Реклама

В преддверии форума «Бизнес-Видео – 2015» аналитическая группа OSP Data и «Журнал сетевых решений/LAN» провели исследование российского рынка на предмет использования различных видеотехнологий в корпоративной среде, при этом наиболее детально были изучены особенности применения видео-конференц-связи. В этой статье мы представим некоторые результаты исследования, полный отчет можно будет получить по запросу на странице OSP Data: www.osp.ru/ospdata.

 

В ходе исследования нами были опрошены специалисты 137 компаний из всех основных отраслей экономики. Наибольшую долю (22,6%) составили компании отрасли ИКТ, а также образовательные/научные учреждения (10,9%). Активное участие в проекте приняли предприятия здравоохранения (8,8%), промышленности (8,0%), финансовой сферы и страхования (7,3%), оптовой и розничной торговли (7,3%), государственного управления (6,6%), добывающих отраслей (5,8%), энергетики (5,8%) и др.

 

Исследование OSP Data «ВКС в России. 2015»

Исследование проведено в феврале 2015 года. Опрошены специалисты 137 компаний из всех основных отраслей экономики. Основные вопросы исследования:

  • Цели (задачи) использования видео на предприятиях и в организациях
  • Текущая ситуация с наличием (использованием) системы ВКС
  • Типы используемых терминалов, включая мобильные клиенты
  • Тип инфраструктуры ВКС (аппаратный MCU, программный MCU, MCU у провайдера)
  • Основные препятствия более масштабному внедрению ВКС
  • Технические проблемы при построении, эксплуатации и/или развитии системы ВКС
  • Основные производители, ВКС-продукты которых используются сегодня и планируются к внедрению
  • Моновендорный и мультивендорный подход
  • Выбор оптимальной модели реализации ВКС («все свое», услуги из облака, гибридный вариант)
  • Приоритеты в части интеграции ВКС с другими системами
  • Приоритеты развития корпоративных видеосистем

В отчете, представленном на сайте www.osp.ru/ospdata, приведены фактические данные по этим и другим вопросам, а также проведен анализ этих данных.

 

Что, на Ваш взгляд, препятствует более масштабному внедрению ВКС?
Что, на Ваш взгляд, препятствует более масштабному внедрению ВКС?

 

ЧЕТЫРЕ СТОЛПА БИЗНЕС-ВИДЕО

Все многообразие применения видеотехнологий в корпоративной среде можно разделить на четыре большие группы. В первую входят системы, обеспечивающие интерактивное взаимодействие удаленных пользователей в режиме реального времени. Проще говоря, это видеосвязь и ее многоточечный вариант — видео-конференц-связь (ВКС). В таких системах видео одновременно передается по каналам связи в обе стороны, а режим реального времени накладывает жесткие ограничения к задержке доставки трафика и ее вариации.

Три другие группы базируются на передаче видео в одну сторону. Это видеонаблюдение, корпоративное ТВ и системы информационно-рекламных вывесок (Digital Signage). Последнее направление — самое молодое и при этом бурно развивающееся. Системы Digital Signage используют 11,7% наших респондентов. Это немного, но вместе с тем почти вдвое больше, чем было два года назад — в исследовании 2013 года данный показатель составил лишь 6%. Корпоративное ТВ использует примерно пятая часть участников нашего опроса — за два года рост составил 40%. Заметим, что довольно часто системы Digital Signage и корпоративного ТВ объединяют в одну категорию, поскольку обе они служат для информирования путем трансляции видеоконтента.

Наиболее популярными областями применения видео предсказуемо оказались видеонаблюдение и видеосвязь/ВКС — их используют 58,4 и 77,4% участников опроса соответственно. Тот факт, что ВКС обогнала видеонаблюдение, отчасти может объясняться тем, что респонденты нашего опроса — это в основном ИТ-специалисты. В большинстве компаний именно они отвечают за развертывание и эксплуатацию систем ВКС, тогда как системы видеонаблюдения часто относятся к департаменту безопасности. Проводи мы опрос специалистов по безопасности, соотношение могло бы измениться в пользу видеонаблюдения.

