СКС должна быть установлена с соблюдением ограничений действующих редакций стандартов и положений, предусмотренных ее производителем. Выполнение данных требований — единственное условие (одновременно необходимое и достаточное) для осуществления минимального объема технического обслуживания проводки. Это обусловлено, во-первых, полностью пассивным характером СКС, во-вторых, комфортными условиями офисных помещений, где прокладываются линейные кабели и устанавливаются коммутационные панели и розетки, и, в-третьих, высокой наработкой на отказ как отдельных компонентов, так и собранных из них стационарных линий и трактов, тем более что они рассчитаны на передачу информационных сигналов небольшой мощности. Подобная высочайшая эксплуатационная надежность является характерным отличительным признаком этого технического продукта.

На первый взгляд, владельцу СКС, спроектированной и реализованной с соблюдением положений всех стандартов, норм и правил,
в процессе эксплуатации не нужно делать ничего, что выходило бы за рамки технически предельно простых и организационно рутинных процедур ее администрирования. Под этими операциями понимается, прежде всего, формирование трактов передачи, т.е. соединение отдельных стационарных линий, подключение к ним конечных пользовательских устройств, а также сетевого оборудования, расположенного в технических помещениях. Разумеется, в соответствии с правилами стандартов на администрирование все изменения конфигурации должны быть отражены в эксплуатационной документации. Процедура собственно классического обслуживания (измерение, ремонт, настройка, очистка и т.д.) в случае кабельной системы не производится за ненадобностью.

При нормальной эксплуатации СКС чрезвычайно мала вероятность технологического отказа, что юридически подтверждается гарантийным сертификатом производителя кабельной системы. Этот документ дает ее владельцу право на бесплатное или условно бесплатное устранение всех выявленных, обычно немногочисленных, заводских дефектов — с момента подписания акта о передаче СКС и в течение 15-25 лет (в зависимости от типа выданной гарантии). Такая гарантия особенно ценна для заказчика, владельца и арендатора СКС тем, что с заведомым запасом превышает типичную продолжительность физического срока службы технического объекта.

НЕОБХОДИМОСТЬ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СКС

В силу целого ряда объективных причин реальное положение дел оказывается весьма далеким от описанной выше идеальной картины. Как результат, наряду с переключением шнуров и заполнением эксплуатационной документации приходится выполнять множество различных работ в линейной части проводки, а также на коммутационных панелях и в пользовательских информационных розетках.

Первая причина заключается в том, что на современном предприятии текущая конфигурация информационной системы постоянно меняется. Это вызвано перемещением, увольнением и приемом на работу сотрудников вследствие изменений в структуре организации и в силу производственной необходимости. Положения действующих редакций стандартов дают возможность предусмотреть такие изменения на этапе формирования проектных решений. Наиболее простой способ обеспечить инвариантность СКС к подобным изменениям состоит в установке некоторого количества дополнительных портов, которые на момент передачи системы в эксплуатацию являются избыточными. О пользе соблюдения данной рекомендации наглядно свидетельствует и весь опыт эксплуатации СКС, накопленный отраслью за полтора десятка лет.

Однако реализация принципа избыточности для конкретной кабельной системы зачастую входит в жесткое противоречие с ограничением по бюджету. Поэтому первоначальное предложение корректируется, и запас по количеству портов оставляется небольшим. Более того, для нашей страны характерна невысокая техническая грамотность персонала заказчика при отсутствии традиций обращения к консалтинговым компаниям или независимым консультантам. В качестве обоснования выбора общего количества пользовательских розеток весьма распространен «естественный и очевидный» подход, когда для расчетов берутся планы размещения мебели, созданные архитектурной мастерской на основании ГОСТ 21.507-81. Как следствие, сдаваемая в эксплуатацию кабельная система может вообще не иметь нормативной плотности информационных розеток, и спустя буквально несколько месяцев в уже функционирующем офисе «по живому» приходится прокладывать дополнительные линии. Данная процедура требует отключения компьютеров и телефонов, перемещения столов и т.д., что неизбежно дезорганизует производственный процесс.

