Помимо крупнейших мировых игроков, как, например, американская компания Archibus или американо-финская Bentley Systems, влияние на рынок CAFM оказывают многочисленные европейские предприятия. Наряду с крупными, зарекомендовавшими себя компаниями, на рынке Европы работают множество небольших инженерных бюро —как правило, из области систем автоматизированного проектирования (Computer-Aided Design, CAD) —они активно пытаются испортить жизнь лидерам, занимаясь ценовым демпингом. «Чтобы обеспечить долгосрочную пригодность продукта и надлежащую поддержку, серьезности намерений недостаточно, поставщик услуг должен иметь соответствующий размер как компания, — говорит Айк Роземанн, руководитель отдела маркетинга Loy&Hutz, известного немецкого производителя систем CAFM. — С большим скепсисом мы наблюдаем за увеличением количества несерьезных предложений. В результате страдают не только клиенты, но и вся отрасль CAFM, которая теряет свой завоеванный за долгие годы положительный образ.»

Крупные игроки, к примеру, Aperture Software (центральное представительство в Австрии), BFM Building+Facility Management, Graphisoft Deutschland (центральное представительство в Венгрии), Kessler Real Estate Solutions, Loy&Hutz, N+P Informationssysteme, Planon Deutschland (центральное представительство в Нидерландах), Sauter-Cumulus, Speedikon Facility Management и многие другие, чаще всего нацелены на одну или несколько отраслей. Более мелкие производители решений CAFM различаются определенной технической специализацией. Типичные целевые отрасли —рынок недвижимости во всей своей многогранности, в том числе больницы, офисные здания и досуговые комплексы, промышленность, общественная администрация, розничная торговля, транспортные комплексы, снабжение (канализация, электричество, телекоммуникации и т.д.), банки и финансовые услуги, а также научно-исследовательский сектор.

В плане функциональности программные пакеты CAFM можно разделить на три категории: техническое, инфраструктурное и коммерческое управление основными фондами (Facility Management, FM). Каждая область настолько обширна, многослойна и сложна, что ни один производитель не способен полностью охватить все аспекты. На уровне функций крупные компании пытаются выделиться за счет максимально широкой палитры, а мелкие целенаправленно ищут пробелы или предлагают некие «минималистские» системы CAFM по низкой цене.

В качестве ядра инфраструктурного FM выступает управление площадями, в большей или меньшей степени влияющее на большинство других разделов FM. В эту категорию попадают также службы, отвечающие за уборку, безопасность и домоуправление, обслуживание непроизвод-ственных помещений, общественное питание, управление переездами и проведение различных мероприятий, офисная служба, хранение ключей и вывоз мусора. Однако управление площадями играет центральную роль и с точки зрения охвата всех категорий, ведь, к примеру, практически все управление технической частью четко соотносится с конкретными помещениями.

Одна из распространенных современных тенденций в сфере управления ИТ — привязка ресурсов ИТ к целям предприятия и прибыли. Изначально именно эта идея была для FM ключевой, впоследствии она нашла свое воплощение в коммерческом FM. В качестве ресурсов здесь рассматриваются не только ИТ, но и все «материальное обеспечение», которое может быть представлено в виде строений, земельных участков, оборудования, станков, мебели, инвентаря — в общем, всего, что можно пересчитать. Центральные компоненты коммерческого FM — подсчет расходов и контроль. Сюда относятся и такие аспекты, как управление контрактами, инвентарем, страхованием и закупками, оплата аренды и побочных издержек, бухгалтерия по имуществу и налогообложение. К сожалению, на практике коммерческое FM отходит от своей ключевой идеи или опускается до уровня простого управления, лишенного стратегической составляющей. Знатоки отрасли призывают к формированию «нового сознания», дабы стратегический потенциал коммерческого CAFM стал восстребованным.

CAFM И УПРАВЛЕНИЮ ИТ ПОКА НЕ ПО ПУТИ

На протяжении последних 20 лет управление ИТ и FM активно развивались, однако это развитие осуществлялось параллельно и без явно выраженного стремления к обоюдной интеграции. Подобный сепаратизм поразителен, ведь по своей сути обе дисциплины очень схожи. И та и другая рассчитаны на то, чтобы максимально эффективно содержать, организовать и администрировать имеющиеся ресурсы, способствуя процветанию бизнеса. При этом CAFM традиционно занимается классическими факторами производства (земля/строения, оборудование и капитал), а управление ИТ нацелено преимущественно на инновационные — прежде всего информацию, а также коммуникационную и ИТ-инфраструктуру.

Хотя мировые лидеры рынка ИТ еще не сели за стол переговоров с производителями систем CAFM, технология CAFM уже давно протянула свои щупальца в сторону ИТ. Так, третий раздел CAFM, занимающийся техническим FM, помимо традиционных функций (контроль за магистралями и каналами, управление энергопотреблением и складскими помещениями, техническое обслуживание, техно/автопарк, системы безопасности и противопожарной защиты, техническая документация, проверка и обслуживание и пр.) включает управление связью, ИТ/сетями и кабельной проводкой. При этом техническое направление FM в меньшей степени занимается контролем соединений и подключений, оно нацелено на определенные физические характеристики (см. Рисунок 1). Так, типичная функция CAFM — удостовериться в том, что оплетка используемого кабеля соответствует требованиям противопожарной безопасности, предъявляемым к данным помещениям. А эти требования, в свою очередь, зависят от таких факторов, как оборудование, температура в помещении, его назначение и многое другое. Такие аспекты, как точные пути прокладки кабеля и распределение в кабельных коробах также детально документированы на планах CAD. Этот пример ясно показывает, как важна перекрестная связь с другими категориями CAFM, в особенности с управлением площадями.

