Реклама

Причем обе рассматривались преимущественно в контексте оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру. Чтобы этого добиться, заказчикам вовсе не обязательно самим разбираться в достоинствах и недостатках отдельных решений и технологий — эту головную боль можно переложить на провайдера облачных услуг. Как подтвердила заключительная дискуссия, облачные сервисы становятся все более доступными как в смысле наличия и адекватности предложений, так и в плане их стоимости.

На российском рынке по-прежнему сохраняется диспропорция между спросом и предложением облачных услуг. С одной стороны, несмотря на обилие провайдеров, заказчики жалуются, что они не могут найти услуги, удовлетворяющие всем их требованиям. С другой стороны, недостаточный спрос не оправдывает развития провайдерами технологически сложных сервисов. Ситуацию на российском рынке мог бы поменять приход крупных мировых игроков. Именно такую цель и ставит перед собой компания Microsoft, которая на форуме «МИР ЦОД – 2015» впервые представила свою новую инициативу Cloud OS Network Russia, предусматривающую предоставление облачных услуг совместно с российскими провайдерами. «Мы хотим, чтобы облака в России преодолели уровень ясель и детского сада и доросли до нормального крупного бизнеса», — заявил в своем выступлении, открывавшем пленарное заседание, Олег Коверзнев, руководитель программы развития партнерских облачных решений в Microsoft.

Для заказчиков, особенно из регионов, фактор цены до сих пор остается решающим при выборе между покупкой сервера (или арендой выделенного) и приобретением виртуальных мощностей. Как отметил Игорь Дроздов, менеджер технической поддержки продаж из компании Linxdatacenter, высокотехнологичный сервис уровня виртуального ЦОДа будет какое-то время обходиться дороже, чем содержание собственных физических машин, но стоит учитывать, что, приобретая виртуальный ЦОД, заказчик получает и множество других услуг, в том числе поддержку, высокую доступность, возможность быстрого расширения ресурсов, чего нет при аренде физического сервера, поскольку его ресурсы ограниченны. К тому же, как показывают расчеты, виртуальная машина на базе Linxcloud обходится даже несколько дешевле сопоставимого по возможностям физического сервера, особенно если требуется, например, круглосуточная техническая поддержка.

Вместе с тем зачастую именно экономическая целесообразность оказывается главным аргументом в пользу перехода в облако. В управляющей компании Inventive Retail Group подсчитали, что в таком случае за три года им удастся сэкономить более 20%. «При прочих равных условиях этот довод оказался для нас самым убедительным», — рассказывает Василий Аникушин, руководитель отдела облачной ИТ-инфраструктуры. Под прочими равными условиями понималось соответствие инфраструктуры, сервисов и ответственности провайдера жестким требованиям со стороны заказчика. Убедившись в надежности провайдера, компания не побоялась перенести в облако такой критичный сервис, как корпоративная система управления ресурсами, и не ошиблась в своем решении — за три года не было ни одного критичного сбоя.

Нередко инициатором переноса приложений и инфраструктуры в облака становится именно бизнес-подразделение, а не ИТ-отдел. «ИТ-специалисты могут найти тысячу и одну причину в качестве доказательства того, что облака не нужны», — предостерегает Олег Коверзнев. Однако бизнес-задачи необходимо решать, поэтому руководство порой по своей инициативе размещает те или иные системы в стороннем ЦОДе или в облаке. В этой ситуации ИТ-отделу надо быть более гибким и, выбирая между облаком, собственным ЦОДом и гибридным вариантом, исходить из потребностей организации.

СЕРВИСЫ MICROSOFT ОТ РОССИЙСКИХ ПРОВАЙДЕРОВ

Несмотря на все усилия по пропаганде облачных сервисов и несомненную выгоду их использования, многие потенциальные потребители таких услуг относятся к ним с недоверием, сомневаясь в их надежности и безопасности. В частности, как отметил в своем выступлении, Кирилл Котляренко, специалист по технологической стратегии Microsoft, если о направлении развития таких крупнейших поставщиков услуг, как Amazon, Google и Microsoft, у них имеется хотя бы общее представление, то стратегия российских сервис-провайдеров остается для них неясной. Укреплению доверия и изменению положения дел в лучшую сторону должна способствовать инициатива Microsoft Cloud OS Network Russia.

