Дмитрий ГаньжаКаким должен быть современный офис? Наверно, многие не отказались бы от рабочего места, изображенного на нашей обложке: стильный дачный домик в тишине леса. Однако работа — это не место, а деятельность. И все новейшие идеи и концепции — от эргономики и дизайна до технологий и инфраструктуры — призваны способствовать повышению продуктивности.

Насколько это в действительности помогает достижению заявленной цели — вопрос открытый со времени появления термина «компьютерный парадокс», тем более что зачастую даже количественные критерии для измерения многих видов офисной деятельности отсутствуют или же применяемые метрики приводят к абсурду. Так, например, если мерить продуктивность контакт-центра по количеству отвеченных вызовов и быстроте ответа на вопрос, то наиболее эффективным действием будет пресловутый ответ «Давай, до свидания».

Как бы то ни было, современные технологии и подходы к организации рабочего места изменяют офисное пространство, да и само понятие офиса, и способствуют созданию комфортных условий для сотрудников, а следовательно, хотя бы потенциально, делают работу привлекательной. Например, как отмечается в исследовании teleworkersresearchnetwork.com, 90% людей, рабочий график которых предусматривает возможность удаленной работы, чувствуют себя счастливее, а 80% организаций, предоставляющих такую возможность своему персоналу, добиваются снижения расходов — в среднем на 4,5 тыс. долларов на одного сотрудника.

Такие явления, как удаленная работа, были бы невозможны без современных коммуникационных технологий и инструментов, обеспечивающих эффективное взаимодействие. И здесь центральное место, без сомнения, занимает видеосвязь. Как пишет в своей экспертной колонке «Коммуникации в офисе: тренды 2013 года» Георгий Санадзе, «организация простой и экономически эффективной видеосвязи с сотрудниками и клиентами, находящимися вне территории предприятия, открывает революционные перспективы для любого бизнеса». А о том, как эти перспективы становятся — и стали — реальностью, рассказывается в статье Александра Барскова «Видео в бизнесе: тенденции и проекты», где описывается целый ряд проектов реализации видео-конференц-связи, представленных на форуме «Бизнес-Видео – 2013».

Одним из драйверов рынка ВКС является использование мобильных устройств для видеозвонков. Согласно исследованию GigaOM Pro, число тех, кто совершает мобильные видеовызовы, вырастет с 3 млн в 2010 году до 143 млн человек в 2015-м. Этой, как и другими своими любимыми игрушками, сотрудники поколения Интернета хотят пользоваться и на рабочем месте. И хотя название, которое получило данное явление, — «принеси свое устройство» — звучит как распоряжение, личные планшеты и прочие аппараты «проникают» на предприятия явочным порядком и зачастую против воли работодателя.

Как отмечается в статье Роберта Химмельсбаха «Что скрывается за понятиями BYOD, CYOD, COPE», реализация этих новомодных концепций ставит перед предприятием множество вопросов, на которые не так просто ответить. От пока далекого от нашей действительности вопроса получения налогооблагаемой финансовой выгоды до требующих обязательного решения проблем обеспечения безопасности. И все для того, чтобы сотрудники были довольны. Спрашивается, кто в офисе хозяин?