрю Хаг: Видео-конференц-связь станет составной частью интегрированных решений, например бизнес-приложений, или традиционных сред объединенных коммуникаций, таких как Microsoft Lync или Skype for Business.

Привыкнув к удобству сотовой связи, пользователи ожидают, что смогут принять участие во встрече в любое время, во всяком случае из большинства мест, где они чаще всего находятся. Видео привносит дополнительное измерение в коммуникацию и во многих ситуациях дает преимущества.

Я вижу два пути: видео будет естественным образом включаться в приложения или станет частью инфраструктуры объединенных коммуникаций.

 

LAN: С распространением WebRTC не нужно будет создавать специальные решения для использования видео — достаточно привычного браузера. Вы рассматриваете WebRTC в качестве конкурента или как дополнение к традиционным решениям ВКС?

Хаг: Да, потенциальноWebRTC является конкурентом. Что дает WebRTC? Прежде всего демократизацию — видео становится доступным широкой аудитории. Если технология встроена в браузер, это повышает вероятность ее использования.

WebRTC предоставляет механизм UC (аудио, видео, обмен данными и контентом), но не имеет средств контроля вызовов, поэтому понадобится инфраструктура для его поддержки. Кто-то, например Polycom или ее партнеры, должен предоставить надстройку, службу каталогов, возможность интеграции в приложения.

WebRTC предназначен для индивидуального использования, вероятно, не более чем для двух участников, потому что ориентирован на ПК. Как я отмечал в своем выступлении на форуме, пока не все ясно относительно планшетов, поскольку Apple не намерена поддерживать эту технологию.

В традиционном офисе для участия в сеансе ВКС сотрудник направляется в переговорную, где должна состояться запланированная встреча между несколькими участниками. WebRTC вряд ли предоставит необходимое решение в ближайшие несколько лет, поэтому вам потребуется специализированная система с хорошими камерами и функциями контроля за этими камерами, а также с кадрированием и качественным звуком. Кроме того, необходимы средства для поддержки большой группы людей, но WebRTC вряд ли предоставит их в течение ближайших двух-трех лет.

Таким образом, эта технология будет и соперником, и помощником. С одной стороны, она конкурирует с персональными системами, с другой — дает возможность приобщиться к видео еще большему числу людей и тем самым способствует расширению рынка.

 

LAN: Согласно прогнозам Polycom, в самом скором времени видеосвязь станет самым популярным средством коммуникации в деловой среде. Но по сравнению, например, с электронной почтой у видео совсем другой набор возможностей…

Хаг: Я должен согласиться с тем, что электронная почта имеет свои преимущества. Например, мне сегодня потребовалось отправить презентацию, а с помощью видео это сделать невозможно. Я достаточно реалистичен, чтобы признать существование различных способов коммуникации и факт того, что видео подходит не для любой ситуации, точно так же, впрочем, как и электронная почта. Последняя прекрасно справляется с передачей больших объемов информации, но не так хороша для диалога — в этом случае следует предпочесть мгновенный обмен сообщениями или разговор по телефону.

Со временем мы увидим такие средства, как видеопочта (хотя это и не новинка), например, когда потребуется отправить особенно важное сообщение. Язык тела, выражение лица и т. п. — весьма существенная информация. Выбор зависит от того, что именно вы хотите передать, где находитесь, насколько срочным является сообщение и комфортно ли использовать видео.

 

LAN: Работники становятся все более мобильными, а наиболее популярные устройства — смартфоны и планшеты — имеют небольшой размер и не могут использовать все преимущества видео…

Хаг: Это, безусловно, так. Но дело не ограничивается мобильностью. Да, у планшетов небольшие экраны, однако они позволяют увидеть важные подробности: кто присутствует на совещании, насколько им интересна обсуждаемая тема и т. п. В результате ваше участие во встрече окажется более эффективным. А вот если обсуждение посвящено, например, деталям проекта нового отеля, вы получите больше информации при наличии полноразмерного экрана, поскольку в этом случае акцент смещается с людей на чертежи.