COSN Russia является ответом Microsoft на текущую экономическую и политическую ситуацию. Сегодня заказчики опасаются хранить данные в ЦОДах иностранных компаний (как за пределами РФ, так и на территории России). Так что предложение о предоставлении облачных сервисов на платформе Microsoft из центров обработки данных российских провайдеров оказалось как нельзя более своевременным. Стратегически компания нацелена на продвижение собственных облачных услуг, однако на каждом рынке имеются свои препятствия. Поэтому, чтобы дать заказчикам возможность выбора, на общемировом уровне была принята программа Cloud OS Network (COSN): корпоративные клиенты могут воспользоваться публичными облачными сервисами от Microsoft, услугами местных провайдеров на базе тех же технологий или установить Azure Pack в своем ЦОДе.

Microsoft не просто вкладывает средства и предоставляет технологии, а фактически выступает в роли партнера для российских компаний. «Мы проходим вместе весь путь: от разработки архитектуры решения, детального продумывания и составления сервисного каталога до создания четкой дорожной карты развития сервисов, проработки всех аспектов, связанных с продажей, эксплуатацией, правильным маркетингом услуг — все делаем в тесной связке», — уверяет Олег Коверзнев.

В результате такие сервисы для бизнеса, как Azure, Office 365, Dynamics CRM Online (точнее, их функциональные аналоги), станут доступны из ЦОДов российских сервис-провайдеров. На данный момент в программе участвуют семь российских партнеров: «Крок», «Облакотека», «Ростелеком», «Электронная Москва», DataLine, Infobox, Softline.

Подход к реализация COSN Russia отличается от принятого в других странах более полным учетом особенностей местного — российского — рынка. Так, если в рамках глобального COSN предполагается предоставление только сервиса IaaS (аналог Azure), то в COSN Russia к нему добавлены Business Productivity (аналог Office 365) и Hosted Dynamics CRM (Dynamics CRM Online). «Это уникальное для Microsoft решение по созданию отдельной организационной структуры, работающей по принципу проектного офиса, принято именно исходя из особенностей сложившейся в России ситуации, — поясняет Олег Коверзнев. — В системном и плотном графике мы работаем с партнерами по модернизации имеющихся облачных сервисов и созданию новых, по выявлению слабых мест, когда выясняется, почему их сервис не пользуется тем спросом, которого заслуживает, как сотрудники компании взаимодействуют в процессе продажи этих услуг и т. д.».

Причины расширения программы для России связаны в том числе с тем, что продвижение двух последних сервисов сдерживается такими факторами, как запрет на хранение персональных данных за рубежом. Даже безотносительно к закону о персональных данных некоторые заказчики не готовы хранить электронные сообщения на американских серверах при использовании Office 365. Что уж говорить о системе взаимоотношений с клиентами, в которой накапливаются персональные данные о клиентах. Помимо расширения перечня сервисов, был устранен и ряд имевшихся в них недостатков. Так, в случае Office 365, поясняет Кирилл Котляренко, для использования коммуникационных средств на базе Lync фактически было необходимо установить у себя «свой маленький Lync», что никак не согласуется с облачным подходом, когда все необходимые сервисы предоставляются из облака. В случае COSN Russia сервис Business Productivity включает в себя телефонию из облака.

На момент презентации COSN Russia на форуме «МИР ЦОД – 2015» было доступно пять сервисов. Два из них предоставляются «Ростелекомом»: «Виртульный ЦОД» (IaaS) и «Виртуальный офис» (Business Productivity). Кроме того, услугу «Инфраструктура как сервис» предлагают Softline («Виртуальный дата-центр») и «Облакотека» (AzuRus), а Business Productivity — компания Infobox («Офис 24»). Еще 12 сервисов планируется запустить до 1 сентября 2015 года. Если услуги IaaS и Business Productivity будут предлагать все партнеры, то Dynamics CRM — лишь некоторые. Как можно видеть, названия услуг различаются. «Мы не хотим получить сеть одинаковых облачных платформ. С каждым партнером мы прорабатываем его позиционирование на рынке облачных услуг, чтобы было понятно, чем, например, облако «Крок» отличается от облака Dataline», — объясняет Олег Коверзнев. Во внимание принимаются такие особенности, как географическое расположение ЦОДа, имеющиеся каналы, вычислительные платформы, предоставляемые SLA, схемы ценообразования. Задача состоит в том, чтобы дать конечному заказчику возможность выбора оптимального сервиса под конкретную задачу, которую можно вынести в облако.

