Современные УАТС не только обеспечивают сотрудников качественной связью, но все чаще используются для повышения эффективности их работы и улучшения обслуживания клиентов. Российский рынок офисных АТС вступил в период посткризисного восстановления в прошлом году, причем наиболее быстрыми темпами растут продажи IP-УАТС. В этом номере журнала мы решили проанализировать различные варианты реализации гипотетического проекта по телефонизации офиса.

Итак, нашему вымышленному заказчику требуется телефонизировать свои офисы (УАТС + телефоны). В центральном офисе компании работает около 100 сотрудников, она арендует склад площадью около 100 м2 в том же городе и имеет два филиала в других городах России со штатом сотрудников 10 и 25 человек. Кроме того, 20 сотрудникам центрального офиса нужно обеспечить условия для надомной работы.

К решению предъявляются следующие общие требования:

  • УАТС должна поддерживать до двух входящих линий и важнейшие коммуникационные функции: перевод вызовов в режим ожидания, автоматическую переадресацию или перенаправление вызова, автоответ в нерабочие часы, персональное приветствие, голосовую почту, конференц-связь и сервис «автосекретарь»/IVR;
  • система должна быть простой в установке и эксплуатации, желательна (если это экономически целесообразно) возможность централизованного управления, единый номерной план, поддержка протоколов IP-сигнализации (SIP, H.323) в межофисных коммуникациях;
  • для работников склада предпочтительно наличие беспроводной связи из любой точки помещения.

Заказчик (организация с хорошо налаженными бизнес-процессами) не планирует внедрять унифицированные коммуникации (UC), однако не исключает, что в будущем могут потребоваться интеграция функций телефонии с системой электронной почты (отправка сообщения голосовой почты на почтовый адрес, воспроизведение сообщений по телефону), интеграция телефонной книги со службой каталогов, функции контакт-центра и интеграция с CRM для автоматизации работы с клиентами. В то же время компания готова рассмотреть предложения по интеграции мобильной и фиксированной связи (одновременный звонок на офисный и мобильный телефоны и др.) и отслеживанию статуса сотрудников (presence).

Кроме того, в ближайшие два-три года численность сотрудников центрального офиса может увеличиться примерно вдвое, не исключено, что появится еще один региональный филиал (10–20 сотрудников) и понадобятся средства коммуникации для взаимодействия с командированными специалистами. Желательно, чтобы адаптация офисной АТС к новым задачам бизнеса и расширение ее функциональности не требовали полной замены уже эксплуатируемого оборудования.

 

ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Основа системы корпоративной телефонии — офисная АТС. Задание предусматривает коммуникации между офисами посредством VoIP, и не удивительно, что все предложения основываются на использовании IP- или гибридных УАТС, хотя компании такого размера пока предпочитают использовать традиционные УАТС — самый простой и доступный вариант. Сейчас предприятиям SMB уже предлагаются IP-УАТС, близкие по стоимости к аналоговым, что может сделать их более привлекательными. Такие решения пользуются все большим спросом со стороны компаний с территориально распределенной структурой. Вендоры отмечают и рост продаж внутренних портов IP.

Рисунок 1. IP-АТС Panasonic KX-NCP (Network Communications Platform) 500/1000.

В компании Panasonic считают, что при таких исходных данных наиболее эффективным решением является построение системы на базе IP-АТС Panasonic серии KX-TDE и KX-NCP (см. Рисунок 1). Выбор модели УАТС для головного офиса и филиалов определяется количеством сотрудников. В головном офисе можно установить старшую модель IP-АТС KX-TDE600, поддерживающую более 1000 абонентов (см. Таблицу 1 «Предложенные УАТС и их основные функции»). Приложение Communication Assistant для IP-АТС Panasonic позволяет просматривать статус внутренних абонентов сети и управлять вызовами с монитора ПК, но эта функция требует приобретения полнофункциональной версии приложения Communication Assistant Pro. Кроме того, для отправки голосовых сообщений на электронную почту необходим речевой процессор KX-TVM50. Как и в большинстве современных IP-АТС, вызов может одновременно направляться на офисный и мобильный телефоны (см. Рисунок 2).

 