Таким образом, степень вашей вовлеченности и отдачи зависит от стиля и содержания встречи и может сильно варьироваться. По крайней мере, вы сможете присутствовать на совещании, и ваше участие будет более продуктивным, чем в случае использования только аудиосвязи.

 

LAN: Раз речь зашла о размерах экрана… В последнее время внимание к иммерсивным решениям снизилось, как и объемы этого рынка. Каковы, на ваш взгляд, перспективы данного направления?

Хаг: Хороший вопрос. Иммерсивная технология очень мощная. Для определенных категорий людей и типов общения она позволяет обеспечить наивысшее приближение к реальной встрече, потому что с ее помощью можно видеть в точности все действия и делиться разными видами информации, будь это бюджет на следующий год, прогнозы продаж, дизайн продукции и т. п. Она идеальна для совещаний руководителей.

Проблемой — не только для Polycom, но и для всей отрасли — стала дороговизна площадей. Иммерсивные системы часто размещаются в таких городах, как Лондон, Париж, Токио, где покупка и аренда помещений обходятся очень дорого. Если система не используется хотя бы 50% времени, ее приобретение и содержание не окупаются. Таким образом, дело не столько в самом решении, сколько в его обслуживании, а для заказчиков главной трудностью стало извлечение пользы не только из самой системы, но и из места, которое она занимает.

Спрос на такие системы есть, возможно, не такой, как ожидался. Тем не менее этот рынок будет развиваться.

 

LAN: Для каких категорий пользователей разрабатываются решения ВКС?

Хаг: Исторически видео-конференц-связь создавалась для руководителей высшего звена, но теперь она становится доступной всем сотрудникам организации. Как правило, применяются два подхода.

Для участия в видеовстрече можно зайти в переговорную. Контролируемая среда подходит для таких целей как нельзя лучше, но для этого человеку нужно покинуть свое рабочее место. Это снижает продуктивность, особенно если чье-либо участие во встрече требуется на короткое время, например, чтобы дать справку по конкретному проекту. Поэтому, я думаю, постепенно основным сценарием станет использование видео с персональных устройств, тем более что начальству обычно выделяются отдельные кабинеты.

Возможно, в офисах появятся небольшие отгороженные помещения, на одного-двух человек, куда сотрудник может зайти для проведения видеопереговоров. При этом их не придется бронировать, поскольку в результате удешевления инфраструктуры компания сможет себе позволить три-четыре такие комнаты. Кроме того, наряду с мобильными решениями будут более широко использоваться частично контролируемые среды.

 

LAN: Все большее распространение получают программные решения. Даже MCU теперь доступны в виде ПО. Как эта тенденция сказывается на деятельности Polycom?

Хаг: Тенденция использования программных решений на уровне инфраструктуры берет свое начало из нескольких источников. Один из них — перемещение инфраструктуры в центры обработки данных и переход на облачные вычисления. Это означает, что услуги могут предоставляться централизованно — из ЦОД. Последние должны обладать необходимыми вычислительными мощностями.

Это подводит нас к следующей тенденции. Мы подошли к этапу использования процессоров общего назначения. Еще пять лет назад серверы не обладали достаточной вычислительной мощностью для такой сложной обработки данных в реальном времени, какую выполняют MCU. Теперь это можно делать в виртуализированной среде, что является еще одной тенденцией.

Таким образом, с одной стороны имеются необходимые вычислительные ресурсы, с другой — все нужные технические предпосылки. Кроме того, заказчики рассчитывают таким способом контролировать свои затраты. Если я могу разместить больше коммуникационного оборудования в меньшем числе мест, то получаю возможность сэкономить, в особенности на администрировании.

Для нас это шанс ускорить процесс разработки. Мы продолжаем производить оборудование, оно является необходимым для поддержки некоторых протоколов и сетевых соединений. Так, например, ISDN хотя и исчез, но еще не окончательно, и в некоторых ситуациях без аппаратных клиентов не обойтись. Вместе с тем в будущем появится множество разработок, которые станут работать только в программной среде.