ЭЛИТНЫЙ ИЛИ МАССОВЫЙ

ВКС на начальных этапах развития считалась сервисом для элит, и до сих пор в большинстве компаний (44,5%) соответствующие терминалы установлены только в нескольких конференц-комнатах и кабинетах руководителей и используются в основном топ-менеджерами. Тем не менее проникновение в массы идет полным ходом, причем, по нашим данным, именно прошедший год стал важной вехой на этом пути. Если в исследованиях, проводившихся в начале 2013 и 2014 годов, только 20% компаний указали, что у них корпоративной системой ВКС охвачены «широкие слои» пользователей, то в исследовании 2015 года их доля увеличилась до 26,3%.

«Поход в массы» подтверждает и тот факт, что почти 74% компаний применяют в качестве терминала ВКС очень демократичный вариант — ПК с установленным программным клиентом. Ровно половина опрошенных используют групповые аппаратные терминалы, устанавливаемые в конференц-залах, и только треть — персональные аппаратные терминалы. Важной тенденцией является и все более частое участие в ВКС с помощью мобильных устройств. Здесь пальма первенства досталась столь любимой многими большими начальниками платформе iOS, на втором месте — Android, на третьем — Windows. В нашей анкете в качестве варианта ответа мы указали еще и BlackBerry, но его не выбрал ни один из участников. Более подробную информацию о соотношении различных типов терминалов ВКС, а также об использовании для видеосвязи технологий WebRTC и Flash см. в полном отчете.

ПРОБЛЕМЫ

Главными препятствиями на пути более масштабного внедрения ВКС, как и два года назад, наши респонденты назвали высокую стоимость соответствующих продуктов (на это указали 64,2% респондентов). Следует отметить, что наиболее дорогостоящей частью систем ВКС всегда были серверы MCU и другие инфраструктурные компоненты. Рост числа программных инфраструктурных продуктов, в том числе развертываемых в виртуализированной среде, делает решения ВКС более доступными. И популярность программных MCU стремительно растет: примерно 40% компаний, эксплуатирующих системы ВКС, уже их используют (60% ориентируются на традиционные аппаратные серверы). Так что жалобы на высокую стоимость, скорее, следствие инерции мышления, да и ухудшение экономической ситуации заставляет искать более дешевые варианты.

На второе место среди препятствий внедрению ВКС наши респонденты поставили неготовность пользователей (35,8%), на третье — отсутствие реальной пользы для бизнеса компании (17,5%). Технические проблемы при внедрении ВКС испытывают только 15% компаний.

Основные технические проблемы связаны с интеграцией ВКС с другими корпоративными системами. Видео-конференц-связь долгое время существовала «сама по себе», однако сейчас все больше компаний осознают, что ценность этого вида коммуникации существенно повышается при его использовании как части общей среды унифицированных коммуникаций, на что указывают и планы компании (см. ниже раздел «Планы»). Заказчики выделяют четыре приоритетных направления интеграции:

  • интеграция с УАТС (телефония);
  • интеграция с программными приложениями класса Microsoft Lync;
  • возможность подключения клиентов сервисов класса Skype;
  • подключение к сеансам ВКС пользователей с мобильных устройств.

Среди других технических проблем наши респонденты (40,9%) выделили уже традиционную для России беду — каналы связи, низкоскоростные и низкокачественные. Надежду на улучшение ситуации внушают две тенденции. С одной стороны, нельзя не отметить то, что операторы связи работают над развитием своих инфраструктур, пропускная способность которых постоянно растет. С другой — сами производители систем ВКС стремятся адаптировать свои продукты для работы по плохим каналам. В частности, использование технологии H.264 High Profile позволяет примерно вдвое уменьшить требуемую для видеосвязи пропускную способность: скажем, для передачи видео HD 1080p30 достаточно 1 Мбит/с, тогда как при использовании кодека H.264 Baseline Profile нужно в два раза больше.

