Самая очевидная статья снижения капитальных затрат связана с использованием единой кабельной проводки для передачи речи и данных (а при необходимости еще и видео). Речевая связь не слишком требовательна к полосе пропускания, поэтому типовые структурированные кабельные системы (СКС) способны без труда обеспечить поддержку телефонных сервисов. Кроме того, по той же проводке, благодаря технологии PoE (Power over Ethernet), можно дистанционно подавать электропитание на IP-телефоны. Единая проводка позволяет сократить расходы не только на кабель, но и на розетки, коммутационные панели, монтажные стойки, места для организации кросса и т.п.

Однако такая экономия достигается, только когда инфраструктура развертывается с нуля или проводится полная замена физически изношенных или морально устаревших кабельных систем. При внедрении IP-УАТС в уже имеющуюся инфраструктуру снижения капитальных затрат ожидать не приходится. Более того, будучи сервисом реального времени, телефония предъявляет определенные требования к механизмам качества обслуживания (QoS) в сетевом оборудовании, поэтому может понадобиться его модернизация или даже замена.

Что же касается эксплуатационных затрат, то при использовании IP-УАТС сэкономить можно практически всегда: снижаются расходы на обслуживание СКС и управление кроссовым оборудованием, уменьшается число запасных частей (из-за отсутствия линейных плат или модулей), IP-телефоны легко перемещаются внутри зданий, одна система позволяет обслуживать несколько офисов (в территориально распределенных структурах) и т.д. Снижение расходов на связь обеспечивается не только за счет использования более дешевых IP-каналов для междугородной/международной связи, но и благодаря применению в корпоративной IP-УАТС средств поддержки мобильных телефонов. В этом случае при звонке удаленному абоненту мобильный пользователь, например, находящийся в командировке, вместо прямого вызова через сеть GSM получает обратный вызов от корпоративной системы связи, которая и устанавливает требуемое междугородное соединение.

Специалисты компании Siemens Enterprise Communications даже подготовили для своих заказчиков специальные документы, где показывается, как при помощи современных телекоммуникационных решений можно оптимизировать расходы в текущей (непростой) экономической ситуации. Для реализации многих сценариев даже не нужны какие-либо значительные инвестиции. Один из вариантов предусматривает оптимизацию работы сети фиксированной связи (в результате расходы на дальнюю связь можно снизить до 40%), для чего предлагается не только интеллектуальная маршрутизация звонков, но и раздельная коммутация сигнализации и полезной нагрузки. Сокращение расходов на мобильную связь дает экономию от 15 до 40%. Наконец, централизация предоставления коммуникационных сервисов на предприятиях, имеющих распределенную структуру, по данным Siemens Enterprise Communications, позволяет избавиться от до 30% операционных расходов.

Сегодня много говорится об использовании энергосберегающих технологий на таких объектах, как ЦОД, вопросы же снижения энергопотребления корпоративными УАТС обсуждаются значительно реже. Однако, согласно исследованию той же Siemens Enterprise Communications, современная система, в которой всего два сервера (при расчетах предполагалось, что это серверы OpenScape Voice), способна обслуживать до 100 тыс. пользователей, при этом потребляет на 90% меньше электричества, чем традиционные УАТС аналогичной емкости. Эта компания провела обширное исследование мощности энергопотребления телефонных аппаратов, согласно которому лидерами оказались выпускаемые ею устройства OpenStage 20, которым для работы достаточно 2 Вт. Помимо прямой экономии электричества, наличие энергосберегающих терминалов упрощает организацию их дистанционного питания по кабельной системе локальной сети.

По мнению Павла Теплова, менеджера по развитию бизнеса компании Cisco, существенной экономии средств можно достичь за счет использования модели «ПО как услуга» (Software as a Service, SaaS) при внедрении новых сервисов, а также путем оптимизации выбора места для размещения нового сервиса — в корпоративной сети или в сети оператора связи. Он обращает внимание на наметившуюся тенденцию по интеграции корпоративных систем связи, установленных в рамках корпоративной сети, и хостируемых Internet-сервисов (облачных приложений), применяемых для организации совместной работы.

