На протяжении уже нескольких лет объемы продаж традиционных телефонных систем неуклонно снижаются, а спрос на оборудование для коммуникации по IP увеличивается. Во втором полугодии 2008 г. оба сегмента наконец-то сравняются по обороту, после чего решения IP обойдут по этому показателю классические системы. Некоторые рыночные аналитики предсказывали наступление этого момента еще раньше, но осенью прошлого года кривая продаж систем IP неожиданно притормозила в своем движении вверх.

Согласно отчету аналитической компании Dell’Oro «IP Telephony Enterprise Report 1Q/2008», за IV квартал 2007 г. и I квартал 2008 г. рост составил лишь 1%. В целом, в I квартале текущего года рынок телефонных систем даже пережил спад, так как оборот уменьшился на 4% — до 1,8 млрд долларов, а количество проданных систем снизилось на 2% — до 13,9 млн единиц. Однако Dell’Oro прогнозировала повторный подъем рынка, начиная со II квартала 2008 г., причем связывала ожидаемый успех со способностью производителей телекоммуникационных систем на базе IP убедить в преимуществах своих решений предприятия среднего размера. Dell’Oro констатирует наличие большого потенциала роста в этом сегменте, где в настоящий момент лишь каждое четвертое телекоммуникационное подключение основывается на технологии IP.

НОВАЯ ФОРМАЦИЯ ИГРОКОВ

Изменения затрагивают и мировых производителей телекоммуникационных систем. Параллельно со сменой лидерства по показателям оборота среди них выделился поставщик решений IP: уже на протяжении двух лет в пятерке ведущих рыночных игроков по количеству проданных портов находится компания Cisco. В последние годы этот список поочередно возглавляют компании Nortel и Avaya, в то время как третье место уступают друг другу Siemens, NEC и Alcatel-Lucent — их объемы продаж подвержены частым и значительным колебаниям. А вот у Cisco, специализирующейся на сетевых технологиях, продажи, напротив, развивались стабильно: в начале II квартала 2008 г. компания занимала второе место. К концу года весьма вероятна смена лидера, и тогда Cisco сможет стать первой по объему мировых продаж телекоммуникационных систем.

В Европе ситуация выглядит несколько иначе: до сих пор здесь попеременно лидируют Alcatel-Lucent и Siemens, преследуемые Avaya и Nortel. Сотрудничество NEC с Philips развивается не очень успешно, поэтому компания не входит в число европейских лидеров. Пятое место некоторое время назад удерживало канадское предприятие Aastra (в Германии оно представлено своей дочерней компанией Aastra-Detewe), но в прошлом году ему пришлось уступить Cisco. В ближайшее время Cisco намерена обогнать Nortel и Avaya в Европе.

УПРАВЛЯЕМЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В качестве приманки для привлечения средних предприятий Dell’Oro предлагает использовать функции объединенных коммуникаций (Unified Communications, UC). Однако необходимо существенно упростить их установку и обслуживание по сравнению со всеми предшествующими вариантами, доступными на рынке. Кроме того, в идеале они должны предлагаться в виде управляемых служб (Hosted/Managed Service). Вызвать интерес со стороны средних предприятий могло бы и одно из модных направлений телекоммуникационных систем на базе IP, так что производителям имеет смысл не разбрасываться и сосредоточиться на разработке решений, нацеленных на удовлетворение их потребностей. Помимо объединенных коммуникаций, аналитики приводят в качестве примеров системы обмена сообщениями (Messaging) и голосовую навигацию (Interactive Voice Response, IVR). Более сложные задачи, такие как конвергенция подвижной и фиксированной связи (Fixed Mobile Convergence, FMC) или подключение удаленных рабочих мест, также могли бы стать экономически привлекательными к качестве услуги для таких компаний.

Однако одних только служб и простоты их использования недостаточно — для формирования доверительных отношений требуются сопроводительные мероприятия. Так, новое исследование компании Berlecon Research, осуществленное в сотрудничестве с Фрауенхофским исследовательским институтом, выявило тенденцию к распространению управляемых служб для телефонных систем. Однако, согласно опубликованным данным, небольшие предприятия, имеющие менее 500 сотрудников, опасаются полного перехода на хостинговую модель. Правда, по мнению специалистов, они могут добиться значительной экономии благодаря хостируемым решениям UC, которые отличаются более низкими затратами, простотой развертывания и наглядностью операций управления.

Конкретные меры по привлечению предприятий среднего размера реализуются по-разному. Так, Alcatel-Lucent, к примеру, выпустила в качестве ключевого компонента решение Business Integrated Communications Solution (BICS). В одном устройстве объединяются важнейшие элементы решений UC, в том числе система администрирования. Освоить работу с этим устройством совсем не трудно, однако Alcatel-Lucent постаралась учесть тот факт, что сотрудники отделов ИТ на средних предприятиях не склонны вникать в технические детали, поэтому помимо варианта для продажи выпускается специальная версия для аренды. В числе компаний, предлагающих BICS в качестве управляемой службы, фигурирует и T-Systems.

