Более того, уже не первый год многие производители, операторы и эксперты говорят о неотвратимости перехода исключительно на сети IP — они должны прийти на смену устаревшим сетям TDM, не поспевающим за быстро растущими потребностями пользователей. Так ли это на самом деле, нужен и возможен ли «неразрушающий» переход от TDM к IP, пытались ответить участники «круглого стола», проходившего в рамках 12-й конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям.

Игорь Масленников, один из верных адептов IP-телефонии в России, бессменный организатор и ведущий подобных «круглых столов», ныне занимающий пост директора по развитию бизнеса компании «МФИ-Софт», считает, что у телекоммуникаций на базе коммутаторов TDM нет будущего. И это несмотря на технологическую и организационную зрелость данных решений, проработанность бизнес-моделей и правовой базы, а также многие другие плюсы. Сегодня практически не осталось традиционных связистов, занимающихся только телефонией —почти все операторы являются универсальными в том смысле, что дополнительно к телефонной связи предоставляют и доступ в Internet. Поэтому они вынуждены поддерживать и развивать две разных сетевых инфраструктуры и два разных направления бизнеса. Эта ситуация сложилась исторически и cвязана со сменой парадигмы в отрасли связи — переход с коммутации каналов на пакетную коммутацию. Масленников считает такую ситуацию ненормальной, временной, а вопрос объединения этих двух частей в единое целое — самым главным для сегодняшних телекоммуникаций.

ВЗГЛЯД ОПЕРАТОРОВ

Большинство операторов понимают, что будущее за IP, однако сворачивать сети TDM они пока не собираются. Этот отлаженный механизм, по их мнению, будет еще долгие годы приносить стабильный доход, а инфраструктуру TDM можно быстро и без существенных затрат заменить или нарастить (снижение цен на коммутаторы TDM связано с тем, что на протяжении последних нескольких лет многие производители перестали вкладывать деньги в их разработку и модернизацию). Более того, на просторах нашей страны немало аналогового оборудования, которое пока не дождалось «цифровизации». Как сообщил Алексей Рокотян, первый заместитель генерального директора компании «Норильск-Телеком», номерную емкость их сети до сих пор на 50% обеспечивают аналоговые АТС, а другие 50% — цифровые (TDM). Впрочем, не где-то далеко в Норильс-ке — в Москве координатная АТС, отработавшая 67 лет, была заменена на цифровую совсем недавно!

Спрос на новые услуги, реализуемые с помощью технологий IP, заметен только в корпоративном секторе, а рядовому конечному пользователю нужна простая телефонная связь. Доля востребованных дополнительных услуг на городских и особенно сельских АТС очень мала (это обусловлено не только невысокой информированностью, но и низкой платежеспособностью основной массы абонентов), а на поддержание сети IP в масштабах города может потребоваться гораздо больше инвестиций, чем на наращивание уже существующей сети TDM. По надежности традиционные АТС пока заметно превосходят оборудование IP, поэтому разговоры о сложности их эксплуатации явно надуманы. (Тем не менее, в целом сеть IP, построенная с достаточной избыточностью, надежнее сети TDM, так как в последней обычно не предусмотрено резервирование на географическом уровне). А успехи в продажах IP-АТС и IP-телефонов, о которых так радостно рапортуют производители оборудования, в основном ограничиваются корпоративным сектором. По словам Андрея Бряндинского, генерального директора компании CompTek, корпоративные клиенты уже, как правило, не покупают аналоговые телефоны, доля IP-телефонов приближается к 45%, а остальные 55% составляют цифровые модели. Cisco Systems недавно продала 14-миллионный IP-телефон, что, конечно, немало, но по-прежнему едва заметно на фоне нескольких миллиардов обычных аппаратов.

Дополнительные сложности для развертывания услуг IP в нашей стране создает устаревшая нормативная база. Так называемый 98-й приказ Мининформсвязи, касающийся маршрутизации местных звонков, заметно ограничивает возможности работы операторов IP-телефонии и реализации сервисов FMC (конвергенция услуг фиксированной и мобильной связи). Его следствием может стать замедление развития отечественных операторов подобно тому, как это произошло с отечественным автопромом. С ростом потребностей пользователей и приходом в Россию крупных международных операторов, уже имеющих серьезный опыт предоставления новых услуг, наши компании могут оказаться неконкурентоспособными.