Другая причина — ремонт офисных помещений, осуществляемый, согласно статистике, примерно один раз в семь лет и нередко предполагающий работы по перепланировке. В такой ситуации приходится заново создавать стационарные линии СКС и демонтировать старые, которые по своему физическому состоянию вполне могут функционировать еще несколько лет.

Не стоит сбрасывать со счетов аварийные ситуации и возможное физическое повреждение линейных кабелей, шнуров и розеток СКС. Они вызываются преимущественно досадной небрежностью, например, при перемещении компьютера на столе или во время уборки помещения. Элементы стационарных линий и трактов заливаются водой при протечках стен и крыши, авариях сетей горячего и холодного водоснабжения, а также отопления и канализации. Не исключено повреждение кабелей мышами и крысами.

Существенное значение для выбора технического решения по восстановлению работоспособности физического уровня информационной системы на временной и постоянной основе имеет требование стандарта относительно соблюдения физичес-кой непрерывности линейных кабелей горизонтальной подсистемы. Таким образом, одной из основных операций при ремонте линий горизонтальной подсистемы становится прокладка новых кабелей.

Длительный срок эксплуатации СКС на фоне высоких темпов технического прогресса подразумевает ее ускоренное моральное устаревание в случае широкого внедрения новых технологий. Один из путей восстановления потребительских свойств кабельной системы — ее модернизация. Такой подход зачастую более выгоден по срокам и затратам, чем демонтаж старой СКС и строительство новой, тем более что все операции придется проводить в функционирующем офисе.

Опыт эксплуатации масштабных СКС свидетельствует о серьезной опасности частичной или даже полной потери ее управляемости. Это может быть вызвано, во-первых, отсутствием в составе элементной базы предусмотренных стандартом компонентов для отслеживания текущей конфигурации в автоматическом режиме, а во-вторых, небрежностью и необязательностью выполнения нормативных процедур администрирования из-за невысокого профессионального уровня персонала, отсутствия общей культуры обеспечения качества хотя бы в рамках стандарта ISO 9001 и текучести кадров. В такой ситуации владельцу кабельной системы следует быть готовым к тому, что рано или поздно ему придется восстанавливать систему администрирования в соответствии с профильными стандартами.

Как видим, в процессе текущей эксплуатации СКС существует весьма большая вероятность возникновения проблем, связанных с проводкой. При этом, несмотря на различные причины их появления, специалистам приходится выполнять идентичные или сходные действия по устранению отрицательных последствий. Фактически они сводятся к восстановлению физической целостнос-ти отдельных стационарных линий и трактов, а также нормального уровня администрирования. Это позволяет выделить всю совокупность проводимых мероприятий в отдельное направление и отнести их к сервисному обслуживанию СКС (см. Рисунок 1).

Основная задача сервисного обслуживания СКС в широком смысле этого термина заключается в поддержании должного технического уровня кабельной системы, когда текущие потребности многочисленных пользователей обеспечиваются на протяжении всего нормативного срока эксплуатации с надлежащим качеством. Данное утверждение распространяется на проводку, проложенную во всем здании или в его части, а также между комплексом зданий, и тот сегмент кабельной системы, в функции которой входит подключение информационной системы предприятия к сети связи общего пользования.

Для успешного решения основной задачи необходимо выполнение нескольких условий. Прежде всего — доскональное знание текущей ситуации на объекте. Не менее важно наличие требуемых ресурсов в широком смысле этого термина: людских, материальных, технологических, складских и логистических.

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Надлежащее качество сервисного обслуживания может быть достигнуто по-разному. В современных условиях с данной работой наиболее эффективно справляются сотрудники внешней специализированной организации.

Необходимость привлечения внешних ресурсов обусловлена эксплуатационной надежностью СКС. В этой ситуации держать в штате собственных высоко-квалифицированных специалистов нецелесообразно, поскольку большую часть своего рабочего времени они оказываются незагруженными. Кроме того, техничес-кая сложность работ со скоростной информационной проводкой предполагает приобретение дорогостоящего измерительного и технологического оборудования, которое тоже будет использоваться крайне редко.