Таблица 1. Предложенные УАТС и их основные функции 

 
УАТС Функции
Унифицированная коммуникационная система IP-телефонии ZyXEL x8004 c функциональностью UC Голосовая почта, IVR, автосекретарь (с визуальной настройкой сценариев), запись разговоров (до 196 разговоров одновременно), перевод звонка, ожидание, голосовая почта (до 1000 часов), преобразование текста в речь, поиск вызываемого сотрудника, конференц-связь (до 196 участников при максимум 64 конференциях) и селекторные совещания (с возможностью управления микрофоном, автоматического сбора конференции), видеозвонки (H.263/H.264), встроенный факс-сервер, отправка отчетов и уведомлений о новых и пропущенных вызовах и событиях, встроенный сервер SQL, статистика по работе системы, интеграция с внешними системами через HTTP/XML с возможностью разбора параметров, модификация поведения в зависимости от времени и даты, обмен информацией с внешними базами данных и приложениями с помощью запросов SQL и/или механизмов ADO, OLE, ODBC. Для всех локальных, удаленных пользователей и телефонов поддерживается единый номерной план. Средства безопасности включают встроенный межсетевой экран, защиту от SIP-сканеров и несанкционированный доступ по IP. Наличие API/SDK/CTI дает возможность писать программы для операторов контакт-центра и интегрировать систему с внешними CRM. Для интеграции с CRM используются также объекты COM, Web-сокеты, взаимодействие HTTP через интерфейс localhost на клиентской стороне.
IP-АТС Panasonic серии KX-TDE и KX-NCP Эти IP-АТС имеют встроенные функции голосовой почты, автосекретаря/IVR, персонального приветствия; поддерживают организацию 32-сторонней конференции, автоответ в нерабочие часы, автоматическую переадресацию\перенаправление вызовов, их перевод в режиме ожидания и т.д. Кроме того, они позволяют отправлять голосовые сообщения на электронную почту (опция KX-TVM50/200), имеют встроенный сервер CTI, могут подключаться к оператору по интерфейсам ISDN (PRI/BRI/E1), CO или VoIP (SIP, H.323). Важные качества — централизованное администрирование, интеграция мобильной и фиксированной связи: регистрация мобильных абонентов как внутренних абонентов системы (по Caller ID), одновременные звонки на мобильный и стационарный телефон. Мобильные абоненты могут совершать междугородные и международные звонки через IP-каналы АТС.
Гибридная УАТС с распределенной архитектурой Avaya IP Office 500 v2 До четырех входящих линий и голосовая почта, конференц-связь, автосекретарь/IVR, перевод вызовов в режим ожидания, автоматическая переадресация или перенаправление вызова, отправка голосовых сообщений на электронную почту, автоответ в нерабочие часы, персональное приветствие. Расширенная версия IP Office 500v2 Preferred Edition включает лицензии на приложения для составления голосовых меню, записи разговоров и хранения голосовых сообщений. Она дает возможность создавать расширенные голосовые меню для обработки входящих вызовов в зависимости от времени суток, дня недели, типа и номера абонента (по АОН), формировать листы опросов клиентов и записывать входящие, исходящие и внутренние вызовы. Пакет Essential Edition позволяет обмениваться информацией с базой данных SQL-типа, озвучивать текстовые сообщения (преобразование «текст в речь») или создавать сценарии на Visual Basic.
Конвергентная среднеканальная мини-АТС «Агат UX-3410» Система поддерживает до 80 аналоговых абонентов, до 256 абонентов IP-телефонов, до 16 потоков Е1 и до 80 внешних городских линий, протоколы SIP и H.323. Она позволяет реализовать необходимые заказчику функции (голосовая почта, многоканальные конференции и т. д.), а также много других важных функций и сервисов, например, специальные функции для автоматической обработки вызовов, запись разговора, поддерживает централизованную настройку нескольких IP-АТС при создании распределенной телекоммуникационной сети с единым номерным планом и маршрутизацией вызовов и ряд других функций.
Система унифицированных коммуникаций Microsoft Lync Server 2010 Standard Устанавливается на сервер Windows Server 2008/2008 R2. Для связи с ТфОП предполагается подсоединить четырехпортовый медиашлюз Audiocodes MP 114/40 UC. Продукт включает в себя функции голосовой почты (с возможностью прослушивать ее на телефоне и получать голосовые сообщения в Outlook), конференц-связи, автосекретаря, перевода вызовов в режим ожидания, настраиваемой пользователями автоматической переадресации или перенаправления вызова, отправки голосовых сообщений на электронную почту, автоответа в нерабочие часы, персонального приветствия, парковки вызовов, одновременного вызова на офисный и мобильный телефоны, отслеживания статуса абонентов (presence), мгновенных сообщений (IM). Управление осуществляется через Web-интерфейс, поддерживается единый номерной план, интеграция телефонной книги со службой каталогов, функции контакт-центра с настраиваемыми алгоритмами работы, а также интеграция с Microsoft CRM. Предусматривается даже поддержка ВКС с разрешением HD, есть клиенты для мобильных телефонов.
Cisco Unified Communications System Лицензии начальных уровней, включающие в себя ПО Cisco UC Manager 8.5, поддерживают широкий набор телефонных сервисов, как знакомых пользователям по любым современным телефонным станциям, так и уникальных. Например, ускоренный набор номера, отображение имени абонента из адресной книги Microsoft Outlook, система учета телефонных звонков, аудиоконференции, группы поиска (hunt group), удержание вызова (MOH), разные виды условной и безусловной переадресации, одновременный вызов на мобильный и внутренний номера, автоматически обновляемый каталог номеров абонентов, единый план нумерации, приложения XML, видеозвонки и многое другое. В зависимости от выбранного типа лицензии можно обеспечить набор функций для разных категорий пользователей.

 

Рисунок 2. Одновременный звонок на офисный и мобильный телефоны при использовании УАТС Panasonic TDA/TDE.

 

Рисунок 3. УАТС Avaya IP Office 500.

В компании «Дельта Телеком» в качестве примера привели уже реализованный похожий проект — комплексное решение телефонизации для одной из российских компаний с центральным офисом в Москве, небольшим складом за МКАД и двумя региональными представительствами в Орле и Белгороде. Количество сотрудников центрального офиса не превышает ста абонентов с перспективой расширения в ближайшие два года до 120. Этот системный интегратор, занимающийся оборудованием Avaya, построил свое решение на основе УАТС Avaya IP Office 500 v2 релиз 6.1 (см. Рисунок 3).