Специализированные провайдеры, в частности Deutsche Telefon Standard (DTSt), стремясь завоевать средние предприятия, делают ставку исключительно на решения IP Centrex. Особенность предложения от DTSt — управление всеми функциями телефона с помощью браузера Internet, в этом случае инструкция по эксплуатации не понадобится. Пакет услуг охватывает такие специфические функции, как интеграция мобильной связи, личный автоответчик, объединение в сеть филиалов, подключение домашних офисов, осуществление вызовов через Outlook, индивидуальная настройка музыки при ожидании ответа, функция Fax-to-E-Mail, а также телефонные конференции, способные объединять до 200 аппаратов одновременно.

Arcor недавно объединилась с родственной компанией по концерну Vodafone с намерением предлагать свои решения UC в виде служб IP Centrex. Главная особенность воплощенного совместными усилиями решения Central Phone заключается в целостной интеграции сотовых телефонов с телекоммуникационной системой, причем без привычных обходных путей, таких как WLAN, двухрежимные аппараты или привлечение третьей стороны. «У бизнес-клиентов Arcor теперь будет всего одно конечное устройство, один парт-нер, один поставщик и один счет за услуги, в том числе за доступ в сеть Internet, стационарную и мобильную телефонную сети, телефонные системы и соответствующие службы ИТ», — подчеркивает Марк Кляйн, назначенный в феврале этого года руководителем отдела по работе с корпоративными клиентами компании Arcor.

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рисунок 1. С помощью Web Extensions пользователи телефонного программного обеспечения Swyx могут связывать телефонные разговоры

При всем различии тенденций в области управляемых служб практически все производители телекоммуникационных решений разработали специальную линию продуктов, предназначенную для предприятий среднего размера. В частности, Siemens выпус-кает HiPath Open Office, а Swyx — программное решение Swyxware Essential. Кроме того, Swyx предлагает особое «лакомство» — расширения Web Extensions (см. Рисунок 1), позволяющие связывать телефонные разговоры с содержимым Web (с картами Google Maps, биржевыми данными или новостными потоками RSS). К примеру, при определении номера можно узнать, откуда звонит абонент, для чего используется комбинация различных служб Web вроде интерактивной телефонной книги и карт Google Maps. Информация дополняется сведениями о местных погодных условиях или новостях спорта, это помогает найти дополнительные «точки соприкосновения» во время разговора с клиентами.

Европейский производитель 3CX недавно полностью обновил свою программную телефонную систему, снабдив ее специальными функциями для малых и средних предприятий. Новая, шестая, версия теперь обеспечивает организацию встроенных телеконференций с подключением до 32 участников одновременно, функцию пейджинга для распространения информации среди предопределенных групп пользователей на предприятии и поддержку Windows 2008 Server. Последняя возможность упрощает виртуализацию телефонной системы 3CX, избавляя от необходимости установки дополнительного сервера.

Cisco также не намерена пренебрегать столь лакомым куском: не так давно она объединила усилия с компанией Colt и планирует запус-тить программу продвижения решения UC, нацеленного на потребности именно небольших предприятий. Помимо передачи голоса и доступа к сети Internet, предложение содержит множество дополнительных функций. В их числе — коммерческая электронная почта, брандмауэр, номера интеллектуальных сетевых служб, функция поддержки конференций, а также дополнительное пространство Web Space.

Nortel, лидер рынка телефонных систем, до настоящего времени была недостаточно представлена в рассматриваемой области. Недавнее приобретение Pingtel способствовало новому позиционированию компании. Решения от Pingtel призваны расширить функциональность систем UC производства Nortel. Особенно это касается функциональности решения Software Communication System 500, ориентированного на потребности предприятий среднего размера.

Других случаев крупных поглощений на рынке телекоммуникационных систем в текущем году не было. Упоминания заслуживает лишь мартовская сделка Ericsson, которая продала компании Aastra свое подразделение Enterprise Voice Business. На многообещающий рынок нацеливается и сообщество приверженцев открытых кодов (Open Source). К примеру, Tel2Web недавно представила новую серию систем на базе Linux/Asterisk, их отличительными особенностями являются простое управление, модульный принцип компоновки и высокая гибкость.

ТЕХНОЛОГИЯ VOIP СТАНОВИТСЯ МОБИЛЬНОЙ

Одна из основных тенденций, касающихся технологии VoIP, связана с конвергенцией стационарных и мобильных телефонных сетей (FMC), причем не только в плане борьбы за предприятия среднего размера. К примеру, специалисты Informa Telecoms предполагают, что к 2012 г. объем рынка решений FMC достигнет 33,4 млрд долларов.

Идеальное представление о FMC таково: каждый сотрудник доступен по одному-единственному номеру. Звонки могут поступать одновременно как на офисный, так и на мобильный телефоны. Адресные книги и автоответчики предоставляются централизованно, без привязки к конкретному конечному устройству. И главное — перевод звонков осуществляется без повторного набора номера: либо вручную, нажатием кнопки, либо автоматически, с помощью фоновых роуминговых механизмов. В какой мере все эти функции удастся реализовать на предприятии, зависит от степени изобретательнос-ти производителей.

