На пресс-брифинге, прошедшем 20 сентября в московском центре Digital October в рамках конференции «DLP-Russia 2013», был представлен анализ российского рынка DLP и глобальный отчет аналитического центра InfoWatch об утечках информации в I полугодии 2013 года.

По словам Ильи Шабанова, управляющего партнера информационно-аналитического центра Anti-Malware.ru, в 2012 году оборот быстро растущего российского рынка решений для защиты от утечек данных (DLP ) достиг 52,5 млн долларов, причем российские вендоры успешно конкурируют в этом сегменте с зарубежными. Решения DLP становятся все более зрелыми, а у заказчиков есть достойный выбор.

Среднегодовые темпы роста российского рынка DLP составляют 40–45%, а в 2012-м они достигли 64%. Как ожидается, эта тенденция сохранится и в текущем году: при росте 45–50% итоговый объем рынка ожидается не меньше 76–78 млн долларов.

Опережая прогнозы. По данным Anti-Malware.ru, 2012 год оказался рекордным по темпам роста российского рынка DLP.
Опережая прогнозы. По данным Anti-Malware.ru, 2012 год оказался рекордным по темпам роста российского рынка DLP.

 

DLP теперь рассматривается как неотъемлемый элемент любой системы безопасности крупнейших российских компаний. В числе прочего аналитики объясняют продолжающийся с 2011 года быстрый рост сегмента DLP выходом систем для защиты от утечек данных на широкий рынок (ранее это были нишевые решения, востребованные только крупными компаниями).

Лидируют в данном сегменте InfoWatch (32,8%), «Инфосистемы Джет» (25,3%), Zecurion (20,3%), Websence (10,6%), Symantec (5,5%) и McAfee (1,3%). В 2012 году каждая из этих компаний значительно увеличила объемы продаж: InfoWatch на 94%, «Инфосистемы Джет» на 45,7%, Zecurion на 46%, Websense и Symantec на 52,9 и 44,4% соответственно. На долю тройки лидеров сейчас приходится около 80% рынка.

В прошлом году было реализовано 500–700 проектов DLP. Основные заказчики — телекоммуникационные компании, предприятия из нефтегазового и финансового секторов, страховщики, розничные магазины. Доля SMB среди них пока крайне мала. Среди лидеров рынка средняя стоимость проекта оказалась самой высокой у InfoWatch — 300–400 тыс. долларов. По мнению Натальи Касперской, генерального директора группы компаний InfoWatch, рост рынка DLP в России обусловлен в основном увеличением бюджетов предприятий, выделяемых на безопасность.

Тем временем количество утечек растет, причем почти половина из них (46%) имеют злонамеренный характер, а такие угрозы крайне трудно предотвратить с помощью DLP. По данным InfoWatch, самым крупным каналом утечек является кража или потеря оборудования, вторым по значимости остаются печатные документы и лишь 7,7% приходится на электронную почту. Хотя правила системы DLP могут предусматривать и защиту от кражи данных через указанные каналы (например, путем обязательного шифрования разделов диска ноутбука), традиционно под DLP понимают продукты, которые позволяют в режиме реального времени выявить и/или блокировать несанкционированную передачу конфиденциальной информации по какому-либо коммуникационному каналу.

К тому же «утекают» главным образом не коммерческие секреты и не информация, относимая к категории гостайны. В основном это персональные данные и платежная информация. Их основные источники — госорганы, силовые структуры и медицинские учреждения. Однако в любом случае 99% утечек остаются неизвестными общественности. Эксперты считают, что внедрение решений DLP сегодня требует комплексного подхода, особенно с ростом количества и разнообразия мобильных устройств.

Конференция DLP-Russia проводится уже в шестой раз и в этом году стала рекордной по числу посетителей и участников.