На третье место среди технических проблем заказчики поставили применение фирменных (нестандартных) протоколов, приводящих к несовместимости оборудования разных вендоров. Неудивительно, что половина компаний применяют продукты ВКС только одного производителя.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

В ходе опроса мы постарались выяснить предпочтения заказчиков относительно выбора продуктов ВКС того или иного производителя. Сразу скажем, что мы не ставили целью собрать данные о числе установленных терминалов и/или стоимости поставленных решений. Поэтому приведенные ниже в статье (и в отчете) значения характеризуют не долю рынка, занимаемого соответствующим вендором, а лишь число заказчиков в нашем опросе, использующих (или планирующих использовать) его продукты. Количество единиц и/или стоимость продукции, используемой в проектах крупнейших поставщиков традиционных систем ВКС (таких как Polycom и Cisco), значительно больше аналогичных показателей для отечественных разработчиков ПО. Соответственно, и доля рынка таких поставщиков больше того показателя, что указан в нашем исследовании. Тем не менее приведенные в отчете данные, на наш взгляд, довольно точно отражают распределение позиций и основные тенденции.

Безусловными лидерами рынка ВКС являются компании Polycom и Cisco. Их оборудование применяют 42,5 и 38% опрошенных нами компаний, использующих системы ВКС. Но при этом доли названных производителей снизились по сравнению с результатами аналогичного опроса, проведенного нами два года назад. Сократился и показатель еще одного заметного поставщика — компании Avaya (в нашей анкете она фигурировала как Avaya/Radvision, дабы заказчики не забыли о приобретенном ею израильском производителе ВКС): с 12 (два года назад) до 7,1%.

Зато доли других игроков рынка подросли: например, LifeSize — c 6 до 8%, Panasonic — с 7 до 8%, Sony — c 6 до 13%. (Высокие показатели Sony отчасти можно объяснить популярностью ее видеокамер, которые часто используют с продуктами других компаний.) Самый большой скачок совершила Huawei: два года назад ни один из наших респондентов не указал на то, что использует продукты ВКС этой компании, а в нынешнем опросе Huawei получила 8%. Достаточно высокие показатели у отечественных разработчиков — TrueConf (14,2%) и «Видеомоста» (5,3%). Но, как уже отмечалось выше, их реальные доли на рынке (в денежном выражении), по нашим оценкам, существенно ниже.

В этом исследовании особое внимание мы уделили изучению привлекательности моновендорного подхода, когда все основные коммуникационные системы (ВКС, телефония и пр.), а также и сетевая инфраструктура поставляются одним производителем. Среди упомянутых выше компаний, пожалуй, только три — Cisco, Huawei и Avaya — способны предоставить такое комплексное решение. Примерно треть (37%) респондентов считают подобный подход очень привлекательным, потому что все компоненты отлично согласованы между собой, благодаря чему не возникает никаких проблем с совместимостью. Для чуть большего количества заказчиков (около 40%) этот аргумент непринципиален: они выбирают каждый компонент отдельно

и уверены, что стандарты гарантируют их совместную работу. Четверть опрошенных нами полагают, что моновендорный вариант имеет больше минусов, чем плюсов, поскольку одна компания не способна предложить наилучшие решения во всех областях. Наконец, для каждого десятого моновендорный вариант просто неприемлем, поскольку «привязывает» к одному поставщику, со всеми негативными последствиями.

Как уже говорилось, половина компаний применяют продукты ВКС только одного производителя. Но немало и тех, кто предпочитает использовать продукты двух (34,5%) и даже трех (11,5%) компаний. Более того, среди наших респондентов нашлись даже такие (3,5%), которые умудряются справляться с «зоопарком», состоящим из продукции ВКС четырех и более вендоров. Более детальный анализ показывает очень интересный факт: 60% компаний, использующих продукты ВКС двух производителей, выбрали лидеров — Polycom и Cisco.

