Долгое время видеоконференции не могли утвердиться в качестве альтернативы деловым командировкам. Хотя поездки требовали немалых расходов, общение лицом к лицу считалось обязательным условием эффективного сотрудничества. Кроме того, решения для организации видеоконференций были слишком дорогими и технически сложными, что препятствовало их широкому распространению. Желающим принять в них участие приходилось собираться в специальном конференц-зале. В виртуальном общении нельзя было поучаствовать со своего рабочего места или находясь в дороге. Эти системы занимали сразу несколько каналов ISDN, а используемый ими протокол H.320 отличался большой сложностью. Организовать конференции и провести их было по силам только специально обученному персоналу. Необходимое оборудование, как правило, было нестандартным, поэтому пользователям приходилось выбирать какого-то одного производителя, но качество изображения все-таки не соответствовало ожиданиям.

Сегодня ситуация кардинально изменилась: благодаря новейшим микропроцессорным технологиям современные системы для проведения видеоконференций обеспечивают изображение и звук высокой четкости (High Definition, HD) по доступной цене. Их участники теперь могут различить мельчайшие нюансы голоса и мимики своих собеседников. Соотношение сторон изображения, равное 16:9, соответствует естественному полю зрения, дополнительно усиливая реалистичность впечатления. Видеоконференции становятся настоящей альтернативой традиционным переговорам. Даже потребность в высокой пропускной способности перестала быть проблемой: с одной стороны, вследствие широкого распространения сетей на базе IP предприятиям доступна большая пропускная способность при сравнительно низкой стоимости, с другой, улучшенные алгоритмы обеспечивают более высокую степень сжатия данных. Так, современным системам HD требуются лишь каналы IP, где скорость передачи данных составляет 1 Мбит/с, при этом для видео применяются стандарты H.263 и H.264. Обеспечить максимально хорошее качество звука призваны широкополосные кодеки, в частности G.722.

ОТКРЫТЫЙ СТАНДАРТ SIP

При интеграции решения для видеоконференций в среду объединенных коммуникаций (Unified Communications, UC) на базе протокола SIP (Session Initiation Protocol) можно достичь выигрыша в открытости системы, ее гибкости и дружественности к пользователю. Так, видео может предоставляться как приложение, работающее на сервере OpenScape Unified Communications Server разработки Siemens Enterprise Communications. Эта открытая сервис-ориентированная платформа (Service-Oriented Architecture, SOA) является основой для интеграции самых разных коммуникационных приложений. Поскольку для построения соединения применяется единственный протокол, то традиционного разделения различных сред не требуется.

В видеоконференции можно интегрировать разнообразные типы конечных устройств: системы видеоконференц-связи, программные или традиционные телефоны. Кроме того, в пользу SIP говорит тот факт, что, как и IP, этот протокол базируется на стандартах и может выступить в качестве важного фактора унификации. Ведь широкое распространение стандартов — ключевая предпосылка привлечения к технологии широкого круга пользователей. Решения на основе стандарта SIP легко интегрируются в другие среды (к примеру, в решения для центров обработки вызовов).

Являясь протоколом из семейства IP, SIP работает на уровне приложений, обеспечивая построение и разрыв соединений, при этом автоматически определяется оптимальный режим взаимодействия. Так, сигнальная информация от конечных устройств показывает, какие потоки данных (видео или только голос) они поддерживают и какие кодеки применяются. На основе полученной информации SIP устанавливает характеристики соединения, пригодные для всех задействованных устройств. Таким образом реализуется совместное участие в аудио- и видеоконференциях систем с различным оснащением, а использование аудиоустройств не ограничивает качество для конечных систем HD. В настоящее время в плане функций управления удаленной камерой (Far End Camera Control) и раздвоения потока (Dual Streaming) SIP обладает такими же характеристиками, как и протокол H.323: каждый участник сам выбирает нужное ему поле изображения. Параллельная передача потоков видео и данных позволяет демонстрировать документы. Транспорт потоков видео, аудио и данных осуществляется с помощью протокола реального времени (Real Time Protocol, RTP), а доступ к каталогу, контроль конференции и качество сервиса обеспечивают другие стандартизованные протоколы.