Требование быстрейшего восстановления работоспособности СКС в аварийных ситуациях и обширная номенклатура необходимых для этого компонентов вынуждает иметь на складе большие запасы элементной базы в составе ЗИП, а малая вероятность подобной аварии или даже просто выхода из строя отдельных линий по технологическим причинам означает, что значительные финансовые и материальные средства, вкладываемые в организацию ЗИП, оказываются «замороженными». Обеспечить нормальную оборачиваемость склада может только изменение самого подхода к его формированию. Иначе говоря, его ресурсы должны быть задействованы для обслуживания одновременно нескольких кабельных систем.

Простой информационной системы опасен значительными убытками, поэтому восстановление нормального технического состояния СКС не должно затягиваться. Однако производимые при этом работы не поддаются механизации и выполняются преимущественно вручную и поэтому не слишком быстро. Сократить сроки можно только экстенсивным путем, т.е. увеличением числа специалистов, что, в свою очередь, требует особых мер, направленных на оптимизацию использования трудовых ресурсов.

Таким образом, решение типичных проблем сервисного обслуживания СКС собственными силами в соответствии с широко применяемым еще два десятка лет назад принципом «натурального хозяйства» не отличается экономической эффективностью. Наличие достаточного количества материалов, необходимых инструментов, технологического оборудования и персонала с требуемым уровнем профессиональной квалификации в состоянии обеспечить только системный интегратор — специализированная компания, обслуживающая сразу несколько кабельных систем. Она может быть как полностью независимой, так и являться частью холдинга или промышленной группы, которые становятся ее заказчиками. Одна из основных функций системного интегратора — построение и сервисное обслуживание СКС.

При наличии действующего договора работы по устранению неисправностей в существующих кабельных линиях и прокладке новых могут быть выполнены в заранее согласованный срок без ущерба для имеющейся кабельной системы и с надлежащим качеством. Этому способствует и то обстоятельство, что необходимость одновременного решения срочных задач у двух или более клиентов маловероятна.

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАБЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Системный интегратор может оказывать своим клиентам весьма разнообразную сервисную поддержку на всех этапах эксплуатации структурированной проводки, и перечень услуг подобного рода оказывается достаточно объемным. Прежде всего, назовем модернизацию кабельной системы, которая требует отдельного рассмотрения.

Под модернизацией обычно понимается улучшение потребительских качеств структурированной информационной проводки без проведения полномасштабных строительных работ. С технической точки зрения СКС — чрезвычайно простой объект. Тем не менее, при современном уровне техники и разнообразии решаемых задач варианты модернизации могут быть самыми разными.

Обратим внимание читателя на тот факт, что в соответствии с действующими редакциями стандартов офисная СКС представляет собой полностью пассивный аппаратный продукт. Соответственно, на практике возможна только аппаратная модернизация кабельной системы в классическом понимании этого термина (см. Рисунок 2).

При выполнении данных работ возможно увеличение класса всей проводки или отдельной ее части. Подобная возможность может быть предусмотрена на этапе проектирования и строительства СКС, а также реализована позже с учетом некоторых особенностей развития кабельной техники.

Наиболее часто модернизация с целью увеличения класса линий осуществляется в медножильной части проводки. Необходимым условием ее выполнения является несовпадение категорий розеточных модулей и линейного кабеля, когда последний обладает лучшими характеристиками. Более того, потенциальная возможность такой операции изначально присутствует в СКС как в техническом объекте. Сама конструкция основного типа соединителя, которым де-факто является 8-контактный вариант модульного разъема RJ45, предполагает его отставание по частотным свойствам от линейных кабельных изделий. Не слишком сказывается на ситуации применение самых современных серийных разъемов Tera и ARJ45. Их характеристики нормируются на частотах чуть выше 1 ГГц, тогда как верхняя граничная частота лучших образцов экранированных горизонтальных кабелей превышает 2 ГГц.