 

Такой же выбор сделала компания «АйТи»: в ее предложении реализована распределенная архитектура с единым номерным планом, на всех трех площадках используются IP-телефоны, а для межофисных коммуникаций — IP-сигнализация (SIP, H.323). Как считают в «АйТи», это решение отличается простотой установки и эксплуатации (для настройки оборудования в центральном офисе требуется два дня, и по одному дню придется выделить для каждого филиала), а также возможностью централизованного управления через Web-интерфейс.

«Дельта Телеком» основными достоинствами Avaya IP Office 500 считает модульную архитектуру, способность УАТС работать с различными интерфейсами (в ее проекте провайдер предоставляет для центрального офиса поток E1, соединение с Интернетом 10 Мбит/с и две аналоговых линии для связи с охраной и диспетчерской бизнес-центра), емкость до 360 абонентов в пределах одной площадки, возможность объединения нескольких IP Office в единую сеть VoIP (со сквозной нумерацией) по протоколу Small Community Network (SCN), работающему поверх H.323, а также возможность одновременной организации двух конференций по 64 участника в базовой конфигурации и поддержку голосовых меню для каждого офиса и голосовых почтовых ящиков.

В головной модуль IP Office 500v2 высотой 1,5U установлена опорная карта — плата на восемь аналоговых телефонов и два факса, а на нее — плата на 30 каналов потока E1 (в IP Office 500 лицензируется число каналов в потоке E1, восемь каналов учтены в стоимости платы). Другой слот занимает универсальная комбинированная плата на восемь цифровых телефонов и два аналоговых, четыре двухпроводных линии и 10 ресурсов компрессии голоса (VCM). К двум портам FXO подведены двухпроводные линии от АТС бизнес-центра, а к двум другим портам — шлюз GSM на две SIM-карты (в целях экономии на мобильных звонках).

Учитывая, что в этом случае подключение в ТфОП осуществляется посредством полного цифрового потока E1, а большинство телефонных аппаратов представляют собой IP-телефоны, потребуется плата компрессии голоса, которая будет обрабатывать каждый вызов на IP-телефон, приходящий по E1, и наоборот. Поэтому в третий слот установлена такая плата на 32 канала (VCM 32). К ней прилагается 12 лицензий на IP-телефоны Avaya. Четвертый слот можно использовать для дальнейшего расширения.

Для международных вызовов решено использовать более дешевые услуги провайдера SIP. Соединение по транку SIP лицензируется по количеству одновременных сеансов (здесь — 10 лицензий). Грамотно сформированное голосовое меню позволяет снизить нагрузку на секретарей компании.

Как рассказывают в «Дельта Телеком», в результате внедрения такого решения заказчик сможет с минимальными затратами телефонизировать главный и региональные офисы, использовать голосовое меню для сортировки входящих вызовов, экономить на междугородных и международных звонках, снизить расходы на связь с мобильными абонентами и обеспечить централизованное управление всеми УАТС IP Office. В перспективе возможны интеграция IP Office с корпоративной системой CRM и организация на базе центрального офиса небольшого центра обработки вызовов на 10–20 агентов.

Экономия на мобильной связи достигается за счет местных звонков. Например, в шлюз GSM можно вставить SIM-карту местного мобильного оператора и звонить в филиал через этот шлюз, который будет передавать звонки по каналу IP (такие же возможности предоставляет IP-АТС Panasonic). К IP Office подключаются любые шлюзы GSM, работающие по аналоговой линии или по SIP. Вызов может одновременно направляться на мобильный и стационарный телефоны (нужна лицензия из пакета Mobile Worker), а программный клиент для смартфонов (Windows Mobile v5/v6, Symbian) — приложение для решения One-x Portal — позволяет управлять функциями настольного телефона, проверять голосовую почту, просматривать журнал вызовов и т. д. Например, вызов можно переадресовать на домашний телефон, а с помощью One-x Portal управлять через смартфон внутренним номером, включить конференц-связь и др.

В компании ZyXEL для данного проекта порекомендовали выбрать унифицированную коммуникационную систему IP-телефонии ZyXEL x8004 (см. Рисунок 4). Выпущенная несколько месяцев назад, она реализует в одном компактном устройстве (корпус 2U) функции традиционной УАТС и IP-станции. Базовая версия x8004 обладает такими расширенными функциями, как запись разговоров, ведение и отображение статистики, анализ загрузки. Кроме того, можно унифицировать средства обмена сообщениями: электронную почту, ICQ/Jabber и факсы. До конца года планируется выпустить бесплатное обновление для поддержки видеоконференций. Встроенный контакт-центр реализует большинство базовых функций, а дополнительные лицензии обеспечивают подключение новых, более сложных, сервисов.

 

Рисунок 4. Базовая версия x8004 позволяет построить телефонную структуру распределенной компании с мобильными пользователями.