Тем не менее, пока ничего страшного в наличии двух (IP и TDM) инфраструктур Рокотян не видит, и считает их сосуществование — при условии хорошо налаженного бизнеса — вполне нормальным. Рано или поздно переход на IP произойдет, но пока, по его словам, одновременное управление инфраструктурами TDM и IP не порождает серьезных проблем. С ним согласны и многие другие операторы, и ряд экспертов. Конечному пользователю, не искушенному в современных телекоммуникационных технологиях, абсолютно все равно, каким образом подключается его телефонная трубка и реализуется та или иная услуга связи. Главное, чтобы она надежно работала
и была недорогой.

Существенным фактором является гораздо более высокий ценовой «порог вхождения» для пользователя в сеть IP по сравнению с TDM. Если в последней он не превышает 300-500 рублей за аппарат при примерно такой же ежемесячной абонентской плате, то IP-телефон или компьютер стоят как минимум на порядок больше. Вместе с тем, пропасть между TDM и IP лежит, скорее, в технологической плоскости и существует только в головах тех, кто обслуживает эти сети. Для поддержки сети IP нужно меньше специалистов, но их квалификация, а соответственно, и зарплата должна быть выше, чем в случае сетей TDM.

Как отмечает независимый эксперт Наум Мардер, область телекоммуникаций пережила немало коренных преобразований; 20 лет назад, по его словам, понятие «оператор» существовало только в Северной Америке, а в Европе связь обеспечивали государственные организации уровня министерств. Уже значительно позже, после приватизации отрасли, госорганы занялись сферой регулирования, а операторы стали работать на конкурентном рынке. По его мнению, прибыль, несмотря на падение тарифов (в основном из-за распространения IP-телефонии) осталась на прежнем уровне, потому что вместе с тарифами упали и затраты на поддержание функционирования сетей. Более того, Мардер считает, что вовсе не обязательно все телекоммуникации переводить на IP, в определенных случаях более эффективными могут оказаться другие технологии, например оптическая коммутация. IP и TDM будут существовать параллельно еще долго, и, вполне вероятно, появятся за это время другие доминирующие технологии.

Одним из альтернативных вариантов развития является построение конвергентной сети нового поколения (NGN) на основе широко пропагандируемой производителями оборудования архитектуры IP Multimedia Subsystem (IMS). Поставщики и разработчики характеризуют его как эффективный инструмент для сокращения эксплутационных затрат, создания новых услуг и повышения доходов. Тем не менее, он недостаточно стандартизирован, и каждый производитель предлагает свою платформу для реализации IMS. В целом же присутствующие на конференции операторы оценили его не как действенный способ выживания и развития, а лишь как средство «продления жизни» традиционных операторов.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ БИЗНЕСА

С чем все согласны, так это с необходимостью обеспечить преемственность в случае, если оператор TDM, не ограничиваясь только эффективной передачей битов и байтов, примет решение предоставлять разнообразные современные услуги конечным пользователям. В такой ситуации без перевода части инфраструктуры на IP ему не обойтись. Главное при этом — сохранить бизнес и доходы. Раньше основной приток средств поступал из минут связи, а теперь деньги должны приходить от передачи байтов, новых услуг и подключений Internet. Для такого сценария нет однозначного пути миграции компании из одного состояния в другое, общего рецепта выживания, способа сохранения специалистов, корпоративных наработок и др. Главное — удержать существующих клиентов и, по возможности, получить новых. Однако не надо забывать о том, что значительную часть рыночного пирога у традиционных операторов начинают отбирать совершенно новые стремительно растущие компании наподобие Skype.

Пять лет назад сети Skypе еще не существовало, а сейчас у нее уже более 200 млн абонентов. О предоставлении различных телекоммуникационных сервисов в общедоступных и корпоративных сетях на базе технологий IP объявляют все больше компаний —
и Internet-гиганты вроде Google и Yahoo, и производители программного обеспечения, в частности, компания Microsoft. Последняя в конце октября представила ПО «Объединенные коммуникации» (Unified Communications), которое призвано удовлетворить все потребности в голосовой связи пользователей персональных компьютеров, работающих под управлением Windows и подключенных к корпоративной сети или Internet. «Продвинутые» пользователи, оценившие возможности широкополосного доступа в Internet, с удовольствием переходят на такие сервисы и практически бесплатную международную и междугородную мультимедийную связь. В подобной ситуации уделом традиционного оператора может остаться только транспорт и доступ в Internet. Впрочем, роль битовой «трубы» не менее почетна, чем любая другая роль в современном телекоммуникационном мире. Более того, иногда выделение бизнеса продажи услуг из бизнеса передачи байтов становится, наоборот, необходимым условием выживания оператора. Главное — не разрушить абонентскую базу, а миграция от одной технологии к другой —внутреннее дело оператора.

Ростислав Сергеев — зам. главного редактора «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: rsergeev@lanmag.ru.