В Microsoft надеются, что своими усилиями они помогут партнерам развить бизнес до объемов, характерных для схожих по условиям рынков. В условиях, когда российские производители получают определенные преференции перед международными игроками, для отечественных провайдеров появляется уникальный шанс расширить свой облачный бизнес и достичь серьезных оборотов — в десятки миллионов долларов (против нынешних сотен тысяч, в лучшем случае, у крупнейших из игроков). «Потенциал развития облачных услуг достаточно большой, — уверен Олег Коверзнев. — В этом плане мы ничем не хуже Китая, Бразилии или ЮАР».

Сравнение функционала Azure и COSN Russia
Сравнение функционала Azure и COSN Russia

 

ЧТО ПРЕДПОЧЕСТЬ: КОЛОКЕЙШН ИЛИ ОБЛАКО?

Выбор услуг сервис-провайдеров достаточно широк — как по разнообразию сервисов, так и по их надежности и стоимости. Однако до сих пор немало предприятий отказываются от них по экономическим причинам. Как показало исследование «Облачные сервисы в России: спрос и предложение», которое провели OSP Data и «Журнал сетевых решений/LAN», в малых и средних компаниях — а именно они являются целевой аудиторией для публичных облачных сервисов — число недовольных текущими тарифами составляет около 40% (это второй по популярности аргумент после опасений относительно безопасности и надежности использования сервисов).

«Когда начнется снижение цен?» — так звучал вопрос из зала во время заключительной дискуссии секции «ИТ-инфраструктура и облачные сервисы». В текущей экономической ситуации такое вряд ли возможно — лишь 4% из числа опрошенных провайдеров заявили о планах сократить стоимость услуг до конца 2015 года. В лучшем случае какое-то время цены будут оставаться на прежнем уровне — о подобном намерении заявили 56% провайдеров. Однако это не означает, что обращение к облачным услугам менее выгодно, чем, например, размещение оборудования в ЦОДе провайдера. К тому же качество и набор услуг на рынке различаются, чем объясняется разница в ценообразовании.

Как отметил в своем докладе Игорь Дроздов, если сравнивать стоимость владения облачным сервером и физическим, выгоднее оказывается второе, потому что многие не учитывают такие важные параметры, как расширенная поддержка — она стоит немалых денег. Для корректных расчетов необходимо учитывать амортизацию оборудования, стоимость капитала, аренду места в стойке. И в результате получается, что за те же деньги можно получить отказоустойчивое гибко масштабируемое решение, причем заказчик может в любое время развертывать свои шаблоны, получает средства управления и т. д. Решение целиком обслуживается сервис-провайдером, который отвечает за сервис, поддержку оборудования, его обновление и за среду, где оно размещено.

В соответствии с приведенными Игорем Дроздовым расчетами, стоимость собственного четырехъядерного сервера с массивом RAID, вместе с платежами по кредитам и за аренду обойдется в 260 евро в месяц (на трехлетний период), тогда как ежемесячный платеж за сопоставимый виртуальный сервер (процессор 8 ГГц, оперативная память 8 Гбайт, дисковая емкость SAS 100 Гбайт) окажется даже чуть ниже — 240 евро. При этом за названную цену заказчик получает резервирование ресурсов, средства мониторинга и диагностики, добавление ресурсов без простоя и т. д.

Облако LinxСloud, на базе которого предоставляются виртуальные серверы, построено на платформе FlexРod, что позволяет реализовать очень гибкое решение. Услуги по модели IaaS пользователь получает в виде виртуального ЦОДа, в котором он может производить настройку новых ВМ, развертывать из имеющихся образов старые ВМ, задавать жизненные циклы ВМ, создавать сети, МСЭ, VPN — все с помощью единого интерфейса VMware. Облачная платформа работает в режиме высокой доступности: на каждые 7 блейдов Cisco UCS приходится один резервный. В случае выхода вычислительного модуля из строя, VMware автоматически перераспределяет нагрузку на рабочий модуль. СХД имеет резервируемые контроллеры, внутренние каналы резервируются так же, как и подключения к Интернету. ЦОД, где размещается облачная платформа, соответствует требованиям Tier III.