С технической точки зрения подобная модернизация достаточно проста, если она предусмотрена конструктивно. В СКС Tyco Electronics и Leoni-Kerpen увеличение категории розеточного модуля осуществляется простой заменой вставки, которая подключается к линейному кабелю с помощью штатного разъемного соединителя. При этом его розеточная часть устанавливается на линейный кабель по постоянной схеме, а сам соединитель организационно относится к стационарной линии. Отметим, что наличие подобного соединителя именно в розеточном варианте в действующих редакциях основных стандартов СКС не предусмотрено.

Представленный подход весьма привлекателен, так как технически прост. Однако опыт построения кабельных систем свидетельствует о его крайне ограниченном распространении. Это обусловлено малой потребностью в увеличении класса линии в процессе эксплуатации кабельной системы и худшими экономическими показателями решения в целом из-за его модульного характера.

В оптической подсистеме при решении типовых задач не требуется использования техники плотного спектрального мультиплексирования. Как следствие, характеристики соединителя, независимо от его назначения и формы исполнения, не влияют на пропускную способность тракта. Поэтому улучшение пропускной способности может быть осуществимо только при переходе с работы по волокнам одного типа на работу по широкополосным световодам (например, при отказе от многомодовой техники в пользу одномодовой).

Если не закладывать в СКС резервные (так называемые «темные») волокна еще на этапе строительства, то без проведения полномасштабных строительных работ такая операция возможна только при помощи технологии пневматической прокладки, когда линейная часть проводки реализуется на базе трубчатых кабелей и отдельное волокно одного типа заменяется на другое. Реализация системы пневматической прокладки на основе сборки световодов в форме микрокабелей различной конструкции не оказывает существенного влияния на сложившееся положение дел (см. статью автора в ноябрьском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2003 г.).

Ряд производителей кабельных систем повышает уровень сервисной поддержки, выдавая гарантийный сертификат на вновь проложенные или модернизируемые линии.

ВНЕДРЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Данный вид работ может быть с полным правом отнесен к модернизации кабельной системы. Как известно, в соответствии с духом и буквой семиуровневой модели открытых систем, стандарты СКС не предусматривают использования активного оборудования. Тем не менее, разработчики вынуждены отходить от жесткого соблюдения этого положения и широко использовать активные компоненты в составе кабельной системы. Соблюдение основополагающих принципов техники СКС достигается за счет выполнения следующих условий:

  • внедрение производится методом наложения или установки вне пределов стационарной линии, т.е. не затрагивая СКС;
  • активное оборудование предлагается в составе СКС как рыночного продукта конкретного производителя.

Первой разновидностью активного оборудования были целенаправленно разработанные для применения в составе СКС программно-аппаратные комплексы систем интерактивного управления структурированной проводкой (реально — ее горизонтальной подсистемы). С точки зрения сервисного обслуживания внедрение интерактивного управления в уже построенную кабельную систему заметно облегчается, когда при формировании коммутационного поля применяются панели, изначально адаптированные для установки специализированного оборудования данного класса (например, AMPTrac Ready).

Другим функционально аналогичным вариантом решения задачи является исполнение индивидуальных чувствительных элементов датчика подключения в такой форме, что их можно установить прямо на лицевую пластину штатной панели, т.е. аналогично обычной приставке или модулю расширения. По такому принципу реализовано, например, оборудование ReView компании RiT, родоначальника этого технического направления. В середине текущего года его взяла на вооружение Corning Cable Systems. В обоих случаях общим является то, что заметное расширение функциональных возможностей кабельной системы в отношении ее администрирования не требует повторной разводки линейных кабелей по розеточным частям разъемов.

Основная часть кабельных систем, устанавливаемых в нашей стране, имеет относительно небольшое количество пользовательских портов. Поэтому внедрение в них оборудования интерактивного управления оказывается дорогостоящим мероприятием, которое, к тому же, приносит не слишком большую отдачу. С учетом данного обстоятельства вместо системы интерактивного управления предлагается внедрять технически менее эффективное, но значительно более привлекательное с точки зрения затрат оборудование оптической идентификации и трассировки коммутационных шнуров (подробнее см. статью автора в выпуске «Журнала сетевых решений/LAN» за июль-август 2003 г.). Выгода заключается еще и в том, что замена обычных шнуров на шнуры с интегрированными в них цепями передачи или генерации оптических сигналов видимого диапазона длин волн может осуществляться постепенно, по заявкам пользователей или в процессе штатной перекладки.