Взять, к примеру, WebRTC. На данный момент Polycom поддерживает WebRTC только в своей программной инфраструктуре. По мере появления новых функций и возможностей протоколов некоторые из них будут поддерживаться только в программной среде. Это позволяет нам двигаться быстрее — впереди рынка. Кроме того, функции или модули, разработанные для одной задачи, можно будет перенести в другую часть решения. В случае программных функций это сделать намного проще.

iPhone, iPad, серверы теперь отлично справляются с выполнением коммуникационных задач, причем они могут работать не с одним, а с множеством потоков видео, контента и данных. Таким образом, среда, технологии, ожидания пользователей, получаемый выигрыш делают программные решения очень привлекательными.

 

LAN: Большие Данные — одна из горячих тем ИТ. Видео порождает гигантские объемы данных, а видеоаналитика — один из драйверов рынка видеонаблюдения. Какого рода данные предоставляет Polycom RealPresence Analytics?

Хаг: В настоящее время аналитика используется преимущественно для подсчета числа участников ВКС в каждой из точек. Так, например, в случае трехсторонней конференции система определит, что в одной комнате три человека, во второй два, в третьей пять. Таким образом, мы будем знать, что 10 человек участвовали в конференции в течение часа. На основе этой информации можно оценить возможные затраты, если бы половине из этих людей пришлось съездить в командировку.

RealPresence Analytics позволяет определить, насколько широко используется система ВКС, где именно, какие переговорные чаще всего заняты или, наоборот, простаивают. Наличие такой информации позволит оптимизировать использование ВКС: быть может, какие-то комнаты для проведения видеосовещаний расположены неудобно или вовсе не нужны, а значит, оборудование из них можно перенести в другой офис, где они будут более востребованы.

Вместе с тем распознавание лиц не производится. С применением этой функции приходится быть очень осторожным, потому что необходимо учитывать требования местного законодательства в разных странах. Так, видеоконференцию можно записывать, но, например, в Германии необходимо предупредить об этом участников, как и о том, что факт их присутствия фиксируется. Поэтому пока мы ограничиваемся лишь подсчетом числа собеседников.

Кроме того, если встреча проводится в большом помещении, аналитика позволяет определить местоположение ее участников и правильно кадрировать каждого из них. Например, если в комнате, рассчитанной на 11 человек, находится всего трое, система сфокусируется на них и обеспечит правильное наведение камер (при использовании видеокамер EagleEye). Благодаря этому собеседникам не придется отвлекаться и брать в руки пульт ДУ, чтобы навести камеру, отрегулировать зум и т. д. Иными словами, та же самая технология, что используется для аналитики, обеспечивает больший комфорт при многосторонних встречах и освобождает участников от необходимости настраивать свою среду.

 

LAN: Ключевой темой прошедшего форума «Бизнес-Видео – 2015» была интеграция различных видеорешений — ВКС, Digital Signage и видеонаблюдения. Насколько перспективно такое направление?

Хаг: Интеграция осуществляется на нескольких уровнях. Отрасль использует множество общих стандартов сжатия видео и обработки потоков аудио и видео. Когда другой разработчик, например, систем видеонаблюдения, применяет те же технологии, импорт видео в ВКС и его воспроизведение значительно облегчаются.

На более высоком уровне по стеку протоколов — это использование в качестве общего коммуникационного протокола IP. Например, в телефонии при подключении сторонних удаленных устройств может применяться протокол SIP, даже если речь идет об устройствах другого производителя.

На самом верху, на уровне приложений, все наши продукты имеют API, с помощью которых приложения могут контролировать инфраструктуру и даже отдельные устройства. Так, если главным требованием является безопасность, система видео-конференц-связи будет взаимодействовать с приложением безопасности при помощи специально написанного модуля через API.

Таким образом, API предоставляют очень гибкий способ интеграции ВКС с приложениями.