Последняя тенденция возникла в связи со все возрастающей потребностью в поддержке мобильных рабочих мест сотрудников компаний и внедрении коммуникационных инноваций в обычные бизнес-процессы, а также из-за необходимости снижения зависимости бизнеса от расположения офиса. Одним из результатов работы Cisco в этом направлении стала интеграция корпоративной системы совместной работы Cisco MeetingPlace и Internet-сервиса (SaaS) WebEx. Интеграция заключается в размещении речевой составляющей конференции на базе корпоративного ресурса MeetingPlace и позволяет значительно сократить расходы на телефонную связь при проведении совещаний. Кроме того, компания предлагает программные клиенты для мобильных терминалов (Apple, Nokia, построенных на базе Windows Mobile и Blackberry), с помощью которых тоже можно принимать участие в совещаниях WebEx.

Денис Дубровин, начальник отдела маркетинга московского офиса компании Aastra, весомым фактором снижения затрат считает возможность использования единой системы управления и мониторинга, применение которой обеспечивает как оперативное реагирование на возникающие в любой точке сети проблемы, так и выработку необходимых решений по оптимизации инфраструктуры. Одной из предпосылок снижения расходов является, несомненно, простота управления и администрирования современных IP-УАТС благодаря использованию доступного и интуитивно понятного интерфейса Web. В результате снижаются затраты на инсталляцию оборудования и обучение сотрудников, сокращается штат обслуживающего персонала. Кроме того, обслуживание современных IP-УАТС вполне по силам собственному ИТ-отделу компании: не нужно ни содержать отдельный штат телефонистов, ни тратиться на оплату и быть зависимыми от услуг сторонней обслуживающей компании (что часто происходит в случае с традиционными УАТС).

КАК ПОСЧИТАТЬ ЭКОНОМИЮ

Для оценки экономического эффекта необходим специальный инструмент. Неудивительно, что в последнее время вырос интерес к решениям Telecom Expense Management (ТЕМ) — относительно новой категории продуктов, близких к тарификационным системам. «Если тарификационные системы считают трафик, то приложения ТЕМ, будучи высокоуровневой «надстройкой» над коммуникационными платформами, считают деньги, которые компании тратят на оплату данного трафика, помогая оптимизировать эту статью расходов», — говорит Валерий Тарасов, представитель шведской компании Teleopti в России и СНГ. Он считает, что централизованный подход к контролю над расходами абонентов с помощью ТЕМ позволяет снизить затраты на оплату услуг связи сотрудников в среднем на 10-15% (иногда и на 50%).

Рост запросов, связанных с учетом потребления услуг связи пользователями корпоративной IP-телефонии, отмечают и в «АМТ Груп». Максим Мамаев, начальник отдела корпоративных систем связи этой компании, объясняет такой интерес тем, что предприятия изыскивают резервы для дополнительного снижения расходов, многие переходят на режим внутреннего хозрасчета (между подразделениями). Для решения этих задач «АМТ Груп» разработала решение ACTS — интегрированную систему для администрирования корпоративной телефонной сети, в том числе для контроля и, при необходимости, лимитирования потребления услуг связи. По данным компании, система ACTS, интегрированная с Cisco CallManager, существенно снижает как временные затраты на эксплуатацию корпоративной телефонной сети, так и требования к квалификации персонала, что вносит свой вклад в экономию средств предприятия.

МОДА НА IP

Какие еще причины перехода на IP-телефонию, помимо сокращения расходов, выделяют эксперты? Чаще всего речь идет о большей гибкости развертывания средств коммуникаций (в том числе оснащения новых площадок), а также о повышении мобильности сотрудников, которые получают возможность принимать и совершать звонки со своего корпоративного номера везде, где имеется подключение к сети организации, в том числе и через Internet.

За последние несколько лет почти все ведущие производители представили конвергентные решения, которые позволяют сотрудникам со своих трубок сотовой связи пользоваться всеми функциями корпоративной УАТС, установленной в офисе — вне зависимости от своего местоположения. Как отмечает Алла Тинькова, руководитель направления Alcatel-Lucent компании «Комптек», такие решения позволяют иметь один телефонный номер для фиксированной и мобильной связи (при этом вызов поступает сразу на оба телефона) и общий для обоих устройств телефонный справочник. Абонент получает доступ к голосовому почтовому ящику независимо от своего местоположения, полноценную входящую и исходящую связь с использованием внутреннего плана нумерации и многое другое. Применение подобных продуктов повышает продуктивность работы сотрудников, которые постоянно находятся на связи и могут в любой момент задействовать привычные для них услуги.