 

Система реализована на аппаратной платформе x86 и ОС ZyXEL image, в которой использовались как закрытые технологии, так и ПО с открытым исходным кодом. Повышение надежности обеспечивается посредством функций мониторинга аппаратной части и состояния отдельных компонентов (в том числе жестких дисков). Разработчики характеризуют свое решение как систему с закрытым ядром телефонии и открытыми технологиями взаимодействия. Для подключения к глобальной сети и корпоративной локальной сети предусмотрены два порта Gigabit Ethernet, а для работы с ТфОП можно установить до четырех транковых модулей с интерфейсами FXS, FXO или E1. Установка и настройка упрощаются за счет применения средства визуальной настройки телефонной сети предприятия и сценариев обработки вызовов, встроенного сервера SQL, а также благодаря интеграции с внешними базами данных и информационными системами, приложениями компьютерной телефонии и бизнес-процессами предприятия. x8004 предусматривает консоль оператора Z_CTI с возможностью назначения прав доступа, средства вывода отчетов в виде графического/табличного отображения и создание собственных отчетов через запросы SQL.

Рисунок 5. IP-АТС «Агат UX-3410».

«Агат-РТ» предложила установить в центральном офисе свою IP-АТС «Агат UX-3410» (см. Рисунок 5), которая, как отмечается, позволяет реализовать необходимые заказчику функции (все они входят в базовый комплект поставки IP-АТС) и прежде всего поддерживает централизованную настройку нескольких IP-АТС при создании распределенной телекоммуникационной сети с единым номерным планом и маршрутизацией вызовов.

В компании «Саронит» считают, что поставленную задачу можно решить и с помощью сервера под управлением Linux, который, в числе прочих функций, оснащен средствами прокси, резервирования каналов Интернета, DNS, VPN, защиты от вторжений и сохранения журналов на диске. Он будет играть роль сервера IP-телефонии, причем аналогичные серверы устанавливаются и в филиалах. Для основного офиса нужно получить внешние линии от SIP-провайдера или использовать шлюз FXO, например, D-Link DVG-6004, аналогичный шлюз Linksys или другой, приобрести IP-телефоны с поддержкой SIP по количеству абонентов (это могут быть модели D-Link DPH-150, Linksys 921 или 922). Необходимо также подключить каналы IP в городах, где находятся филиалы (хотя им все равно потребуется выход в ТфОП). Офисы связываются по VPN.

Затем решение нужно настроить: составить план номеров, например, 1ххх — для головного офиса, 2ххх — для второго и 3ххх — для третьего. Эти номера и пароли к ним создаются через Web-интерфейс с указанием, что они работают только внутри сети. Нужное количество конференций добавляется по необходимости, а шлюзы GSM помогут снизить расходы на мобильную связь. Для мобильных пользователей создаются дополнительные номера, например 4ххх. Если выбрать недорогие IP-телефоны, такой вариант окажется, пожалуй, самым экономичным, но потребует квалифицированной инсталляции и поддержки.

Предложение «Коралл-Телеком» тоже основывается на программном решении, но совсем другого класса: телекоммуникационная платформа Microsoft Lync Server 2010 Standard способна заменить (или дополнить) УАТС. Эта система UC устанавливается на сервер Windows Server 2008/2008 R2. Для связи с ТфОП предлагается задействовать четырехпортовый медиашлюз Audiocodes MP 114/40 UC. Сервер устанавливается в доменной структуре головного офиса, где уже подготовлена сетевая инфраструктура и инсталлирован Microsoft Exchange Server 2010. Роль Lync Server Edge настраивается для обработки входящих/исходящих соединений от пользователей, работающих дома, и пользователей филиалов. VPN не требуется. По данным «Коралл-Телеком», установка и настройка системы занимают три-четыре рабочих дня. В результате все пользователи обеспечиваются аудио- и видеосвязью и возможностью звонить на городские телефоны. В Lync Server предлагается даже поддержка ВКС с разрешением HD и имеются клиенты для мобильных телефонов.

ПО Microsoft Lync устанавливается на 64-разрядном сервере стандартной архитектуры с оперативной памятью емкостью от 16 Гбайт. Для доступа к филиалам потребуется развернуть в головном офисе два дополнительных физических или виртуальных сервера. Продукт рассчитан на 5000 абонентов при выделенном физическом сервере и до 2500 абонентов для виртуального сервера, что на порядок превышает предполагаемое количество пользователей.

Netcube предложила решение UC, основанное на продукте Cisco Unified Communications System (см. Рисунок 6). В компании считают, что помимо стабильной работы и конкурентоспособной цены основными требованиями к системе, предназначенной для растущего предприятия, являются простота инсталляции, поддержки и перспективы развития продукта. Заказчик может выбрать компоненты, отвечающие его потребностям, создать индивидуальную систему из стандартных «кубиков», а при необходимости — расширить ее функциональные возможности.

 

Рисунок 6. Cisco Unified Communications System позволяет развернуть в компании и ее филиалах систему унифицированных коммуникаций.

 

Базовый компонент системы — программно-аппаратный комплекс Cisco UC Manager с функциями телефонной станции, причем в качестве аппаратной платформы — в зависимости от требований к конечной системе, производительности и функциональности — можно выбрать модели серверов из продуктовых линеек Cisco, HP или IBM. Для компании с небольшой филиальной сетью и количеством сотрудников около 100 человек достаточно использовать один сервер Cisco MCS-7816. Поддержка виртуальной среды VMWare ESXi позволяет задействовать имеющиеся платформы при наращивании функциональных возможностей системы.