Благодаря переносу ERP-системы в облако, Inventive Retail Group, управляющей компании сети монотрендовых магазинов Apple, Samsung, Sony и др., удалось сократить расходы на ИТ на 20%
Благодаря переносу ERP-системы в облако, Inventive Retail Group, управляющей компании сети монотрендовых магазинов Apple, Samsung, Sony и др., удалось сократить расходы на ИТ на 20%

 

ERP-СИСТЕМА В ОБЛАКЕ

Выбор облачного провайдера — дело весьма непростое и ответственное, особенно в случае переноса в облако критически важных для бизнеса приложений. Многие называют себя облачными провайдерами, но требованиям заказчика отвечают не все. При выборе провайдера облачных услуг управляющая компании сети брендовых магазинов Inventive Retail Group для размещения системы ERP тщательно исследовала все аспекты деятельности провайдера: обеспечение информационной безопасности, качество процессов оказания услуг, надежность и финансовую ответственность, а также обязательное наличие сертификации от SAP, поскольку ИТ-инфраструктура должна была соответствовать многочисленным требованиям SAP. Как нетрудно догадаться, подходящих предложений нашлось немного.

Inventive Retail Group специализируется на управлении сетями монобрендовых магазинов. Компания сотрудничает с такими известными производителями, как Apple (re:Store), Nike, Lego, Samsung, Sony. Прирост бизнеса составлял 40% в год. В результате в 2012 году ERP-система перестала соответствовать его масштабам — точнее, имеющаяся инфраструктура оказалась не в состоянии обеспечить ее надлежащее функционирование. Нужны были технологические изменения. Как отметил Евгений Бахин, директор по информационным технологиям Inventive Retail Group, прежде чем обратиться к облачному провайдеру, специалисты просчитали различные варианты решения, в том числе и организацию собственного ЦОДа — даже разработали модель расходов. Процедура эта непростая, поскольку не всё поддается учету.

Как оказалось, обращение к услугам облачного провайдера на 20% дешевле, чем содержание собственной инфраструктуры (за трехлетний период). «Если учесть энергоснабжение, стоимость специалистов, аренду площади, которую оборудование занимает, то пользоваться услугами коммерческого дата-центра выгоднее, — поясняет Евгений Бахин. — Кроме того, мы избавляем себя от рисков, связанных с содержанием собственных специалистов: ими нужно управлять, кормить их, поить, они увольняются, меняются и т. д. Это те риски, которые не хотелось бы брать на себя». При этом он отмечает, что у облачного решения немало других преимуществ: оперативное развертывание и масштабирование вычислительной среды, оплата по фактическому потреблению вычислительных мощностей, снижение рисков ошибок в планировании инфраструктуры, доступность из всех регионов, отказоустойчивость, обслуживание и поддержка.

Одно из важных требований — масштабируемость решения. Поскольку бизнес интенсивно развивался, надо было убедиться в том, что провайдер всегда сможет предоставить необходимые мощности и на короткий срок (в пиковые периоды нагрузки), и на длительный период (при расширении масштабов деятельности компании). «Мы должны были быть уверены в том, что в какой-то момент провайдер не скажет, что закончились стойки и серверы либо производительность дисковых подсистем достигла своего предела, и что нам не придется снова куда-то переносить ERP-систему», — рассказывает Василий Аникушин.

Как отмечалось, при выборе КЦОДа ключевым требованием стали опыт и экспертиза в поддержке SAP, а также системы управления базами данных (вся информация хранилась в СУБД Oracle). Провайдер должен был предоставить общий контракт на аренду виртуальных мощностей и поддержку самой системы, чтобы ответственность возлагалась только на одного исполнителя. Иначе, как опасался Евгений Бахин, в случае сбоя найти виновного окажется очень трудно. В качестве провайдера был выбран OnCloud.ru, поскольку он обеспечивал соответствие архитектуры потребностям бизнеса, имел сертификацию SAP, обладал статусом Certified Provider of Cloud Services, предоставлял SLA, обеспечивающее нужный уровень доступности инфраструктурных сервисов.

«По прошествии трех лет использования облака могу сказать, что за все это время не было существенных сбоев, приведших к остановке сервисов. Иначе говоря, выбор провайдера с точки зрения надежности оказался правильным», — заключает Василий Аникушин. Он советует предварительно тестировать облако: «Я призываю не ограничиваться изучением ценовой политики и не полагаться исключительно на информацию, которая выложена на сайте сервис-провайдера, а глубоко исследовать его внутреннюю инфраструктуру и процессы оказания услуг».

 

Быстрее, сильнее, экономичнее

Внедрение новейших энергосберегающих решений, правильная настройка работы приложений, выявление и устранение проблемных мест зачастую помогают добиться и экономии, и роста производительности за счет одной только модернизации и оптимизации программного и аппаратного обеспечения без существенного наращивания инфраструктуры. Тем не менее основным способом повышения производительности остается применение современных вычислительных средств.