Александр Козочкин, директор по технической поддержке продаж подразделения корпоративных систем компании Nortel, отмечает более высокую отказоустойчивость систем IP-телефонии: IP-телефон оперативно переключается на резервный сервер обработки вызовов при аварии основного сервера (или сегмента территориально распределенной сети), в то время как TDM-телефон «привязан» к станции парой проводов. Вообще, по его мнению, в среде IP гораздо проще не только реализовывать множество «традиционных» бизнес-функций, но и добавлять новые. В качестве примера он приводит систему записи речи: в TDM-телефонии для записи разговоров с телефонов необходимо установить в каждом офисе специальные устройства, подключаемые к УАТС напрямую по медным линиям, а в случае с IP-телефонией единственный сервер записи может выдать команду на дублирование медиапотока любому IP-телефону, где бы он ни находился (по крайней мере, так эта функция реализуется в системах Nortel).

Помимо перечисленных, называется еще ряд причин, побуждающих компании к переходу на IP-телефонию. Почти все производители объявили о значительном сокращении (вплоть до ликвидации) бюджетов НИОКР на развитие TDM-решений, поэтому на рынке появилась твердая уверенность в том, что коммуникационные системы, не использующие IP, дальше развиваться не будут. Свое влияние оказывает и мода на IP: многие компании, не до конца понимая преимущества новых решений, переходят на использование IP-коммуникаций, чтобы не отстать от последних технологических веяний.

БЕСПЛАТНЫЕ УСЛОВНО

Все же бытует мнение, что аналоговая телефония дешевле IP. Не привел ли кризис к смещению спроса в сторону систем с использованием аналоговых телефонов? Абсолютно все эксперты, которым «Журнал сетевых решений/LAN» адресовал этот вопрос, ответили отрицательно. Весьма характерную точку зрения высказывает Алла Тинькова: «Экономический спад не повернул вспять вектор научно-технического развития. Вряд ли мы вновь увидим аналоговые системы, о которых уже успели забыть, поскольку стоимость возврата к ним значительно превысит выгоду от установки дешевых терминалов».

«Конечно, мы не утверждаем, что произошел абсолютный переход на IP-телефонию, и на аналоговые телефоны уже нет спроса. Это не совсем так. Некоторым организациям (как правило, гостиницам, заводам, больницам) нужна самая простая связь, не перегруженная каким-либо дополнительным функционалом. Такие заказчики могут без ущерба для своей деятельности устанавливать аналоговые телефоны. Но таких, кто использует только аналоговые телефоны, уже не осталось вовсе, — подчеркивает Георгий Санадзе, технический директор Avaya в России и странах СНГ. — Даже вышеперечисленные структуры закупают IP-телефоны для операторских центров, высших должностных лиц, менеджеров. Сегодня даже туристическое агентство не сможет успешно конкурировать на рынке, не прибегая к возможностям IP-телефонии».

Один из способов существенного снижения капитальных затрат — использование систем на основе бесплатного ПО типа Asterisk. Однако, по данным интеграторов, крупные заказчики по-прежнему предпочитают развертывать системы IP-телефонии с использованием решений проверенных производителей, и лишь небольшие компании запрашивают продукцию на базе SIP-систем наподобие Asterisk. Как бы то ни было, резкого увеличения спроса на более дешевые решения никто не отмечает. «В таком случае стоимость железа и ПО изначально оказывается ниже, чем при покупке решений известных вендоров, но при внедрении системы и дальнейшем масштабировании затраты возрастают многократно. Нельзя не отметить и отсутствие у подобных систем необходимых сертификатов», — говорит Александр Левашов, руководитель управления систем связи и мультимедиа компании «АйТи».