Введение на физическом уровне информационной системы предприятия опции дистанционного питания конечного сетевого оборудования локальной сети по кабельным трактам СКС в соответствии со стандартом PoE (IEEE 802.3af) и, в ближайшей перспективе, PoE Plus стало актуальной задачей только в последние три-четыре года. По сравнению с альтернативным вариантом генерации постоянного напряжения дистанционного питания непосредственно в коммутаторе локальной сети, указанный подход обладает следующими преимуществами:

  • возможность применения инжектора модульной конструкции и очень точной адаптации конфигурации оборудования PoE к фактическим потребностям информационной системы;
  • вынос источника питания за пределы коммутатора и увеличение эксплуатационной надежности последнего за счет снижения тепловой нагрузки на микроэлектронную базу основной схемы.

Особенностью внедрения дистанционного питания маломощных конечных устройств локальной сети и оборудования интерактивного управления в действующую СКС является то, что неизбежно затрагиваются более высокие уровни информационно-вычислительной системы, правда, косвенным образом. Оно предполагает подачу электропитания на вновь устанавливаемые устройства и выделение места для физической установки сканеров, инжекторов системы PoE и другого аналогичного оборудования, причем в непосредственной близости от коммутационных панелей СКС. Последняя задача может оказаться довольно сложной, так как наряду с панелями СКС в монтажный конструктив обычно устанавливается большое количество самых разнообразных активных устройств, и первоначально предусмотренные запасы по монтажной высоте оказываются быстро исчерпаны. Еще одной проблемой, требующей отдельного решения, является интеграция системы управления вновь вводимых устройств в общую систему управления информационной инфраструктурой.

Работы по аппаратной модернизации СКС требуют весьма тщательной предварительной организационной подготовки, так как по степени сложности они мало отличаются от построения новой кабельной системы. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев модернизация СКС предполагает довольно продолжительную остановку функционирования той части кабельной системы, которая затрагивается подобной процедурой.

СОЗДАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Как уже отмечалось, конфигурация структурированной проводки меняется в процессе текущей эксплуатации. Комплекс правил и положений, регламентирующих выполнение данных операций, нормируется стандартами на администрирование. Пассивный характер СКС не позволяет внедрять средства автоматизации и тем самым существенно затрудняет адекватное отражение изменений в эксплуатационной документации.

Финансирование работ по формированию системы администрирования на этапе создания СКС зачастую осуществляется по остаточному принципу. Более того, в ряде случаев из соображений «экономии» эти работы просто не выполняются или даже выводятся из перечня как «ненужные». Вместе с тем, наличие системы администрирования на момент запуска СКС не дает гарантии сохранения управляемости в дальнейшем. В процессе развития кабельной системы ее класс может меняться в соответствии с определением стандарта TIA/EIA-606-A. Кроме того, обслуживающий персонал не всегда отражает в эксплуатационной документации выполненные переключения. Все это может привести к необходимости восстановления системы администрирования или даже ее создания заново на уже действующем объекте.

Минимальный объем информации, необходимый для полного контроля за конфигурацией СКС, определяется требованиями действующих стандартов на администрирование структурированной проводки. Для выполнения положений этих нормативных документов в распоряжении обслуживающего персонала должны находиться данные не только о текущей конфигурации кабельной системы, но и об имеющихся ресурсах.

Наиболее часто возникает потребность в следующей информации:

  • о расположении информационных розеток СКС на рабочих местах пользователей с указанием количества розеточных модулей, их категории, а также сведений об их привязке к отдельным техническим помещениям;
  • о трассах прокладки основных и резервных кабелей на всех уровнях кабельной системы;
  • о месте прокладки и физическом состоянии кабельных каналов различных разновидностей, а также степени их заполнения;
  • о коммутационном оборудовании в технических помещениях, наличии свободного места в монтажных шкафах, о незанятых портах на коммутационных панелях и (крайне желательно) данных по свободной емкости активного сетевого оборудования различного назначения.