Ключевой элемент любого решения для проведения видеоконференций с качеством HD — корпоративная система для IP-телефонии, дополненная интегрированным решением UC (см. Рисунок 1). Последнее отвечает за функции управления взаимодействием, обеспечивает интерфейс с общедоступными сетями IP (Internet) и общедоступной телефонной сетью. Кроме того, предоставляются такие возможности, как управление качеством сервиса (Quality of Service), отчеты с детализацией сеансов, функции лицензирования и управления, а также контроль разрешения вызовов (Call Admission Control).

Конечные устройства для видео-конференций HD отличаются размерами и уровнем производительности. Ассортимент достаточно широк: от простых видеоклиентов до дорогостоящих решений дистанционного присутствия (Telepresence). Дешевые конечные устройства, как правило, рассчитаны на отдельные рабочие места или небольшие конференц-залы и состоят из камеры, экрана и микрофонов, объединенных в одном аппарате или представляющих собой отдельные компоненты.

Модуль управления многосторонней конференцией (Multipoint Control Unit, MCU) выполняет роль посредника при создании соединений между несколькими конечными устройствами, по которым осуществляется передача видео, аудио или других данных. MCU проверяет идентификационные номера конференций (ID) и персональные идентификационные номера (PIN), выполняет смешение потоков данных протокола реального времени (Real Time Protocol, RTP). Кроме того, он связывает участников с другими протоколами, причем в случае двунаправленных соединений можно использовать шлюзы.

Участники видеоконференции, находящиеся вне предприятия, присоединяются к ней либо через виртуальные частные сети (Virtual Private Networks, VPN), либо через пограничный контроллер сеансов (Session Border Controller, SBC). Последнее устройство осуществляет администрирование поступающих и исходящих звонков VоIP и видео в защищенной корпоративной сети. Оно выполняет роль брандмауэра или работает в демилитаризированной зоне вместе с межсетевыми экранами, чтобы те пропускали сигнализацию VoIP и медийные потоки.

ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Интеграция решений для видеоконференций в среду UC на базе SIP может принести целый ряд преимуществ. Открытые стандарты и открытая архитектура, совместимая с SOA, обеспечивают простоту взаимодействия приложений для коммуникации и совместной работы. В распоряжении пользователей оказываются не только разные виды конечных устройств, но и целый ряд различных сред. Наконец-то прекращается сложное сосуществование разнообразных коммуникационных каналов: вместо нескольких профилей пользователь получает один, действительный для всех приложений.

Так, SIP поможет легко перевести звонок в видеоконференцию, а функция присутствия — добавить дополнительных участников. Управление конечными устройствами так же просто, как в случае привычных телефонных аппаратов. Кроме того, участники виртуальной встречи могут использовать функции совместной работы, рассматривая и обрабатывая документы, обмениваясь данными и общаясь с помощью службы моментальных сообщений. Тем самым взаимодействие между различными командами становится более легким и эффективным.

Интеграция видеорешений в среду UC помогает упростить работу с меню и интерфейсами, поскольку и те, и другие одинаковы для всех приложений и удобны для применения. Кроме того, пользователям предоставляются такие же каталоги и планы номеров, как в телефонах. Дополнительным преимуществом оказывается отображение сведений о присутствии участников посредством специальных пиктограмм, поэтому организовать новую встречу можно очень быстро – достаточно произвести несколько щелчков мышью.

Аннетте Родер — директор по корпоративной стратегии в техническом отделе Siemens Enterprise Communications.


© AWi Verlag


Рисунок 1. При создании конференции передача сигналов осуществляется через программную телефонную систему, а между конечными устройствами создается мультимедийное соединение.