Как и в случае Microsoft Lync Server, система подключается к ТфОП через голосовой шлюз — отдельное сетевое устройство, оснащенное встроенными портами и слотами для модулей стыка с телефонной сетью. В решении Netcube это маршрутизатор Cisco ISR, совмещающий функции пограничного устройства, межсетевого экрана, точки доступа WiFi и поддержки голосовых сервисов. В центральном офисе используется маршрутизатор с интеграцией сервисов серии Cisco 2900, поддерживающий до 100 вызовов в ТфОП одновременно, а для небольших филиалов с одной городской телефонной линией достаточно маршрутизатора Cisco 881. Приложения унифицированной системы Cisco имеют схожий и интуитивно понятный Web-интерфейс администрирования. По расчетам Netcube, описанное решение можно развернуть за два-три дня.

 

УДАЛЕННЫЕ ФИЛИАЛЫ

Специалисты Panasonic считают, что в двух филиалах с небольшим количеством сотрудников можно эффективно и экономически выгодно организовывать связь на базе KX-NCP500 — младшей модели УАТС серии KX-NCP. Станция должна быть укомплектована процессором DSP 4 и платой для подключения аналоговых или цифровых линий. Это позволит использовать различные каналы связи для коммуникаций с сотрудниками компании и с клиентами. Заказчик получает распределенную гибкую телефонную систему с единым планом нумерации. Однако для решения подобных задач необходимо обращаться к авторизованным специалистам, которые обладают знаниями, достаточными для грамотной реализации подобных проектов.

В филиале заказчика компании «Дельта Телеком» в Орле, где работают 10 сотрудников, установлен головной модуль Avaya IP Office 500 v2 с универсальной комбинированной платой в первом слоте и платой на восемь цифровых абонентов во втором. Три линии ТфОП подключены к портам FXO комбинированной карты, а для сотрудников установлены цифровые телефоны Avaya 1408. Факс подсоединен к порту FXS на комбинированной карте, при этом четыре цифровых порта остаются в резерве. Двух базовых каналов голосового приветствия достаточно для качественной обработки входящих вызовов. В белгородском офисе (25 сотрудников) тоже применяется Avaya IP Office 500 v2 с универсальной комбинированной платой в первом слоте, но используется карта с портами BRI (он подключен к ТфОП через этот редкий тип цифрового потока). К портам FXS подключены два факса. Для сотрудников установлены 24 IP-телефона Avaya 1608 и один Avaya 1616 с собственными блоками питания (имеющийся коммутатор не поддерживает PoE). Ресурсов VCM в комбинированной карте достаточно для выхода в ТфОП для всех сотрудников.

Для объединения в единую сеть всех офисов по корпоративной сети и настройки единого плана нумерации с помощью SCN на каждый офис требуется лицензия Voice Networking, обеспечивающая четыре одновременных исходящих соединения по протоколу H.323 с другими станциями. SCN позволяет не только создать единый план нумерации, но и объединить абонентов разных станций в группы поиска (hunt group).

При использовании IP-АТС «Агат РТ» в филиале, где работают до 10 сотрудников, можно установить IP-АТС «Агат UX-2211». Эта модель поддерживает до восьми аналоговых абонентов, до 256 абонентов IP-телефонов и до восьми внешних городских линий, протоколы SIP и H.323, а набор функций соответствует модели UX-3410, рекомендованной для центрального офиса. В более крупном филиале (до 25 сотрудников) можно развернуть IP-АТС UX-3420 (см. Рисунок 5), которая, в отличие от UX-2211, поддерживает большее число пользователей: до 40 аналоговых абонентов, до 256 абонентов IP-телефонов, до 40 внешних городских линий и до 10 потоков Е1.

 

МАСШТАБИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ

Согласно поставленным задачам, внедряемая система должна обеспечивать эффективные коммуникации и в будущем. Как считают специалисты Panasonic, установив IP-АТС KX-TDE600 в офисе, заказчик получает большие возможности для расширения и модификации системы путем установки дополнительных модулей и блоков. Максимальная емкость системы — более 1000 внутренних абонентов. На начальном этапе достаточно приобрести один базовый системный блок и блок питания, укомплектовать его платами аналоговых и цифровых линий, процессором DSP 16 для подключения восьми IP-телефонов и четырех IP-транков, а также купить ключи активации абонентов SIP. При необходимости обычные телефоны можно заменить системными цифровыми и IP-телефонами. Системный телефон имеет дополнительные индикаторы и кнопки, предоставляющие некоторым сотрудникам (секретарю или менеджеру) такие функции, как индикация статуса линии, перехват вызова, перевод одной кнопкой и др.

Базовая лицензия системы ZyXEL x8004 поддерживает до 128 внутренних телефонов (возможно расширение до 255) — SIP, Z_CTI (приложение с функциями программного телефона) и традиционные (FXS). Различий между типами внутренних/внешних линий нет. Для подключения к городским линиям используются линейные карты серии M8. При помощи визуальных сценариев настройки логики «поведение» системы можно подстраивать под изменения в бизнес-процессах.

В случае «Агат UX» число рабочих мест в центральном офисе увеличивается путем подключения нужного числа IP-телефонов: все модели этой IP-АТС поддерживают до 256 абонентов, а для вновь создаваемых филиалов можно докупить модели IP-АТС на соответствующее число пользователей.

