Мобильность сотрудников — один из наиболее эффективных способов повышения продуктивности их деятельности. Какой руководитель не мечтает, чтобы его подчиненные могли нормально работать в любом месте в любое время — даже в выходные.

 

Футурологи и аналитики дружно называют корпоративную мобильность одним из главных трендов, который будет определять развитие коммуникационных и информационных систем предприятий и организаций в ближайшие годы, а возможно, и десятилетия. Предпосылкой для роста интереса корпоративных заказчиков к мобильным устройствам стало быстрое развитие сетей мобильной связи (мультимегабитные скорости доступны уже сегодня), а также работающих в них устройств — здесь и обсуждать нечего, достаточно зайти в ближайший салон сотовой связи.

ТЕРМИНАЛЫ…

Согласно данным IDC, в 2012 году число проданных по всему миру смартфонов превысит 600 млн штук, что почти вдвое больше числа поставленных ПК. Что касается нашей страны, то в ней в текущем году объемы продаж ПК и смартфонов сравняются. Как отметила, выступая на прошедшей в Москве конференции Enterprise Mobility Day 2012, Елена Семеновская, директор по исследованиям IDC в России и СНГ, Россия пусть и с небольшим отставанием, но четко следует всем основным тенденциям, которые наблюдаются в мире. Следовательно, через год-два и у нас ПК уступят пальму первенства смартфонам и планшетам.

По прогнозу IDC, к 2016 году число продаваемых смартфонов превысит 1,1 млрд штук. Большая их часть придется, очевидно, на потребительский сегмент. Но почти 213 млн личных смартфонов будут использоваться в корпоративном сегменте (то есть по принципу Bring Your Own Device, BYOD) — как ожидается, ежегодный рост числа устройств BYOD в течение рассматриваемого периода (2011–2016 годы) составит примерно 28,4% (см. Рисунок 1). Схожими темпами (25,2%) будет увеличиваться и число корпоративных смартфонов (то есть приобретаемых работодателями для своих сотрудников), их в 2016 году будет более 167 млн штук.

 

Рисунок 1. использование смартфонов в корпоративной среде (2011–2016 годы).
Рисунок 1. использование смартфонов в корпоративной среде (2011–2016 годы).

 

В 2011 году число личных смартфонов, используемых по принципу BYOD, незначительно превосходило число корпоративных смартфонов (52 к 48). К 2016 году это соотношение увеличится лишь немного — до 55 к 45. Это данные IDC, которые характеризуют ситуацию в целом в мире. Однако в регионе EMEA наблюдается несколько более сдержанное отношение людей к идее использования собственных устройств для выполнения производственных задач: даже в 2016 году корпоративные смартфоны будут преобладать (46 к 54).

С точки зрения операционных систем на рынке лидируют три платформы: Android, iOS и Blackberry. В корпоративном сегменте, включая корпоративные мобильные устройства и личные устройства, используемые для работы, лидером является платформа iOS: в 2011 году ее использовали более чем 30% пользователей. Но в каждой из групп свои лидеры: среди смартфонов, принадлежащих сотрудникам, это предсказуемо Android (почти 40%), а среди корпоративных устройств столь же предсказуемо BlackBerry (см. Рисунок 2). Но эту платформу ждут нелегкие времена, поскольку все больше корпоративных пользователей переходят с BlackBerry на альтернативные платформы. Однако серьезная трансформация, которую проводит сейчас североамериканский производитель BlackBerry компания RIM, вполне может возродить интерес корпоративных заказчиков к этой платформе. Насколько предпринимаемые преобразования окажутся успешными, станет понятно уже в течение ближайшего года.

 

Рисунок 2. «Расстановка сил» на рынке платформ для корпоративных мобильных устройств.
Рисунок 2. «Расстановка сил» на рынке платформ для корпоративных мобильных устройств.

 

Microsoft постепенно превращается в серьезного игрока в области мобильных устройств. Выпущенная недавно ОС Windows 8 ориентирована на мобильные устройства с сенсорным управлением. И хотя, как полагают в самой компании, только 30% копий новой операционной системы будет установлено на устройствах с экраном, поддерживающим функцию мультитач, Windows 8 имеет все шансы стать идеальным вариантом операционной системы для устройствтрансформеров — ноутбуков, которые при необходимости легко превращаются в планшеты и наоборот.