«Доля «бесплатных» решений по-прежнему невелика, поскольку их «бесплатность» весьма условна, — считает Алла Тинькова. — Компании, рассматривающие коммуникационное решение не как продукт, а как систему, отдают себе отчет в том, что в ее стоимость входит не только цена компонентов, но и расходы на внедрение, поддержку, обеспечение совместимости, интеграцию с бизнес-приложениями, будущую модернизацию и пр. Как правило, «бесплатные» решения рассчитаны на сценарий «сделай сам», что для многих компаний неприемлемо».

По данным Максима Мамаева из «АМТ Груп», при учете всех составляющих стоимости владения «бесплатная» система может оказаться дороже коммерческой. А Александр Козочкин полагает, что работать на таком ПО могут себе позволить лишь немногие энтузиасты либо компании, имеющие достаточный штат высококвалифицированных программистов. Вместе с тем, он выделяет в отдельную категорию платные продукты, сделанные на базе свободного ПО. Рынок этих систем несколько шире, хотя все равно невелик. Такие продукты, как правило, используются для узкоспециальных применений, например, в качестве отдельных функциональных модулей коммуникационной системы, а не как полноценная УАТС.

Тем не менее многие именитые производители, сообщая о своих новых телефонных аппаратах, отмечают их совместимость с Asterisk. Например, компания Siemens Enterprise Communications официально протестировала телефоны OpenStage вместе с решением Asterisk и рекомендует их, начиная с определенной версии этой платформы. Что ж, подобный подход — хороший индикатор приверженности компании открытым стандартам.

Желание заказчиков сократить расходы в сложившейся экономической ситуации понятно, но экономить, что называется, «в лоб», выбирая самую дешевую систему, — дело опасное. Николай Школьников, руководитель группы АТС отдела телекоммуникаций московского офиса Panasonic, напоминает, что установка или модернизация существующей телефонной инфраструктуры компании происходит не часто, поэтому еще на этапе выбора надо отдавать себе отчет, что желание сэкономить при покупке может повлечь за собой дополнительные расходы в будущем. При выборе системы следует обращать внимание на возможность ее расширения и добавления дополнительных сервисов с минимальными затратами. «Большая часть контактов с клиентами компаний происходит по телефону. Своевременная и четкая обработка запросов весьма актуальна во время кризиса, так как ценность имиджа компании и качества работы с клиентами возрастает. А имидж — это не та статья расходов, на которой стоит экономить в условиях обострившейся конкуренции», — отмечает он.

КУРС НА ОТКРЫТОСТЬ

Рисунок 1. Сервер Session Manager — основной элемент новой архитектуры Avaya Aura — фактически представляет собой SIP-сервер для управления сеансами связи. Большинство представленных за последний год и заслуживающих внимания новинок, которые по нашей просьбе выделили участники рынка, так или иначе связаны с видеосвязью. Это неудивительно, поскольку, согласно многочисленным исследованиям, каждый год, начиная с 2006 г., объемы видеотрафика в сети увеличиваются двукратно, и, похоже, никакой кризис не способен изменить эту тенденцию. Однако подробный анализ видеоновинок мы отложили на один из следующих номеров, здесь же сосредоточимся на голосовой связи – хотя в условиях, когда конвергенция стала повсеместной, зачастую трудно провести границу между голосовыми и видео-продуктами.

Классифицируя новинки, сложно определить категорию для решения Avaya Aura, появление которого представители компании характеризуют как «революционное изменение архитектуры корпоративной телефонии, которое основано на SIP-маршрутизации». Фактически Avaya предложила корпоративному сектору некий аналог архитектуры IMS, где четко разделяются три уровня: передача/коммутация трафика (транспорт), управление вызовами (сеансами связи) и приложения. Основным элементом новой архитектуры является Aura Session Manager (см. Рисунок 1) — фактически SIP-сервер для управления сеансами связи. Этот сервер призван служить центральным узлом крупной сети, в состав которой могут входить коммуникационные системы как самой Avaya (Communication Manager), так и других производителей. По словам Георгия Санадзе, уже разработаны коннекторы для подключения телефонных систем Cisco и Nortel, планируется создание таких же коннекторов для решений других компаний. Что ж, поддержка продуктов конкурентов — позиция, достойная уважения, и ее, несомненно, оценят заказчики, особенно те, кто эксплуатирует мультивендорные сети.

