Дмитрий ГаньжаСогласно регулярно обновляемому индексу Cisco Visual Networking Index (VNI), в течение ближайших четырех лет объем интернет-трафика будет расти на 20% ежегодно, причем доля IP-видео в IP-трафике увеличится с 66% (2013 год) до 79% (2018-й), а большую часть трафика составит видео высокой четкости (HD/4K). Наиболее высокая динамика спроса будет отмечаться в отношении настольных и персональных видеоконференций — ежегодные темпы роста превысят 45%. В результате пользовательская база ВКС увеличится с 37 млн человек (в 2013 году) до 238 млн (в 2018-м).

На форуме «Бизнес-Видео – 2014» Константин Солопов, заместитель директора департамента UC&C компании Huawei Enterprise, отметил, что, по данным Gartner, в 2015 году к корпоративным сервисам видеосвязи будут обращаться на своем рабочем месте лишь 20 млн сотрудников компаний, то есть даже не все руководители, что уж говорить о рядовых служащих (см. подробнее статью Александра Барскова «ВКС: проще и доступнее»). Как указывал еще в конце 2012 года Эндрю Девис, аналитик Wainhouse Research, «видеоконференции относительно широко используются на персональном (мобильном) уровне, но не на уровне комнатных систем или систем телеприсутствия».

Тем не менее, как надеются в отрасли, широкая доступность видеосвязи благодаря таким приложениям, как Skype, Google и Talk FaceTime, будет стимулировать спрос и на корпоративное видео высокого качества. Чем больше конечных устройств поддерживают видеосвязь, тем больше пользы может получить каждый их владелец. Соответственно, сотрудники самых разных организаций хотят, чтобы и корпоративная видеосвязь была столь же удобной и простой, как Skype и его аналоги. Эксперты Wainhouse Research подчеркивают: «Все — от руководителя до рядового менеджера — понимают, что, если решение не будет интуитивно понятно и чрезвычайно надежно, его не станут постоянно использовать. Для высококритичных задач, таких как продажи, решение для видеоконференций должно быть простым и работать всегда».

Иначе дорогостоящая система видеосвязи будет пылиться без дела, о чем свидетельствует неудачный опыт внедрения классической системы ВКС в компании Parallels. «Работа с такой системой не оказалась простой и интуитивно понятной — постоянно что-то шло не так, и приходилось звать на помощь внешних специалистов», — вспоминает Константин Анисимов, директор по маркетингу Parallels. Впрочем, как показывает опыт реализации других проектов, освоившись с системой, сотрудники начинают активно ею пользоваться. Так, например, в «Альфа-Банке» системами ВКС оборудовано 100 переговорных — в центральном и региональных офисах; в среднем ежедневно проводится 15–20 видео- и смешанных конференций, к которым по различным каналам связи могут подключаться почти любые видео- и аудиоабоненты (см. подробнее статью Александра Барскова ««Бизнес-Видео – 2014»: проекты ВКС»).

Таким образом, чтобы стать неотъемлемой частью корпоративной культуры, видеосистемы должны быть проще и дружелюбнее для пользователей (и, естественно, дешевле), для чего вендоры, как показал форум «Бизнес-Видео – 2014», прилагают немало усилий.