По мнению аналитиков IDC, наибольший рост в течение ближайших пяти лет ожидает мобильные устройства на платформе Android. Компания Apple также продолжит наращивать свою долю, чему очень способствует рост популярности ее планшетов. Российские заказчики отмечают, что по совокупной стоимости владения (TCO) терминалы Apple имеют преимущества, однако высокая начальная стоимость (CAPEX) зачастую заставляет их искать менее дорогую альтернативу.

Помимо особенностей операционной системы на выбор мобильных устройств для корпоративного применения оказывает влияние и специфика решаемых задач. Как отмечает Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи», для специалистов по маркетингу может потребоваться более мощное устройство с расширенными графическими возможностями — для демонстрации эффектных мультимедийных презентаций. Для специалиста по продажам может оказаться более актуальна поддержка различных способов подключения — WiFi, 3G, LTE, а инженерному персоналу и оперативным службам чрезвычайно важно длительное время работы в автономном режиме.

… И ИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Эксперты IDC выделяют три группы мобильных пользователей: офисные, неофисные и домашние. Первая группа объединяет большинство мобильных пользователей (см. Рисунок 3). К ней относятся мобильные профессионалы, которые проводят вне офиса более 20% рабочего времени, — это в первую очередь топ-менеджеры, консультанты и продавцы. Кроме того, в эту группу входят пользователи, которые лишь эпизодически выезжают за пределы офиса, и пользователи, не покидающие офиса, но передвигающиеся внутри него (например, системные администраторы).

К неофисным мобильным пользователям IDC относит сотрудников, работающих в полевых условиях. Они обычно занимаются сбором различной информации и предоставлением сервисных услуг и часто перемещаются по определенному маршруту (курьерские поставки, обходчики и пр.). Для данной категории чрезвычайно перспективна интеграция с системами навигации и определения местоположения. Кроме того, в эту группу входят мобильные сотрудники, перемещающиеся на ограниченной территории: работники складских помещений, госпиталей и др.

Что касается работающих дома сотрудников, то IDC тоже выделяет среди них мобильных профессионалов и тех, кто лишь изредка выбирается за пределы домашнего офиса. По прогнозу, в ближайшие четыре года размеры всех трех групп будут увеличиваться примерно одинаково — на 5,5–6,1% в год (см. Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Рост числа мобильных сотрудников.
Рисунок 3. Рост числа мобильных сотрудников.

 

Доля мобильных пользователей от всего работающего населения на данный момент составляет 34%, а к 2015 году, по прогнозу IDC, вырастет до 37% — их будет 1,5 млрд. Как отмечает Елена Семеновская, доля таких пользователей в разных регионах сильно отличается. Например, в США она уже составляет более 70%. В регионе EMEA (Европа, Средний Восток и Африка) в 2010 году этот показатель находился лишь на уровне 23%, к 2015 году он должен увеличиться до 29%.

Конкретная пропорция во многом определяется качеством покрытия высокоскоростной беспроводной связью и уровнем автоматизации бизнес-процессов. Кроме того, как указывает эксперт IDC, важна и структура экономики. В странах с сервисно ориентированной экономикой доля мобильных пользователей, очевидно, выше. «Консультантам, юристам и другим специалистам, предоставляющим профессиональные услуги, требуется постоянный доступ к корпоративной информации во время встреч с партнерами, клиентами и поставщиками», — говорит Елена Семеновская.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения, по сути, «связывают» пользователей и терминалы. Сергей Орлик («АйТи») предлагает различать базовые прикладные задачи и более сложные мобильные решения, вводя соответствующую иерархию приложений (см. Рисунок 4).

 

Рисунок 4. иерархия элементов системы корпоративной мобильности.
Рисунок 4. иерархия элементов системы корпоративной мобильности.

 

Первые не требуют специализированных решений и реализуют такие стандартные функции, как почта, доступ к файлам, работа с документами, унифицированные коммуникации, мобильная печать («на лету»). Вторые позволяют решать более сложные задачи — например, по интерактивной бизнес-аналитике и отчетности, документообороту и доступу мобильных клиентов к корпоративным системам класса CRM и ERP.

Согласно данным опроса IDC, наиболее часто корпоративные мобильные сотрудники пользуются стандартными офисными приложениями (около 60%), обеспечивающими доступ к электронной почте, редактирование документов, обмен ими и пр. На втором месте по частоте использования — приложения для бизнесаналитики (48%). Примерно одинаковый процент (около 40%) у трех групп приложений: учета времени и затрат, автоматизации работы в полевых условиях и автоматизации продаж. Приложения для совместной работы и коммуникаций используют около 30% опрошенных.