Такие актуальные ИТ-задачи, как внедрение частного облака, повышение загруженности ресурсов и снижение операционных расходов, решаются только комплексно. Например, достигнутое в последние полвека повышение производительности вычислительных систем было бы невозможно без улучшения их энергоэффективности. По данным компании Intel, с момента появления в 1971 году первого Intel 4004 энергоэффективность выпускаемых ею микропроцессоров улучшилась на пять порядков — в 90 тыс. раз! Если бы она вдруг осталась на прежнем уровне, земной энергетике оказалось бы не под силу обеспечить питание ЦОДов. «Intel всегда пропагандировала комплексный подход к решению проблем, — подчеркивает Сергей Жуковский, инженер по продажам и применению продукции Intel в России. — В частности, управляемое выделение ресурсов в зависимости от требований приложений».

В первую очередь это касается, конечно, вычислительных ресурсов. Утверждается, что до 75% всего инсталлированного серверного оборудования как в мире, так и в России оснащается процессорами из семейства Xeon e5. На базе недавно выпущенного ЦПУ Intel Xeon E5-2600v3 не только созданы двухпроцессорные серверы, которым принадлежит множество рекордов по производительности, но и самый энергоэффективный на данный момент сервер. Улучшение энергоэффективности достигается за счет применения технологии Per Core P-States (PCPS), благодаря которой при изменении нагрузки процессора не приходится одновременно повышать или понижать частоту всех ядер — это можно делать для любого из них. В результате, по сравнению с предыдущим поколением, энергопотребление удается снизить на 24%.

Помимо процессоров, Intel предлагает и другие необходимые компоненты для построения эффективного ЦОДа, в частности твердотельные накопители и контроллеры Ethernet. SSD выпускаются в различных форм-факторах: в корпусе 2,5″ и 1,8″, а также в виде плат PCI Express, mSATA и M.2/NGFF. С переходом на шину PCI Express применение последних моделей накопителей SSD позволяет увеличить пропускную способность процессора в 6 раз. 10- и 40-гигабитные адаптеры Ethernet тоже поставляются в разных форм-факторах. Применяемая в них технология Intel Ethernet Flow Director позволяет связать обработку пакетов с приложениями, для которых эти пакеты предназначены. При ее использовании не происходит переключение контекста между разными ядрами, благодаря чему сокращаются задержки.

Разгрузить процессоры от выполнения других ресурсоемких задач, таких как сжатие данных, шифрование и прямая коррекция ошибок, позволяет применение решений американской компании AHA Products Group, которая специализируется на выпуске соответствующих аппаратных ускорителей. Компания была основана в 1988 году и занималась задачами ускорения спутниковой связи (по заказу NASA). В ее послужном списке — первая в мире микросхема для реализации кода Рида — Соломона (1989), первая контентно-адресуемая память CAM в сжатии данных (1992), первая микросхема для сжатия данных GZIP (2006). Ускорители AHA в своих продуктах используют EMC, NEC, Riverbed, Radware и другие компании.

AHA Group выпускает аппаратные решения (платы сжатия) с производительностью 10, 20, 40 и 80 Гбит/с (в ее линейке есть и менее производительные платы сжатия на 2,5 и 5 Гбит/с, но они доступны только по заказу). Как заявляет Сергей Вдовин, бренд-менеджер компании «Созвездие», российского партнера AHA Group, одна плата на 10 Гбит/с способна заменить 20 ядер процессоров Intel, если сжатие осуществляется в соответствии с открытым стандартным алгоритмом GZIP. Согласно приведенным им данным, одно ядро такого процессора, как Intel Core Xeon E5-2680 с частотой 2,7 ГГц, может выполнять сжатие со скоростью 0,49 Гбит/с, то есть для сжатия на уровне 10 Гбит/с потребуется 20 ядер. Для достижения требуемой быстроты обработки в платах используются микросхемы AHA 3610 IC с производительностью 2,5 Гбит/с.

При использовании ускорителей AHA с увеличением размеров сжимаемых блоков данных загрузка центральных процессоров падает практически до нуля. Применение ускорителей сжатия позволяет не только разгрузить процессор, но и уменьшить число необходимых серверов. Так, в центре обработки данных Bloomberg, где было установлено около 80 стоек с серверами для хранилищ данных, за счет установки аппаратных ускорителей AHA количество стоек удалось сократить вчетверо.