Что касается предложения «Коралл-Телеком», то, как уже упоминалось, сервер Microsoft Lync 2010 Standard рассчитан на обслуживание до 5000 абонентов — нужно лишь приобрести клиентские лицензии, организовать рабочие места и подключить необходимые телефоны. Версия Enterprise поддерживает работу до 10 000 абонентов. С этой системой UC совместим шлюз AudioCodes MP 114/40 с четырьмя портами FXO, но расширения он не предусматривает. Если потребуется большее количество городских линий либо подключение к городским линиям по потоку E1, лучшим решением будет Audocodes Mediant 1000.

Как считают в компании Netcube, заказчику, развернувшему систему UC от Cisco, по мере роста достаточно покупать нужное количество дополнительных лицензий и телефонных аппаратов. Начать можно с внедрения IP-телефонии, а со временем развернуть те или иные сервисы унифицированных коммуникаций, приобретя нужные лицензии для таких функций, как голосовая почта, программные клиенты, обмен сообщениями и сервис присутствия, видеоконференции, контакт-центр, клиенты для мобильных устройств, интеграция с электронной почтой и т. д.

 

ТЕЛЕФОНЫ

К IP-АТС Panasonic и «Агат UX» можно подключать различные телефонные аппараты: аналоговые, цифровые, DECT и IP, причем Panasonic кроме SIP поддерживает MGCP, а «Агат UX» может работать с любыми IP-телефонами, использующими стандартные протоколы SIP и H.323, кодеки G.711 и G.723 (разных вариантов), G.729. Кроме того, к «Агат UX» подключаются и специальные системные IP-телефоны.

Как отмечают в компании Panasonic, в зависимости от желания и бюджета заказчика можно выбрать телефоны для каждой категории пользователей. Рядовым сотрудникам подойдут обычные недорогие аналоговые телефоны (хотя эффективнее применение системных устройств), оснащенные небольшим дисплеем без подсветки. Руководителям отделов можно предложить KX-DT346 и KX-DT343 — модели с большим дисплеем, 24 программируемыми кнопками и двухцветным индикатором вызова, а директору компании установить многофункциональный IP-телефон KX-NT400 с цветным сенсорным дисплеем 5,7" (320x240) и наглядным русскоязычным меню.

Avaya IP Office 500v2 поддерживает аналоговые телефоны любых производителей, цифровые (Avaya 64хх, 24хх/54xx, 14xx) и IP-телефоны Avaya 46xx/56xx, 16xx, 96xx или IP-телефоны сторонних производителей, работающие по протоколу SIP (для использования IP-телефонов требуется лицензия).

В проекте «Дельта-Телеком» для основной массы сотрудников были установлены IP-телефоны Avaya 1608. Эта базовая модель поддерживает трехстрочный 24-символьный дисплей с подсветкой, спикерфон, адресную книгу до 100 записей, журнал с информацией о 100 последних звонках. Она совместими с проводными и беспроводными гарнитурами. Встроенный двухпортовый коммутатор позволяет подключать компьютеры через телефоны и таким образом экономить на портах СКС. В общественных местах (кухня, серверная и т. д.) используется бюджетный телефон Avaya 1603 с простым интерфейсом, для секретарей установили IP-телефон Avaya 1616 с тремя 32-кнопочными консолями расширения, а для директора и руководителей департаментов — телефоны с подсвеченными дисплеями VGA, поддерживающие 12 логических линий или программируемых клавиш и адресную книгу на 250 записей. В филиалах применяются цифровые телефоны Avaya 1408, по внешнему виду и функциям идентичные IP-телефонам Avaya 1608, но работающие по одной паре проводов по протоколу DCP.

Компания «АйТи» выбрала для своего проекта IP-телефоны Avaya 9608, поддерживающие протоколы H.323 и SIP, алгоритмы QoS (DiffServ, 802.1q/p), PoE, кодеки G.711, G.726, G.729A/B, G.722. Эти аппараты имеют спикерфон и ЖК-дисплей.

По мнению специалистов ZyXEL, наряду с телефонами любых производителей, поддерживающих открытый протокол SIP, сотрудники центрального офиса могут использовать и бесплатное приложение Z_CTI с программным телефоном и всеми функциями x8004, включая видеозвонки, конференции, селекторные совещания, сбор статистики. В комбинации с Z_CTI можно применять гарнитуру или телефон с USB-портом или IP-телефон Yealink T-12P/T-18P/T-20P, работающий по протоколу SIP: в этом случае телефонный аппарат дополняется расширенными функциями x8004 (видео, конференции, селекторные совещания, факсы и т. д.). Для видеозвонков подойдет Z_CTI с Web-камерой на компьютере или Yealink VP-2009P. Для секретарей предусмотрены два решения: Z-CTI с функцией контроля присутствия и быстрого перевода звонков или телефоны Yealink T-26P/T-28P с дополнительной панелью EXP38/39 (функция присутствия поддерживается и в этом случае). Руководителям подойдет видеотелефон Yealink VP-2009P.