Рисунок 1. Техническое направление CAFM контролирует все отопительные системы и приводные двигатели, включая «историю» их обслуживания, управление неполадками и проверку на экономичность.

Даже если кажется, что существует четкое разделение между задачами управления ИТ и FM, — на практике часто так и происходит, — то в изначальном подходе FM этого разделения нет. В долгосрочной перспективе вполне возможно тесное слияние двух дисциплин управления, что (по крайней мере, с точки зрения FM) было бы весьма желательно. Тогда цель, которая лишь недавно стала приоритетной в управлении ИТ, — поставить ресурсы ИТ на службу корпоративных бизнес-задач — могла быть включена в более широкий контекст FM. Это, в свою очередь, оказалось бы очень полезным для управления бизнесом, позволив удовлетворять потребности более гибко и целенаправленно и лучше оптимизировать деятельность предприятия.

Действительно глубокое слияние пока не ожидается, однако начинают формироваться первые связи. Один из свежих примеров — Loy&Hutz. Этот производитель систем CAFM сотрудничает с компанией Steinmayr Net Intelligence в области управления кабельным хозяй-ством. Steinmayr предоставляет программные решения как для физического, так и логического управления сетями и инфраструктурой, включая сопряженные процессы. У Loy&Hutz данные решения интегрированы в раздел технического FM. Аналогичные формы кооперации существуют и у многих других участников рынка, а крупнейшие компании имеют собственные команды разработчиков в области управления ИТ. К примеру, Archibus, штат которой насчитывает более 3000 сотрудников по всему миру, располагает уже внушительным портфолио в сфере управления ИТ и телекоммуникациями. Правда, стремление к интеграции и здесь несколько одностороннее, без участия ведущих производителей сферы управления ИТ.

АДАПТАЦИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ

Знакомясь со сложнейшей структурой CAFM, понимаешь, что «окончательной системы CAFM» нет и не будет. Ряд базовых компонентов, к примеру, управление площадями, на котором базируются многие другие функции, включаются практически во все программы CAFM, но многие нацелены на конкретные потребности. «Visual FM, к примеру, способна управлять показаниями счетчиков для объектов недвижимости и оборудования и относить их к различным статьям расходов в зависимости от плана распределения, — поясняет Роземанн. — Это необходимо, если, к примеру, помещения совместно используются университетом и поликлиникой, а побочные издержки распределяются пропорционально потребляемым ресурсам. Такие возможности демонстрируют гибкость продукта». В результате, помимо трех традиционных категорий CAFM, образовалась еще и четвертая: «прочее». Примерами функций этого нового раздела, не имеющего четких границ, могут служить управление посетителями, администрирование документации или поддержка справочных служб и «горячей линии».

Что касается интерфейсов приложений, то лишь немногие производители систем CAFM позволяют третьей стороне вносить модификации и дополнения. Иначе дело обстоит с интерфейсами к наиболее распространенным бизнес-приложениям, к примеру, Enterprise Resource Management (ERP), офисным программам, приложениям для управления документацией, а также программам AVA. Здесь программные пакеты зачастую предоставляют возможность прямого подключения. Чтобы облегчить заполнение баз данных, лежащих в основе любой системы CAFM (к примеру, Oracle, MS-SQL, Sybase SQL, а в дешевых вариантах и Dbase), приложения CAFM воспринимают многочисленные форматы, особенно из сферы графики и CAD (основа для управления площадями).

Рисунок 2. Рынок FM многогранен, поэтому специализированные мероприятия организуются для различных областей, к примеру, выставка Maintain в Мюнхене. Сложность и многообразие программ CAFM заставляют обращаться к партнерам, способным помочь предприятию при выборе ПО, его внедрении и настройке в соответствии с индивидуальными потребностями, если это возможно. Однако компаний, специализирующихся на внедрении решений CAFM, по-прежнему очень мало, среди них Arcdata, Axentris, DS-Plan, Gruener, IBS, Korasoft, Mohnke и Reality Consult. Для тех, кто желает самостоятельно заняться этим во-просом, проводится целый ряд тематических выставок и мероприятий: к примеру, 6-8 мая во Франкфурте-на-Майне пройдет выставка Facility Management, а за месяц до этого (6-11 апреля) там же состоялась выставка Light&Building. Кроме того, «менеджеру по основным фондам» полезно обратить внимание на следующие важные выставки: Expo Real (6-8 октября, управление недвижимостью) и Maintain (14-16 октября, акцент на промышленность) в Мюнхене (см. Рисунок 2), а также Medica (19-22 ноября, основная тематика: здравоохранение) в Дюссельдорфе. В рамках серии мероприятий Konradin Events журнал LANline организует технический форум Facility Management (Франкфурт, 15 сентября).

Хотя программное обеспечение для CAFM активно развивается, логичные цельные концепции попрежнему предлагаются крайне редко. Слишком часто CAFM используется лишь как «завхоз», а не в качестве инструмента для действительного повышения продуктивности. Интерес к управлению ИТ может придать этому направлению новые импульсы, и, возможно, управление ИТ и CAFM действительно сблизятся. По крайней мере, уже появились первые признаки такой интеграции.

Штефан Мучлер — ведущий корреспондент журнала LANline.


© AWi Verlag