Основой системы администрирования является база данных, как то предусмотрено стандартами. Она включает в себя кабельный журнал с таблицами соединений и поэтажные планы с нанесенными на них информационными розетками рабочих мест пользователей, трассами прокладки кабелей и маршрутами каналов, а также протоколы тестирования характеристик и т.д.

В большинстве случае речь идет об электронной базе данных, которая представляет собой самостоятельный специализированный программный продукт или является частью системы интерактивного управления СКС (см. статьи автора в февральских номерах «Журнала сетевых решений/LAN» за 2002 и 2008 гг.). Такие базы данных не конкурируют, а дополняют друг друга. Парадокс объясняется тем, что система интерактивного управления СКС крайне редко применяется на магистральных уровнях кабельной системы из-за ее малой эффективности именно в этой части проводки.

В отношении специализированной базы данных системы неинтер-активного управления (пример — продукт Cable Scout, разработанный немецкой компанией JO Software) выдвигаются следующие основные требования:

  • совместимость с широко распространенными программными продуктами массового применения;
  • использование развитого и, по возможности, интуитивно понятного графического интерфейса, а также полноценной системы контекстных меню и подсказок, что позволяет сократить время обучения;
  • модульный характер построения для увеличения эксплуатационной гибкости;
  • наличие специализированных опций автоматизированного планирования штатных и аварийных переключений с привлечением различных критериев для ранжирования вариантов.

Внесение в систему электронного документирования данных о существующей кабельной системе и о произведенных в ней изменениях осуществляется в процессе создания уровня администрирования, соответствующего требованиям действующих профильных стандартов. Аналогичная работа осуществляется во время восстановления системы администрирования, утерянной в процессе эксплуатации. Второй случай отличается тем, что наряду с формированием базы данных в нее приходится параллельно вносить текущие эксплуатационные изменения.

ПРОЧИЕ ВИДЫ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ СИСТЕМНОГО ИНТЕГРАТОРА

С точки зрения логики сначала необходимо провести обследование уже построенной и находящейся в эксплуатации кабельной системы в здании или комплексе зданий. Данные работы включают в себя:

  • визуальный осмотр отдельных компонентов кабельных трактов СКС с целью выявления повреждений и нарушений правил
    монтажа;
  • документирование стационарных линий и трактов с формированием полноценной базы данных, структура и область действия которой задается актуальными стандартами на администрирование (TIA/EIA-606-A и
    ISO/IEC 14763-1);
  • тестирование кабельных линий СКС на соответствие требованиям действующих редакций основных стандартов (ISO/IEC 11801:2002 и TIA/EIA-568-B) с предоставлением протоколов измерений.

По результатам обследования специалисты системного интегратора составляют отчет. Ценность этого итогового документа существенно возрастает, если в него включается раздел с рекомендациями по восстановлению исходного технического уровня существующей кабельной системы, а также предложениями по ее модернизации и развитию.

Линии проложенной кабельной системы могут не удовлетворять требованиям действующих редакций основных стандартов в отношении объектов класса D и выше. В данной ситуации в отчете отражаются причины сложившегося положения дел, а в выводах даются советы по устранению недостатков. Статистика свидетельствует: невыполнение требований нормативных документов происходит обычно из-за использования в кабельной системе компонентов ненадлежащего качества. Нельзя сбрасывать со счетов нарушения технологии монтажа в процессе строительства кабельной системы.

Результаты маркетинговых исследований показывают, что на протяжении всего времени существования СКС гарантийной поддержкой производителя было охвачено всего около 15% инсталлированных пользовательских портов. Отсюда следует, что на рынке востребована услуга постановки на гарантию ранее построенной кабельной системы, если процедура сертификации по тем или иным причинам не проводилась. Работа по восполнению данного пробела завершается выдачей соответствующего сертификата. Фактически системный интегратор проводит проверку качества проведенной ранее инсталляции кабельной системы. Порядок выдачи сертификата и уровень предоставляемой гарантии определяется внутренними правилами производителя СКС.

