Как нескромно заявляет Андрей Свириденко, председатель правления Spirit, разрабатываемые российской компанией Spirit голосовые и видеодвижки являются лучшими в мире: «Движок TeamSpirit для продукта VoIP — как Intel для ПК».

Издание Fierce Enterprise Communications относит Spirit к десяти наиболее влиятельным в мире разработчикам решений VoIP — наряду с Cisco, Avaya, Comcast и другими. Согласно собственным подсчетам компании, которой в этом году исполняется 20 лет, ее голосовым движком пользуются свыше миллиарда человек — больше, чем Skype, Microsoft, Google или любым другим голосовым сервисом.

Операторам не надо далеко ходить в поисках виновного в снижении их маржи. Распространение VoIP подрывает голосовой бизнес операторов связи, на который до сих пор приходится основная часть их доходов. Андрей Свириденко же гордо заявляет, что последние пять – семь лет Spirit была «сердцем» этой мировой VoIP-революции. (Вместо сердца у революционеров, как известно, пламенный мотор, а в данном случае движок VoIP.) Так, например, приложение для смартфонов израильской компании Viber с движком Spirit позволяет бесплатно совершать звонки на другой мобильный телефон с Viber при наличии подключения 3G или WiFi — за год с небольшим его установили свыше 100 млн пользователей.

Движок Spirit лицензировали или приобрели более чем 250 известных мировых производителей, операторов и провайдеров, в числе которых Apple, Microsoft, China Mobile, Huawei, HTC и Samsung. Apple использует продукты Spirit с 2007 года. Согласно недавно опубликованной статистике, iPhone и iPad пользуются свыше 400 млн человек по всему миру, а софтфоном Fetion с движком Spirit — полмиллиарда абонентов китайского оператора China Mobile. Сложив три названные цифры, получаем искомый миллиард. И это, как можно понять, далеко не полный подсчет. В компании, не стали учитывать, например, пользователей Adobe Flash, куда тоже интегрированы отдельные компоненты движка Spirit, а их уже свыше 1,5 млрд.

Многие разработки опережают рынок на 3–5 лет. «Мы должны быть впереди, чтобы у нас было что предложить рынку, когда он нас догонит», — говорит Андрей Свириденко. Так, еще в 2007 году Spirit продемонстрировала многоточечную видео-конференцсвязь между мобильными телефонами на Mobile World Congress в Барселоне. Видеодвижки Spirit лицензированы многими компаниями. В частности, используя собственный голосовой движок, Skype тем не менее применяет видеорешения Spirit. Однако, перестав довольствоваться лицензированием встроенных систем, компания решила выпустить свой собственный готовый продукт для проведения многоточечных Web-конференций — «ВидеоМост».

Осознавая, видимо, некую вину перед операторами за участие в подрыве их основного бизнеса, Spirit решила оказать им содействие в увеличении ARPU. «Семь лет мы содействовали развитию бизнеса интернет-провайдеров, теперь настала пора помочь другой стороне». В качестве такого генератора доходов в Spirit рассматривают услуги видео-конференц-связи. Компания предоставляет операторам платформу ВКС, на базе которой они могут развертывать свои сервисы. По оценке Андрея Свириденко, минимальный (базовый) доход с одного абонента составляет 20 долларов, что выше, чем доход на абонента в сотовой связи. Соглашения уже подписаны с AT&T, British Telecom, China Mobile и рядом других операторов. «Ростелеком» использует «ВидеоМост» в инфоматах для электронного правительства (где он заменил решение Microsoft), а кроме того, на его базе оператором реализованы программные и облачные сервисы ВКС.