Однако большинство ИТ-директоров и руководителей подразделений безопасности компаний опасаются неконтролируемой «корпоративной мобильности». Вероятность того, что мобильное устройство может попасть в руки к злоумышленникам гораздо выше, чем у настольного ПК, — такое устройство легко потерять или забыть на переговорах, оно может быть украдено и т. п. Последствия того, что посторонние люди получат доступ к корпоративной информации, могут оказаться весьма плачевными.

Как показало исследование Symantec State of Mobility 2012, средняя годовая стоимость потерь от инцидентов, связанных с мобильными устройствами в корпоративной среде (включая утечку данных, урон деловой репутации, потерю производительности труда и доверия клиентов), составила порядка 429 тыс. долларов. В сегменте малого и среднего бизнеса соответствующие потери оцениваются в 126 тыс. долларов. Это исследование было проведено компанией Applied Research в период с августа по ноябрь 2011 года. Ответы на вопросы были получены от представителей 6275 организаций, расположенных в 43 странах, включая Северную Америку, регион EMEA, Азиатско-Тихоокеанский регион, Японию и Латинскую Америку. В рамках опроса под мобильными устройствами подразумевались смартфоны Blackberry, iPhone, Android и другие подобные устройства (ноутбуки не входили в данную категорию).

Проведенный опрос показал рост популярности мобильных приложений в организациях: в 71% компаний как минимум обсуждается возможность применения специальных мобильных приложений, а одна треть внедряет или уже внедрила подобные сервисы. Несмотря на такое проникновение технологий, практически половина респондентов (48%) отметили, что внедрение мобильных решений является крайне сложным процессом, а 41% отнесли мобильные устройства к одному из трех основных источников ИТ-рисков (см. Рисунок 5). Эксперты Symantec отмечают, что, учитывая имеющиеся проблемы, департаменты ИТ пытаются балансировать между преимуществами мобильных решений (повышение динамичности бизнеса, производительности труда и эффективности работы) и связанными с ними рисками.

 

Рисунок 5. Оценка источников иТ-рисков по данным опроса Symantec State of Mobility 2012.
Рисунок 5. Оценка источников иТ-рисков по данным опроса Symantec State of Mobility 2012.

 

К сожалению, в большинстве компаний отсутствует системный подход к вопросу использования мобильных средств сотрудниками. Часто такое использование вообще неподконтрольно отделу ИТ. А если этим вопросом данный отдел и занимается, то во многих случаях осуществляется лишь «лоскутная» реализация отдельных задач. 61% респондентов, опрошенных компанией IDC, заявили, что у них вообще нет стратегии по развитию мобильности. Правда, 50% планируют выработать ее уже в ближайшее время.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

В основе такой стратегии должен лежать последовательный системный подход. Сергей Орлик рекомендует при его разработке четко сформулировать потребности и приоритеты бизнеса в части корпоративной мобильности, продумать сценарии ее использования, определить основные категории пользователей и составить план организации мобильных рабочих мест. При этом надо тщательно продумать вопросы обеспечения инфраструктуры управления и безопасности, закупки и сопровождения мобильных устройств, разработки и интеграции мобильных приложений, а также поддержки мобильных пользователей.

Чтобы превратить мобильные устройства в полноценные рабочие места, желательно иметь четкий набор рекомендаций — некоторую «дорожную карту». Такой документ под названием Guidelines for Managing and Securing Mobile Devices in the Enterprise был разработан и в июле 2012 года опубликован Национальным институтом стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology, NIST). В этом относительно небольшом документе содержится масса полезной информации: от определения, что такое мобильное устройство, до рекомендаций по построению системы управления такими устройствами (Mobile Device Management, MDM), интеграции их в корпоративный ландшафт и обеспечению безопасности. Как сообщил на конференции Enterprise Mobility Day 2012 Сергей Орлик, на базе этого документа Российский союз ИТ-директоров (СоДИТ) готовит свои рекомендации по использованию мобильных устройств на предприятии. Этот документ должен появиться к концу 2012 года.