В компании «Саронит» наряду с серверами IP-телефонии рекомендуют использовать телефонные аппараты Linksys 921 или 922 с модулями расширения для секретарей. В проекте «Коралл-Телеком» сотрудникам предлагаются телефоны USB (например, трубка Calisto P210M или телефон Polycom CX300 с клавиатурой для Microsoft Office Communicator 2007 R2) либо автономные IP-телефоны, совместимые с Microsoft Lync, а также гарнитуры для звонков из интерфейса Lync — в продукте предусмотрен программный клиент. Простая проводная гарнитура стоимостью 10 долларов подключается к аудиокарте компьютера и рекомендуется для неискушенных пользователей, а для продвинутых устанавливаются телефоны Polycom CX300, CX500 или CX600. Руководителям предложен более сложный аппарат — Polycom CX700. Кроме того, можно применять телефоны и гарнитуры DECT, IP-телефоны других вендоров (через шлюз AudioCodes).

 

СКЛАД

В складском помещении сотрудникам нужна мобильность. В проекте Panasonic в качестве оптимального решения для склада выбрана базовая станция IP DECT KX-NCP0158 совместно с телефонами DECT серии KX-TCA. Такая станция подключается к УАТС по локальной сети и может поддерживать одновременно до восьми разговоров, а всего к ней подсоединяется до 512 телефонов серии KX-TCA. Данное решение позволяет обеспечить мобильную связь внутри склада и наладить взаимодействие с основным офисом.

В проекте «Дельта Телеком» в помещении склада, где работают пять сотрудников, нет отдельных линий для выхода в ТфОП, но зато имеется интернет-канал со скоростью 2 Мбит/с и с соединением VPN до центрального офиса. Устойчивый прием сигнала на всей территории обеспечивают три базы Avaya IP DECT R4 и трубки Avaya 3720 с монохромным дисплеем и клипсой крепления на поясе. В общей комнате размещается единый блок зарядки для трубок. Базы IP DECT R4 объединяются в кластер, и главная база по транку H.323 через VPN соединяется с центральным офисом. Дополнительные лицензии для соединения не требуются. Базовые станции Avaya IP DECT рекомендует к использованию и компания «АйТи».

ZyXEL предлагает организовать открытую зону покрытия DECT или WiFi. Для работы системы ZyXEL x8004 с DECT подойдут шлюзы SIP-DECT или SIP-FXS. Кроме того, по-прежнему возможно использование приложения Z_CTI. Компания «Саронит» не рекомендует применять телефоны WiFi, считая более надежным вариантом DECT, например ZyXEL P-2300RDL (телефон DECT с поддержкой IP-телефонии) или его аналог Extel i2010.

«Агат РТ» предлагает обеспечить мобильность внутренних абонентов в больших складских помещениях с помощью решения «Агат UX + KIRK», позволяющего подключить к IP-АТС «Агат UX» беспроводные телефоны DECT. «Коралл-Телеком» тоже советует использовать телефоны и гарнитуры DECT, а также систему Polycom DECT-KIRK. Например, беспроводная гарнитура Savi 430M (W430M) DECT работает в зоне покрытия до 100 м от базовой станции.

 

РАБОТА НА ДОМУ

Практически все решения предусматривают возможность удаленной работы. Например, в случае «Агат UX» для организации надомной работы части сотрудников можно воспользоваться встроенным в IP-АТС специальным прокси-сервером. Он работает по протоколу SIP и позволяет регистрировать до 256 IP-абонентов, получающих тот же набор функций, что и сотрудники в офисе. Телефоны SIP можно применять на удаленных рабочих местах и в случае установки IP-АТС Panasonic.

По мнению сотрудников ZyXEL, при использовании системы x8004 для надомной работы и в командировках удобнее всего дополнить ее приложением Z_CTI с гарнитурой или USB-телефоном, которое специально спроектировано так, чтобы работать позади NAT. В проекте «Дельта Телеком» для удаленной работы применяются софтфоны Avaya SIP Video Softphone и доступ по VPN: при наличии Web-камеры будут поддерживаться еще и видеозвонки между обладателями SIP Softphone или видеотерминалов производства как Avaya, так и сторонних производителей, например Polycom. Компания «Саронит» тоже рекомендует софтфон для удаленной работы. Такие возможности предлагают системы унифицированных коммуникаций Microsoft и Cisco.

 

СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?

По данным ZyXEL, средняя стоимость решения на 150 пользователей (60 телефонов + 90 Z_CTI с гарнитурой Plantronics), 20 сотрудников на складе (система DECT стороннего производителя), 20 удаленных пользователей, пять секретарей (T-28 + EXP 39), 10 руководителей (с VP-2009P) составляет около 90 долларов за рабочее место, а минимальная — около 53 долларов (Z_CTI + гарнитура на всех рабочих местах за исключением руководителей и секретарей).

«Дельта-Телеком» приводит конкретные затраты на оборудование Avaya в уже реализованном проекте. Для оснащения московского офиса и склада понадобилось 27 600 долларов, а инвестиции в оборудование филиалов заказчика в Орле и Белгороде составили 2700 и 3800 долларов. В эту стоимость включены необходимый набор модулей и плат, лицензии и телефонные аппараты, но не учитывается стоимость внедрения. У «Ай-Ти» сумма получилась вдвое больше (см. Таблицу 2 «Пример расчета стоимости проекта»).

