Yankee Group объявила 2006 г. годом SOA. Данная концепция находит растущее применение в Соединенных Штатах безотносительно отрасли и размера компании. Как ожидается, в этом году должно завершиться множество проектов, а уровень проникновения в зависимости от отрасли достигнет 90% и выше. Таким образом, как отмечается в отчете 2005 US Enterprise SOA Survey, речь идет не о тенденции-однодневки, а о действительно широком движении.

Однако, как показал проведенный в том же 2005 г. опрос IDG, лишь чуть более половины профессионалов (52%) в области ИТ ответили утвердительно на вопрос о своем знакомстве с концепцией SOA, остальные (45%) заявили, что слабо себе представляют, о чем идет речь. О недостаточной осведомленности специалистов, не говоря уже о бизнесменах, свидетельствует и недавний опрос Freeform Dynamics. Только 10% опрошенных причислили себя к экспертам по данному вопросу, поскольку на их предприятии эта концепция реализована (приведенная цифра может служить косвенной оценкой реальной степени проникновения SOA).

Как пишет Сюзанна Франке в своей статье «Служебная дерзость», «ориентированная на услуги архитектура относится к темам, с которыми в будущем неизбежно придется разбираться и сетевому администратору». Что же она собой представляет? Как и в случае любой другой формирующейся концепции, в отрасли еще не сложилось единого определения SOA. К тому же, давая собственные определения, производители зачастую выделяют лишь некоторые специфические черты в зависимости от того, какие продукты они продвигают. Это вносит дополнительную путаницу в восприятие SOA со стороны рынка. Как отмечается в исследовании IDG, респонденты поставили «повторное использование приложений», действительно сущностную характеристику SOA, лишь на пятое место среди предложенных определений.

Иначе говоря, излишняя шумиха только вредит. Между тем, как отмечается в исследовании Freeform Dynamics, практика подтверждает оправданность внедрения SOA. Это и упрощение интеграции приложений и информации, и минимизация дублирования функциональности, и избежание повторной разработки и т. п. Помимо непосредственной экономии на лицензиях, оборудовании, разработке, следование модели SOA сулит и немалые косвенные выгоды в результате ускорения разработки за счет повторного использования имеющихся компонентов, улучшения адаптируемости к новым бизнес-задачам, уменьшения риска несовместимости приложений и сервисов и т. д.

В концепции SOA нет ничего нового. Системы с распределенными компонентами создавались и ранее. Однако теперь необходимые технологии и стандарты достигли зрелости, а сама концепция получила широкое признание в отрасли. И хотя SOA — это скорее подход, чем технология, выработка единой точки зрения должна способствовать ее распространению. Созданный организацией по развитию стандартов на структурированную информацию (Organization for the Advancement of Structured Information Standards, OASIS) технический комитет по разработке эталонной модели сервисной архитектуры (SOA Reference Model, SOA-RM) ставит перед собой задачу определить необходимый набор концепций, функциональных элементов, архитектурных шаблонов.

А фокус SOA на концепции сервисов, понятной и технарям, и бизнесменам, должен способствовать преодолению языкового барьера между ними.