Помимо плат для ускорения сжатия данных AHA Group выпускает акселераторы шифрования и микросхемы прямой коррекции ошибок (Forward Error Correction, FEC). Один криптоускоритель AHA602 с номинальной производительностью 12 Гбит/с способен заменить 90 процессорных ядер при выполнении шифрования с 2048-разрядным ключом. Применение микросхем FEC позволяет снизить мощность передатчиков и увеличить пропускную способность.

Быстрее и мощнее, но за меньшие деньги — вот требование к современным вычислительным средствам. И, как показали выступления в секции «ИТ-инфраструктура и облачные сервисы», производители стремятся им соответствовать.

 

ОБЛАЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В том, что российский рынок облачных услуг отстает от американского и европейского, нет ничего удивительного. Основными целевыми потребителями облачных сервисов являются компании малого и среднего бизнеса — сегмент, который в России не столь развит, как в западных странах, да и переживает сейчас не лучшие времена. Помимо объективных факторов, мешают и субъективные — например, предубеждение относительно надежности и безопасности облачных сервисов. Вместе с тем в таком отношении нет ничего специфического. Как пояснил во время завершающей дискуссии Кирилл Котляренко, такое же опасение имелось и у представителей американского бизнеса, когда Microsoft вышла со своим сервисом Azure на рынок США. На тот момент предложение значительно опережало потребности: облачных технологий остерегались, и никто не хотел на них переходить. Однако спустя три года ситуация кардинально поменялась: на развитых рынках люди все реже предпочитают покупать серверы и прибегать к услугам колокейшн, а все чаще пользуются облачными сервисами (не только Azure).

Российский рынок, несмотря на кажущееся обилие услуг, перенасыщен предложениями низкоуровневых сервисов по размещению оборудования клиента в ЦОДе провайдера, поскольку именно они пользуются до сих наибольшим спросом. «На рынке очень много предложений по аренде серверов, и они опережают спрос, поэтому мы не собираемся этим заниматься», — объясняет Василий Белов из «Электронной Москвы». Соответственно, провайдеры ищут наиболее выгодное применение для имеющихся площадей и ресурсов. «Почему акцент делается на облачных сервисах? Потому что это перспективная технология не только для клиентов, но и для нас как сервис-провайдеров, — объясняет Игорь Дроздов. — Это позволяет использовать мощности наших ЦОДов наиболее эффективно. Перераспределяя нагрузку между модулями в своем облачном кластере, мы можем оптимизировать энергопотребление, место, которое в нашем ЦОДе занимают клиенты и их ИТ-инфраструктура, и т. д.».

Выгоды использования виртуального сервера, предоставленного облачным провайдером, по сравнению с размещением физического сервера (на примере услуг Linxdatacenter)
Выгоды использования виртуального сервера, предоставленного облачным провайдером, по сравнению с размещением физического сервера (на примере услуг Linxdatacenter)

 

Провайдеры отмечают растущий спрос на облачные сервисы, причем самые разнообразные — от базовых IaaS до PaaS и SaaS. Игорь Дроздов выразил уверенность в том, что акцент будет смещаться на облачную инфраструктуру ввиду ее многочисленных преимуществ. «Электронная Москва», основным заказчиком которой является московское правительство, пытается найти свою нишу на рынке SMB. «Мы стали партнерами Microsoft (по COSN. — Прим. ред.), развернули инфраструктуру в собственном ЦОДе и ищем нишу, чтобы предлагать услуги малым и средним предприятиям (о крупных говорить еще рано), — делится планами Василий Белов. — Тестовый пилотный проект направлен на взаимодействие со столичными школами: фактически мы переводим рабочие места в наше облако. Думается, этот процесс будет масштабироваться и спрос на него появится, ведь это решение обеспечивает определенные финансовые преимущества и гибкость».

Облачные сервисы постепенно становятся все более востребованными во многих отраслях — легче сказать, где они не используются. Прежде всего это касается областей, на которые распространяется жесткое законодательное регулирование, — здравоохранение и финансы. В «Электронной Москве» отмечают даже снижение спроса со стороны банков, объясняя это тем, что ИТ-службы банков как наиболее продвинутые были среди первых потребителей и тестировщиков облачных сервисов — кто хотел и мог, уже воспользовался ими. Теперь пришла пора тех, кто следует в кильватере технологических новшеств, и с их стороны спрос увеличивается.

Дмитрий Ганьжа — главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: diga@lanmag.ru.

Купить номер с этой статьей в PDF