 

Таблица 2. Пример расчета стоимости проекта на базе IP Office 500 (по данным «АйТи»).
Название Цена (долл.) Кол-во
Центральный офис    
Управляющий модуль IP Office 500 v2 650 1
ПО модернизации IP Office до версии Preferred 2 395 1
Телефон 9608 269 120
Телефон DECT 3720 200 10
Базовая станция IP DECT 1 400 1
Диск DVD с ПО IP Office 7.0 USER/ADMIN 19 1
ПО на 20 удаленных сотрудников 2 384 1
ПО 4 соединительных линий VoIP (для соединения между офисами) 695 2
Карта памяти SD 50 1
ПО на IP DECT 40 1
ПО на 4 канала голосовой почты Voicemail Pro 2 875 1
ПО на 20 IP-телефонов 1 245 6
Шнур питания 15 1
Плата VCM на 64 канала 1 300 1
Комбинированная плата (4 порта двухпров. соед. линий, 2 аналоговых и 6 цифровых абон. интерфейсов, VCM на 10 каналов) 600 1
Комплект для монтажа в стойку 19" 60 1
Удаленный офис (10 человек)    
Управляющий модуль IP Office 500 v2 650 1
Телефон 9608 269 10
ПО 4 соединительных линий VoIP (для соединения между офисами) 695 1
Карта памяти SD 50 1
ПО на 5 IP-телефонов 350 2
Шнур питания 15 1
Комбинированная плата (4 порта двухпров. соед. линий, 2 аналог. и 6 цифровых абон. интерфейсов, VCM на 10 каналов) 600 1
Комплект для монтажа в стойку 19" 60 1
Удаленный офис (25 человек)    
Управляющий модуль IP Office 500 v2 650 1
Телефон 9608 269,10 25
ПО 4 соединительных линий VoIP (для соединения между офисами) 695 1
Карта памяти SD 50 1
ПО на 5 IP-телефонов 350 2
ПО на 1 IP-телефон 75 3
Шнур питания 15 1
Плата компрессии голоса на 32 канала 900 1
Комплект для монтажа в стойку 19" 60 1
Итого 70 423  

 

 В проекте с Microsoft Lync Server, представленном «Коралл-Телеком», стоимость программных лицензий относительно невысока: в 750 долларов обойдется серверная лицензия Lync Server 2010 STD, в 50 — пользовательская STD (обязательная для каждого сотрудника), в 120 — пользовательская ENT (позволяет организовывать конференции; участие в конференциях не требует отдельной лицензии) и столько же — пользовательская Plus (для функций Enterprise Voice). Пользовательские лицензии могут комбинироваться, причем на условиях соглашения Software Assurance возможна рассрочка оплаты на три года.

Общая стоимость решения зависит от набора клиентских устройств, куда входят как простая гарнитура за 10 долларов, так и «продвинутый» SIP-телефон за 670 долларов, а также серверное оборудование и шлюзы. По оценкам самой Microsoft, крупная организация (несколько тысяч сотрудников), использующая Microsoft Lync Server 2010, за три года может сэкономить на TCO более трети по сравнению с типовыми решениями на основе IP-АТС.

Как поясняют в компании Netcube, общая цена представленного ею решения UC складывается из стоимости IP-телефонов для различных категорий пользователей, голосовых шлюзов для центрального офиса и филиалов, аппаратных ресурсов для развертывания приложений и сетевой инфраструктуры (если таковая отсутствует или требует модернизации), а также пользовательских лицензий, определяющих доступные функции и приложения. Достаточно знать количество пользователей и нужные им функции. Все остальные программные компоненты будут включены в стоимость решения. Это удобно и доступно не только техническим специалистам, но и финансистам и руководителям. По оценкам Netcube, законченное решение с базовыми функциями для 100 абонентов, работающих в центральном офисе и двух филиалах, обойдется в 42 000 долларов.

Высокая стоимость IP-телефонов — один из сдерживающих факторов при развертывании «чистых» IP-АТС, хотя некоторым категориям сотрудников можно предложить софтфоны и гарнитуры или недорогие USB-телефоны. Точный выбор необходимых функций и типов телефонов для разных групп сотрудников поможет сэкономить на оборудовании и лицензиях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организации все чаще используют IP-УАТС для построения филиальной сети. Такие станции позволяют быстро подключить услуги телефонии и обеспечивают централизованное управление телекоммуникационной инфраструктурой компании, что помогает снизить расходы. Стимулами к использованию IP-телефонии для связи между филиалами является снижение затрат — стремление сэкономить на голосовом трафике, потребность в подключении удаленных абонентов и объединении УАТС. Еще один стимул для перехода на IP — создание мобильных офисов, чтобы сотрудник мог работать из любого удобного места, используя имеющуюся инфраструктуру компании. Ведущие производители УАТС ожидают значительного роста именно в сегменте IP-решений: эта тенденция будет только усиливаться, в том числе для IP-УАТС малой емкости. А оптимисты уверены, что внедрение мобильных решений и инновационных систем коммуникаций, в частности UC, станет производственной необходимостью.

Многое зависит и от активности SIP-операторов, поддерживающих хостинговые решения. Уже сегодня наряду с покупкой УАТС заказчику могут быть предложены альтернативы: операторские услуги «виртуальной АТС», хостинг УАТС, «облачная» телефония. Пока это очень небольшой сегмент, но его рост не за горами.

Сергей Орлов — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.