Как уже отмечалось, основные риски при внедрении мобильных устройств в корпоративный сектор связаны с безопасностью. «Часто вижу страх в глазах ИТ-директоров и представителей служб безопасности перед использованием сотрудниками мобильных устройств. Многие из них считают, что это небезопасно, нефункционально и неудобно (по сравнению с ПК)», — рассказывает Илья Федорушкин, руководитель корпоративных продаж мобильных решений Samsung.

Эта компания предприняла несколько важных шагов по повышению уровня безопасности своих устройств. Поскольку многие организации используют в своих корпоративных системах серверы Microsoft Exchange, была реализована поддержка 40 политик Exchange Active Sync (EAS), а также расширена поддержка функций почты, контактов и синхронизации календаря. Для защиты хранящихся на мобильном устройстве данных предусмотрено их шифрование (алгоритм AES-256) — в том числе и для информации, находящейся на карте MicroSD. Шифровать можно и данные, передаваемые с устройства, что повышает безопасность удаленного доступа в корпоративные сети. Как сообщил Илья Федорушкин, в настоящее время проводятся работы по сертификации продукции на соответствие криптоалгоритмам, определенным в российском ГОСТе, поэтому в скором времени мобильные устройства для своей производственной деятельности смогут использовать и сотрудники, которым по роду своей деятельности полагается применять только такое шифрование.

Еще одним важным шагом является обеспечение управления устройствами в течение всего их жизненного цикла, что реализуется с помощью систем класса MDM. Компания Samsung, которая сама не является разработчиком MDM, поддерживает 338 ИТ-политик, которые «налагаются» системами MDM на мобильные устройства. Илья Федорушкин выделяет несколько наиболее востребованных групп функций MDM. В первую очередь это функции по удаленному управлению устройством и его настройке (например, конфигурированию почтового сервиса), которые могут выполняться сотрудниками ИТ-отдела предприятия или службы технической поддержки.

Чрезвычайно важной для повышения безопасности является возможность удаленного отключения/подключения того или иного функционала мобильного устройства (например, микрофона, фотокамеры или коммуникационных модулей WiFi, Bluetooth и пр.). Эта возможность может использоваться совместно со средствами определения местоположения устройства — скажем, при заходе пользователя на территорию секретного завода в его смартфоне автоматически отключается фотокамера. И это только один пример из множества различных действий и сценариев, которые можно предусмотреть на случай наступления определенных условий. Так, для управления затратами часто бывает полезным заблокировать средства передачи данных при нахождении абонента в роуминге.

Специалист Samsung рекомендует уделить особое внимание управлению программным обеспечением, для чего функционал MDM поддерживает формирование «белых» и «черных» списков ПО, установку корпоративных приложений без участия пользователя, запрет на установку/удаление/запуск приложений. В ряде ситуаций целесообразно заблокировать доступ к магазинам приложений общего пользования (Google Play и др.), сформировав корпоративный магазин приложений.

В случае использования мобильного устройства по модели BYOD, по мнению Ильи Федорушкина, перспективны виртуализация его ресурсов и установка второй операционной системы как приложения на существующей ОС. Тогда на одном устройстве можно будет поддерживать рабочий и персональный образ с разными номерами, тарифными планами и профилями пользователя. Такое решение дает ряд преимуществ всем сторонам. Пользователь получает возможность четко провести границу между работой и личной жизнью, в частности, раздельно храня соответствующие данные. Компании проще обеспечить требования по безопасности: корпоративный профиль может настраиваться в соответствии с требованиями ИТ и контролироваться управляющим сервером. Наконец, оператор тоже не останется внакладе: два тарифных плана на одном устройстве, скорее всего, повысят ARPU.

Итак, применение мобильных устройств дает массу преимуществ корпоративным пользователям и их работодателю. Возможность получения актуальной информации в любой момент в любом месте, а также постоянное подключение к корпоративным коммуникациям и сервисам значительно расширяют возможности сотрудников и продуктивность их работы. Препятствия же, которые встают на пути развития корпоративной мобильности, носят больше психологический характер, ибо на рынке существует целый набор технологий и продуктов, позволяющих превратить смартфоны и планшеты в удобные, функциональные и безопасные мобильные рабочие места.

И если вы сегодня не займетесь выработкой системного подхода к решению этой задачи, то уже завтра ваша компания может оказаться неконкурентоспособной. А основным «корпоративным» приложением на смартфонах ваших сотрудников останется Angry Birds — для снятия стресса после тяжелого дня, проведенного за стационарным рабочим местом.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.