Решения многих компаний становятся все более открытыми для продукции сторонних разработчиков. Так, в новой версии (6.0) системы Communication Server 1000 (CS1000) Nortel реализовала полную поддержку SIP-телефонов сторонних производителей, обеспечив доступ c них к функциям УАТС, включая гостиничные. Значительные усовершенствования коснулись безопасности, управления и проактивной диагностики. Управление конфигурацией CS1000 возможно, в том числе через сервисный Web-интерфейс SOA. Переход на версию 6.0 возможен с любого ПО Meridian 1 или CS1000 с сохранением большинства оборудования и абонентских терминалов.

Рисунок 2. Новые SIP-терминалы Aastra могут использоваться с УАТС других производителей, включая программные продукты типа Asterisk. Открытость и универсальность своей новой беспроводной системы SIP DECT отмечают в компании Aastra: она может работать не только с УАТС производства самой Aastra, но и с УАТС других производителей. Базовые станции данной системы, подключаемые к локальной сети, имеют еще и встроенный модуль WiFi и поэтому обеспечивают не только голосовую связь, но и беспроводный доступ к корпоративной информации. Новая линейка SIP-терминалов Aastra (см. Рисунок 2) тоже может использоваться с УАТС других производителей, включая программные продукты наподобии Asterisk.

В наше непростое время очень актуальны принципы «плати по мере необходимости» (pay-as-you-grow) и «попробуй, прежде чем купить» (try-before-you-buy), которые в полной мере реализованы в системе Business integrated Communication Solution (BiCS) компании Alcatel-Lucent. Она представляет собой сервер, на который предустановлено ПО основных приложений, необходимых современному офису (контактный центр, конференц-связь, голосовая почта, сервисы унифицированных коммуникаций, система управления OmniVista 4760, система беспроводной связи DECT). Прежде чем принять решение о покупке той или иной функции, заказчик имеет возможность опробовать ее в работе и принять правильное решение.

Сократить капитальные затраты на создание распределенной сети и эксплуатационные расходы на ее обслуживание позволяет концепция построения филиальной сети на базе программных выносов, которую компания Siemens Enterprise Communications реализовала в новой версии (V5) конвергентной платформы HiPath 4000. Эти выносы реализуются с помощью программного приложения HiPath 4000 SoftGate. Оно устанавливается на стандартный сервер под управлением ОС Linux и обеспечивает полный набор функций HiPath для IP-телефонов, а также SIP-интерфейс для транкинга и абонентов. Каждый объект, оснащенный приложением 4000 SoftGate, интегрируется в коммуникационную систему точно так же, как аппаратные выносы – точки доступа AP 3700 IP.

Рисунок 3. Наращивание емкости IP-УАТС X6004 компании ZyXEL возможно путем объединения в стек до 5 шасси, при этом общее количество пользователей увеличивается до 640. Возможность постепенного наращивания емкости системы по мере роста потребностей компании очень востребована, особенно сегодня, когда компании не готовы инвестировать большие суммы единовременно. Хороший способ для достижения такой масштабируемости – использование принципа стека, который уже давно с успехом применяют производители сетевого оборудования. Подобным образом строится IP-УАТС X6004 компании ZyXEL (см. Рисунок 3). В минимальной конфигурации она обеспечивает работу офиса с числом сотрудников до 32 человек, а также дальнейшее расширение до 128 пользователей на одно шасси. Функция ZyStack позволяет объединить в стек до пяти шасси и увеличить общее количество пользователей до 640. Хотя ZyXEL новичок на рынке корпоративной телефонии, компания уже реализовала в своей IP-УАТС целый ряд «продвинутых» функций, в том числе автоматическое распределение вызовов, интеграцию с Microsoft Outlook и Mobile Extension.