Рисунок 2. На территории предприятия телефон IP72 от Innovaphone выступает в качестве мобильного телефона стандарта 802.11e (11e — мультимедийный стандарт). Благодаря поддержке VPN, пользователь может подключиться к корпоративной сети из любой зоны WLAN. Регистрация в корпоративной телефонной системе осуществляется по защищенному туннелю, поэтому даже в дороге сохраняется возможность применения внутреннего номера и всех реализованных в этой системе функций.Большинство крупных, а также некоторые мелкие производители, например Innovaphone, дополняют свои решения собственными (двухрежимными) телефонными аппаратами (см. Рисунок 2). Устройство от Innovaphone — телефон исключительно для беспроводных локальных сетей (Wireless Local Area Network, WLAN), но функция поддержки виртуальных частных сетей (Virtual Private Network, VPN) позволяет использовать общедоступные узлы WLAN по всему миру, обеспечивая защищенное соединение с корпоративной телекоммуникационной системой. Однако без специальных предложений со стороны операторов сотовой связи затраты предприятий окажутся слишком большими. К примеру, одновременное поступление звонка на стационарный аппарат и мобильный телефон легко реализовать с помощью функций маршрутизации телефонных станций. Однако если сотрудники будут отдавать предпочтение мобильным телефонам, то в скором времени расходы на сотовую связь окажутся непомерно высокими.

Экономичные решения FMC, представляющие собой сбалансированную услугу при участии операторов и провайдеров мобильной связи, стационарных сетей и широкополосных соединений, пока крайне редки. По мнению наблюдателей, интеграция мобильного голосового трафика в целостные решения на базе IP в значительной степени замедляется по вине операторов мобильной связи. Они не заинтересованы в торпедировании своих собственных тарифов, поэтому всячески стараются тормозить развитие направления VoIP, по крайней мере, в отношении тарификации. Это актуально, даже когда провайдеры стационарных и сотовых телефонных сетей объединяются для внедрения одного решения — именно так поступили Arcor и Vodafone.

Компания Deutsche Telekom в 2006 г. предпринимала попытку ввести T-One — службу FMC с мобильным телефоном, где поддерживались технологии WLAN VoIP и GSM, но полгода спустя проект был приостановлен, так как выбор в пользу этого решения сделали «лишь несколько тысяч» человек. В настоящее время на рынке появляются отдельные предложения для FMC, позволяющие направлять голосовой трафик с сотового телефона в сеть IP с помощью телекоммуникационной системы на базе IP — тем самым достигается значительная экономия, особенно при международных соединениях. Так, Orange Business Services представила решение Unik в вариантах для крупных компаний, предприятий среднего уровня и даже для частных пользователей. Во всех случаях разговоры переадресуются в глобальную сеть Orange Business Talk. К сожалению, France Telekom предлагает эту технологию лишь в нескольких европейских странах: помимо Франции, еще в Испании, Англии и Польше.

Второй подход, позволяющий использовать IP-телефонию на сотовом телефоне, заключается в установке на аппарате специального клиента VoIP, работающего по фиксированным тарифам на передачу данных в мобильных сетях. Пример — телефон для Internet-телефонии Skype/3G, распространяемый провайдером «3» (Hutchison 3G Austria). Но и эта технология бойкотируется крупными операторами сотовой связи, в настоящее время такая услуга предлагается только в Великобритании и Австрии. Впрочем, следует отметить, что она рассчитана на частных пользователей, поскольку для деловых применений неудобна, недостаточно стабильна и надежна.

Qporter Schweiz надеется не упустить свой шанс благодаря новой услуге: программное обеспечение Qtalk для телефонии VoIP с помощью мобильных телефонов представлено и в варианте для частных пользователей, и как бизнес-решение. Последнее использует шифруемые соединения и соответствует требованиям безопасности, предъявляемым предприятиями. Клиент Qtalk доступен для устройств на базе платформ Symbian S60 3rd Edition и Windows Mobile 5/6, в ближайшем будущем должны появиться версии для Apple iPhone и Blackberry.

Qtalk предлагается в Швейцарии, в Германии и Австрии. Правда, имеется важное ограничение: в настоящее время вся связь осуществляется только через собственную сеть провайдера Q-Net. Однако предприятие объявило, что совсем скоро будет внедрена поддержка коммуникаций по традиционным стационарным и сотовым сетям. Когда и на каких условиях — пока неизвестно. «Наша цель — предоставить миллионам владельцев сотовых телефонов шанс воспользоваться стоимостными преимуществами услуг VoIP, — заявил Освальд Ортиц, президент и главный исполнительный директор материнской компании Qnective. — Первому релизу сопутствовало появление целого ряд продуктов, которые способны полностью перекроить международный рынок сотовой связи».

Штефан Мучлер — ведущий корреспондент журнала LANline.


© AWi Verlag