 

Какую модель реализации ВКС Вы считаете оптимальной и будете использовать при построении/развитии своей системы?
Какую модель реализации ВКС Вы считаете оптимальной и будете использовать при построении/развитии своей системы?

 

ПЛАНЫ

Анализ ответов компаний относительно планов строительства и/или дальнейшего развития систем ВКС вызывает, скорее, пессимизм. Много оказалось ответов наподобие «развитие ВКС не планируем», «в ближайшее время не планируем», «в данный момент планирование невозможно», «пока не определились»… Если в 2013 и 2014 годах примерно каждая десятая компания собиралась развернуть систему ВКС «в течение ближайшего года», то в 2015-м доля таких предприятий сократилась до 4,4%. Ухудшение экономической ситуации в стране и повышение степени неопределенности существенно сказались на намерениях компаний в рассматриваемой области.

Те компании, которые сохранили планы по построению и/или развитию ВКС, представили нам информацию относительно своих предпочтений по выбору производителей. Сразу скажем, что позициям лидирующего тандема (Polycom и Cisco) ничто не угрожает. Компании LifeSize, Huawei, Panasonic и Avaya могут рассчитывать на небольшое увеличение своей доли. У кого они могут отнять долю рынка? Ответ на этот вопрос — в полной версии отчета.

Мы полагаем, что в ближайшие годы рынок ВКС ждут серьезные изменения. На него активно выходят новые игроки. Скажем, спонсорами форума «Бизнес-Видео – 2015» стали два азиатских производителя Yearlink и AVer, о наличии у которых амбиций в области ВКС на момент инициирования нашего исследовательского проекта мы даже не знали, а потому не включили их в анкету. В условиях, когда многие заказчики еще не оформили свои планы и/или находятся в поиске более интересных предложений, грамотная маркетинговая и ценовая политика может помочь новым компаниям существенно потеснить позиции традиционных игроков рынка.

Изменения на рынке будут связаны не только с возможным перераспределением долей между производителями, но и с ростом популярности новых моделей построения систем ВКС. Традиционно большинство заказчиков в России предпочитают, чтобы все оборудование и ПО находились «внутри» компании. Как показал наш опрос, 62% компаний считают оптимальным сценарий, когда все компоненты системы ВКС устанавливаются в компании, а также управляются и обслуживаются ее специалистами. Вместе с тем этот показатель снизился с 69% в опросе 2013 года. 12% при сохранении инфраструктуры в собственности готовы передать управление сервис-провайдеру; 14,5% ориентируются на потребление услуг ВКС из облака. Стремительно набирает популярность гибридная модель, при которой часть инфраструктуры остается в компании, а при эпизодическом всплеске нагрузки задействуются внешние ресурсы (публичное облако). Ее считают оптимальной 30,5%.

 

Какие из перечисленных ниже систем получат наибольшее развитие в Вашей компании в ближайшие годы?
Какие из перечисленных ниже систем получат наибольшее развитие в Вашей компании в ближайшие годы?

 

Следует отметить, что 6,1% опрошенных планируют арендовать оборудование, включая терминалы, для проведения разовых организаций сеансов ВКС. Два года назад таковых был только 1%. В этом году среди наших респондентов появились и желающие использовать услуги студий ВКС (Telepresence) — 2,3%, тогда как в опросе 2013 года данный вариант не выбрал ни один из респондентов. Все это показывает, что компании стремятся оптимизировать свои расходы в условиях экономического кризиса.

Меняется и общее отношение заказчиков к системам ВКС. Интерес к ВКС «в чистом виде» постепенно падает: если два года назад за приоритетное развитие этого направления высказались 38% компаний, то в этом году — только 29,3%. Но это не означает сокращения использования видеосвязи, просто все больше заказчиков рассматривают ее не отдельно, а как часть других систем. Так, 42,9% опрошенных поставили на первое место развертывание систем веб-конференций с поддержкой видеосвязи, а еще больше (55,6%) — внедрение систем унифицированных коммуникаций, тоже, естественно, с функцией видеосвязи.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.

Купить номер с этой статьей в PDF