В силу особенностей развития нормативной базы СКС потенциально востребована такая интересная разновидность услуги, как возобновление гарантии на качественно новом уровне за счет повторной сертификации структурированной проводки. Это обусловлено тем, что наращивание быстродействия сетевых интерфейсов проводилось, в первую очередь, за счет многоуровневого кодирования линейного сигнала. Такой подход позволял обойтись без увеличения верхней граничной частоты кабельных трактов СКС или же расширить ее незначительно.

Побочным эффектом от применения процедуры ресертификации является необходимость контроля большего числа параметров, так как помехоустойчивость многоуровневого линейного сигнала уменьшается. Внешне прохождение процедуры ресертификации сопровождалось не увеличением основного индекса категории элементной базы или класса линии, а только добавлением к нему суффикса (например, замена Категории 5 на 5е, а также 6 на 6а).

Профилактические работы на существующей кабельной системе в каноническом смысле этого термина очевидны и сводятся к перекладке шнуровых изделий и перемычек на панелях коммутационного поля в технических помещениях. Существенно реже выполняются аналогичные операции на рабочих местах. В их перечень входит замена конечных пользовательских шнуров и поврежденных лицевых пластин розеток, восстановление маркировки, установка заглушек в незадействованные порты и т.д.

Ремонтно-восстановительные работы, проводимые в аварийных ситуациях, включают в себя выявление, локализацию и устранение неисправностей, из-за которых возникли нарушения связи. Основные операции проводятся на линиях и трактах кабельной системы и заключаются в сращивании (по временной схеме с последующей заменой на стандартные) поврежденных линейных кабелей, замене неисправных розеточных модулей и вышедших из строя коммутационных шнуров.

Особой формой сервисного обслуживания СКС является работа с персоналом владельца или арендатора кабельной системы с целью доведения его профессиональной квалификации до уровня требований стандартов. Для этого в учебном центре системного интегратора или производителя СКС организуются курсы для системных администраторов и других специалистов заказчика. Программа охватывает общие вопросы эксплуатации кабельной системы и включает в себя тренинги по некоторым специальным проблемам (методы локализации простейших неисправностей, правила их устранения, принципы ведения эксплуатационной документации и т.д.). Достаточно эффективным оказывается участие специалистов заказчика в процессе строительства СКС, что отдельным пунктом предусматривается в договоре. Такой опыт весьма ценен для тех, кто впоследствии будет работать с СКС. Непосредственное участие в процессе создания кабельной системы позволяет перенять новейшие знания, которые невозможно получить на учебных занятиях.

Сроки, условия и периодичность выполнения всех работ оговариваются в договоре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенные выше положения позволяют констатировать следующее.

  1. В процессе текущей эксплуатации в условиях реального объекта структурированная кабельная система, несмотря на свою гибкость и эксплуатационную надежность, нуждается в обширном сервисном обслуживании.
  2. Работы по сервисному обслуживанию СКС отличаются большим разнообразием и в некоторых случаях затрагивают более высокие уровни информационной системы предприятия.
  3. Обслуживание мелких, средних, а в ряде случаев и крупных СКС целесообразно выполнять по схеме аутсорсинга с передачей основных и вспомогательных функций специализированной внешней организации в рамках соответствующего договора.
  4. 4. В процессе сервисного обслуживания может быть восстановлен первоначальный технический уровень кабельной системы и проведена модернизация с целью расширения функциональных возможностей проводки, увеличения ее класса и улучшения других потребительских качеств.

Алексей Ефанов — начальник отдела продаж кабельных систем компании «АйТи». Андрей Семенов — директор центра развития «АйТи-СКС» компании «АйТи». С ним можно связаться по адресу: ASemenov@it.ru.


Рисунок 1. Основные разновидности работ по сервисному обслуживанию СКС.

Рисунок 2. Основные направления аппаратной модернизации СКС.