Скорость привлекает. По данным одного из европейских операторов, после года эксплуатации сети LTE (даже без смартфонов) объем трафика в ней превысил аналогичный показатель в сети 3G после нескольких лет эксплуатации.
Скорость привлекает. По данным одного из европейских операторов, после года эксплуатации сети LTE (даже без смартфонов) объем трафика в ней превысил аналогичный показатель в сети 3G после нескольких лет эксплуатации.

Именно такой, по мнению экспертов компании Nokia Siemens Networks, будет формула рынка мобильной связи в 2020 году. Расшифровывается она следующим образом: 1 Гбайт трафика данных в день будет «потреблять» один пользователь, платя 1 доллар. Чтобы выйти на такой уровень, оставаясь при этом прибыльными, операторам сотовой связи необходимо внедрять более скоростные и экономичные технологии. Главной из них должна стать LTE и ее последующее развитие LTE Advanced.

Технология LTE уже несколько лет активно внедряется ведущими операторами связи по всему миру, и, по данным Ассоциации GSA на 1 октября текущего года, в 48 странах мира введено в эксплуатацию 105 сетей LTE. Высокие скорости в сетях LTE стимулируют пользователей более интенсивно использовать «тяжелые» приложения, что приводит к стремительному росту объемов трафика.

Но по числу абонентов LTE пока существенно отстает и от 3G, и от GSM. Оценить эффективность инвестиций в построенные сети LTE очень сложно, поскольку в своих публичных отчетах операторы не разделяют доходы, получаемые от услуг 3G и LTE. Возможно, отсутствие оптимистичных данных по окупаемости во многом сдерживает инвестиции в построение сетей LTE в России.

В ближайшее десятилетие операторам придется поддерживать и развивать сети сразу нескольких поколений (2G/GSM, 3G/UMTS и 4G/ LTE). А поскольку с каждой новой технологией пропускная способность приближается к пределу Шеннона, для поддержки все больших объемов трафика придется уплотнять базовые станции. При этом для повышения эффективности работы сетей чрезвычайно важна будет способность динамично перераспределять ресурсы — между различными частотными диапазонами, технологиями и территориальными зонами — для оптимального обслуживания пользователей в зависимости от меняющихся условий. Решения для этого разрабатывают все основные поставщики инфраструктурного оборудования для сетей мобильной связи. В Nokia Siemens Networks для таких решений используют термин Liquid Net.

По мнению Лидии Варукиной, директора по технологиям в России компании Nokia Siemens Networks, наиболее эффективно «перетекание» ресурсов можно обеспечить, если координация распределения ресурсов между сотами будет осуществляться в централизованном пуле (облаке). Однако применение облачных технологий станет реальным только при развитой оптической инфраструктуре. В густонаселенных областях оптический транспорт с технической и экономической точек зрения уже оказывается привлекательнее, чем стандартные проводные и релейные линии связи. Огромное количество малых сот с высокой пропускной способностью потребует организации дешевого транспорта для поддержки гигабитных скоростей. По прогнозу Infonetics, к 2015 году около 40% сайтов сотовой связи будут подключены по оптическому транспорту.

На конференции Telecom 2020 #1Gbperday$ в Москве компания Nokia Siemens Networks «вживую» продемонстрировала несколько решений, которые позволяют уже сегодня, не дожидаясь повсеместного внедрения оптики, повысить качество обслуживания пользователей. В частности, была показана работа механизмов скоординированной многоточечной связи (CoMP), которые станут стандартными в технологии LTE Advanced. Для демонстрации была имитирована ситуация с очень плотной расстановкой базовых станций на стадионе. В этом случае качество обслуживания пользователей, находящихся на границе сот, значительно ухудшается. Включение функции CoMP на базовых станциях кардинально изменило ситуацию, обеспечив качественную передачу видео с планшета, который в тестовой сети находился на границе сот.

 

GSM Forever? GSM доминирует сегодня… Будет она востребована и завтра. Об этом, в частности, свидетельствует прогноз Infonetics Research, опубликованный в июне 2012 года.
GSM Forever? GSM доминирует сегодня… Будет она востребована и завтра. Об этом, в частности, свидетельствует прогноз Infonetics Research, опубликованный в июне 2012 года.

Заметим, что работа механизма CoMP была показана на линии вверх, для чего специальная доработка терминалов не требуется (достаточно функционала сети), для использования этой технологии на линии вниз понадобятся специальные терминалы. Специалисты Nokia Siemens Networks привели данные, которые свидетельствуют о том, что трафик на линии вверх в настоящее время растет значительно быстрее, чем на линии вниз. Этому способствуют рост популярности приложений P2P, выгрузки видео (например, на стадионе многие болельщики хотят оперативно передать видео наиболее интересных моментов своим приятелям), облачные сервисы и пр. «Пропускная способность на линии вверх может стать бутылочным горлышком при внедрении новых сервисов, — отмечает Лидия Варукина. — Поэтому важно заранее предусмотреть механизмы для недопущения подобной ситуации».

Кроме того, была показана работа системы управления качеством обслуживания клиентов Customer Experience Management (CEM) on Demand. Одна из функций этой системы заключается в том, что на основании характеристик работы сети (время задержки, процент потерянных пакетов и пр.) она способна вычислять параметр Customer Experience IndexI, то есть качество восприятия сервиса пользователем. Для обкатки разработанной модели Nokia Siemens Networks проводила много испытаний, в ходе которых вычисленные показатели CEI сравнивались с результатами опроса абонентов. Все они показали хорошую корреляцию этих данных.

Как отмечает Владимир Шапоров, региональный менеджер по стратегическому маркетингу Nokia Siemens Networks, CEM on Demand предоставляет информацию о качестве обслуживания с точки зрения пользователей, используя существующие данные из сетевого оборудования и ИТ-систем оператора, а также позволяет приоритизировать действия, выполняя в первую очередь те из них, которые способны максимизировать качество обслуживания пользователей и показатели прибыльности. Наличие подобной информации дает возможность операторам взглянуть на ситуацию глазами клиентов, помогает им сфокусироваться на направлениях, имеющих наибольшее значение, и позволяет помочь в решении проблем до того, как они начнут негативно влиять на доход.