Рисунок 4. Старшая модель IP-УАТС серии TDE компании Panasonic — KX-TDE600 — поддерживает уже до 1152 внутренних абонентов. В начале осени на российском рынке начнутся продажи старшей модели IP-УАТС серии TDE компании Panasonic — станции KX-TDE600, поддерживающей уже до 1152 внутренних абонентов (см. Рисунок 4). Серия KX-TDE унаследовала все функции, интерфейсы и терминалы предыдущей линейки УАТС серии KX-TDA. Основным отличием новой системы является процессор, в который встроены порты Ethernet для удаленного администрирования и программирования УАТС, а также для работы с приложениями компьютерной телефонии. В процессорную плату IP-УАТС серии KX-TDE интегрирован IP-шлюз, позволяющий поддерживать соединения по протоколам SIP и Н.323. В планах производителя — вывод на рынок IP-конференц-системы KX-NT700, подключаемой по IP (SIP) или по традиционным линиям связи и предназначенной для организации телефонных конференций. Представители компании отмечают, что новинка обладает опцией Full Duplex, шумоподавлением (устраняет шум проектора, ПК и т.д.), функциями широкополосной высококачественной передачи звука при подключении по IP и замедленного прослушивания в реальном времени (звук растягивается за счет пауз в речи).

Если в «тучные» годы многие заказчики могли себе позволить «избыток технологий» — например, для проведения селекторных совещаний «на вырост» покупались дорогие системы, поддерживающие и видеоконференц-связь, и совместную работу с приложениями, — то теперь применяется точечный, более избирательный подход. В этом смысле особый интерес представляет разработанная компанией «АМТ Груп» система IP FORUM, предназначенная для организации селекторных совещаний в среде IP-телефонии (в августе текущего года вышел третий релиз этой системы). Она предоставляет оператору многокнопочный пульт для управления совещаниями и поддерживает произвольное число одновременных конференций (всего до 320 участников). Система IP FORUM совместима с IP-УАТС как Cisco, так и других производителей, при условии поддержки ими протокола H.323. Представители «АМТ Груп» считают, что IP FORUM, как инструмент для массового оперативного управления, удачно «закрывает» нишу между конференциями «на троих», которые можно организовать при помощи любых телефонов, и сложными системами наподобие Rich Media, необходимыми лишь ограниченному кругу сотрудников.

Рисунок 5. Голосовой маршрутизатор DVX-7090, являющийся совместным проектом компаний D-Link и MERA Systems, может применяться в качестве альтернативы офисной АТС в торговых центрах, многоэтажных домах, средних и крупных офисах. Заказчикам, не готовым тратить деньги на «навороченные» сервисы и вполне довольствующимся базовыми функциями бизнес-телефонии, стоит обратить внимание на такие продукты, как голосовой маршрутизатор D-Link DVX-7090 (см. Рисунок 5). Это решение — совместный проект компаний D-Link и MERA Systems — может применяться в качестве альтернативы офисной АТС в торговых центрах, многоэтажных домах, средних и крупных офисах. Устройство рассчитано на 400 абонентов и поддерживает до 90 одновременных звонков. Подключе-ние IP-телефонов может осуществляться к маршрутизатору напрямую по локальной сети, а аналоговых аппаратов — через шлюз. Система предоставляет каждому абоненту доступ к личному кабинету, с помощью которого он может настраивать доступные ему сервисы.

К одному из самых недорогих решений стоит отнести AddPac IPNext50 — первую IP-УАТС корейского производителя, имеющую невысокую портовую емкость (10/20 регистраций). Модель поддерживает SIP и H.323 и рассчитана на потребности предприятий малого и среднего бизнеса. По мнению представителей компании ИМАГ, российского партнера AddPac, по соотношению цена/возможности IPNext50 не имеет аналогов в своем классе (розничная цена продукта начинается от 23 тыс. руб.).

В кризис покупатели расширяют круг рассматриваемых предложений. Компании, которые традиционно приобретали средства связи одного производителя, начинают интересоваться другими брендами, возможно, более доступными по цене. В результате открываются новые возможности для всех участников рынка — и от того, насколько успешно они ими воспользуются, зависит, как изменится расстановка сил в ближайшем будущем.

Вместе с тем все понимают, что кризис – явление временное. И если сегодня какой-то компании надо просто выжить, то уже завтра ей потребуются сложные коммуникационные системы с возможностью внедрения новых сервисов и интеграции с бизнес-процессами. IP — оптимальная платформа для подобных задач, поскольку именно на эту технологию опирается большинство бизнес-приложений. За TDM-решениями остаются лишь некоторые нишевые приложения.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.